Решение по делу № 3а-444/2022 от 13.12.2021

                                                                                                             дело № 3а-444/2022

                                                                                            32ОS0000-01-2021-001526-64

Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         гор.Брянск                                                                              22 февраля 2022 года

         Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи           Богородской Н.А.,

при секретаре                                       Скрипиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновой Натальи Брониславовны об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

                                                        У С Т А Н О В И Л :

           Ульянова Н.Б. обратилась в Брянский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве аренды земельного участка, площадью 1000000+/-8750 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – рыбоводство, кадастровая стоимость которого составляет 4 200 000 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 940 000 руб., ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка не соответствует рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца, как арендатора, поскольку арендная плата за пользование данным земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.

          Административный истец Ульянова Н.Б. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявлено. В ходатайстве от 22 февраля 2022 года представитель административного истца Вольфина А.М. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.

           Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, администрация Выгоничского района Брянской области и Выгоничская поселковая администрация о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных органов не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

         В отзыве на административный иск от 26 января 2022 года представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е. возражает против удовлетворения административного иска, поскольку установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта в размере его рыночной стоимости не оспаривает.

            В ходатайстве от 21 февраля 2022 года представитель административного ответчика - управления Росреестра по Брянской области Казанская Ю.М. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административный иск от 28 января 2022 года представителем управления Росреестра по Брянской области Тихоновой Е.В. указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, а также не оспаривается представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорного объекта. Управление Росреестра по Брянской области административные исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку, как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.

            В отзыве на административный иск от 26 января 2022 года представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е. против удовлетворения заявленных требований возражает, указав, что полученный оценщиком результат рыночной стоимости спорного объекта не соответствует действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной не оспаривает.

           В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Ульяновой Н.Б., представителя административного истца Вольфиной А.М., представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, администрации Выгоничского района Брянской области и Выгоничской поселковой администрации.

          Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

          Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

          В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

           Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

           Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).

          Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

          Как следует из материалов административного дела, на основании договора № 113 аренды земельного участка от 03 декабря 2004 года, договора уступки прав аренды земельного участка от 10 июля 2015 года административный                             истец Ульянова Н.Б. является арендатором земельного участка, площадью 1000000+/-8750 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: рыбоводство, кадастровый , адрес: <адрес> арендная плата за пользование которым, исходя из условий указанного выше договора аренды и постановления Правительства Брянской области от 11 декабря 2015 года № 595-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брянской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов», рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. Срок действия договора аренды с 23 июля 2015 года по 25 мая 2056 года.

          Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 сентября 2021 года                               № КУВИ-002/2021-124366147 и приказу управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 кадастровая стоимость земельного участка кадастровый , адрес: <адрес>, составляет 4 200 000 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 1498 22.11.2019.

         В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

         Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

          В силу разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

           Таким образом, права и обязанности административного истца Ульяновой Н.Б., как арендатора земельного участка, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, и она вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении данного земельного участка рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

          В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

          Административный истец Ульянова Н.Б., оспаривая кадастровую стоимость указанного в административном иске земельного участка, в обоснование заявленных требований представила отчет об оценке от 07 октября 2021 года                      № 269-10/21Н, выполненный ООО «Бизнес Фаворит», согласно которому рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: рыбоводство, кадастровый , адрес: <адрес> по состоянию на 01 января 2019 года составляет 1 940 000 руб.

         Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 20 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

          В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля                 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

          Проверяя представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, указанного в административном исковом заявлении, суд исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки №№ 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки, ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

         Как следует из материалов административного дела, содержание представленного отчета об оценке от 07 октября 2021 года № 269-10/21Н, выполненного ООО «Бизнес Фаворит», свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценки оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, оценщиком учтено месторасположение спорного объекта, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных месту расположения объекта оценки.

Согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

          Представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости указанного в административном иске земельного участка                               № 269-10/21Н от 07 октября 2021 года выполнен оценщиком ФИО9, который является действительным членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, его деятельность по оценке застрахована.

          В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Вместе с тем, доказательств, опровергающих указанный выше отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали обоснованность представленного отчета о рыночной стоимости спорного объекта, доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка не представили, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявляли.

          Таким образом, оценивая представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, от 25 сентября 2014 года № 611, и находит его допустимым доказательством по делу, поскольку оценка рыночной стоимости земельного участка произведена на основании исследования и анализа рынка недвижимости, расчет итоговой рыночной стоимости сделан с использованием сравнительного подхода, обоснованность применения которого надлежащим образом изложена в описательной части отчета.

          На основании изложенного, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на нее обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости указанного в административном иске земельного участка, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 07 октября 2021 года № 269-10/21Н, выполненный ООО «Бизнес Фаворит», отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ульяновой Н.Б. и установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 1000000+/-8750 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: рыбоводство, кадастровый , адрес: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 940 000 руб.

          Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

         Как следует из материалов административного дела, Ульянова Н.Б. обратилась     в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 19 ноября 2021 года (л.д.59 ).

        Таким образом, датой подачи Ульяновой Н.Б. заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости следует считать 19 ноября 2021 года, т.е. дату ее обращения в суд.

С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Доводы представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, изложенные в представленных возражениях на административный иск, о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).

          Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

          административное исковое заявление Ульяновой Натальи Брониславовны об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

          Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1000000+/-8750 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: рыбоводство, кадастровый , адрес: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере               1 940 000 руб.

         Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 ноября 2021 года – дату обращения Ульяновой Н.Б. с настоящим административным иском в суд.

         Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

             Судья                                                                           Н.А.Богородская

              Мотивированное решение суда изготовлено 10 марта 2022 года

3а-444/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ульянова Наталья Борисовна
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
Управление Росрееста по Брянской области
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
Другие
Выгоничская поселковая администрация
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Богородская Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
13.12.2021Регистрация административного искового заявления
13.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Подготовка дела (собеседование)
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2022Дело оформлено
19.04.2022Дело передано в архив
22.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее