Дело № 2-1059/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2020 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Позинской С.В.
при секретаре Снытко К.А.
с участием истца Кузнецова С.А., представителя ответчиков МВД России, УМВД России по Брянской области Вяликовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Сергея Анатольевича к МВД России, УМВД России по Брянской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов С.А. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что является пенсионером МВД, поставлен на учет для получения государственного жилищного сертификата с составом семьи четыре человека. В период службы в органах внутренних дел обратился в ОВД Жуковского района Брянской области (в настоящее время МО МВД «Жуковский») с заявлением о признании права в улучшении жилищных условий, с целью выдачи государственного жилищного сертификата.
14.09.2019 года истцом был получен ответ за №7/3232 от 06.09.2019 года, подготовленный начальником тыла УМВД России по Брянской области Л. из содержания которого следует, что Кузнецов С.А. с семьей из четырех человек (включая супругу, дочь, сына) зарегистрированы по месту жительства в квартире площадью 92, 5 кв.м., принадлежащей Кузнецовой Н.И. (матери истца) и на каждого члена семьи приходится более установленной нормы предоставления площади жилого помещения т.е. по 18, 5 кв.м.. В связи с чем, Департамент тыла МВД России правовых основания для оформления и выдачи сертификата не имеет. С целью получения указанного решения №22/4/2-15516 от 08.08.2019 г. обратился с письменным заявлением в УМВД России по Брянской области.
20.11.2019 года УМВД России по Брянской области истцу вручено письмо №22/4/2-15516 от 08.08.2019 с разъяснением оснований отказа в выдаче сертификата.
Полагая, что отказ не соответствует требованиям жилищного законодательства и Правилам выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 истец просил суд признать незаконным сообщение врио начальника Департамента по материально – техническому и медицинскому обеспечению МВД России С. №22/4/2-15516 от 08.08.2019 по вопросу не выдачи сертификата Кузнецову С.А. об отказе в выдаче Кузнецову С.А. государственного жилищного сертификата по плану 2019 года; признать участником подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 год; признать право на получение государственного жилищного сертификата с составом четыре человека; обязать Департамент по материально – техническому и медицинскому обеспечению МВД России, УМВД России по Брянской области выдать государственный жилищный сертификат с включением следующих членов семьи: жена Кузнецова Л.П., сын К.Е., дочь Кузнецова О.С.
Определением суда от 14.01.2020 года участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Кузнецова Л.П., К.Е. в лице законного представителя Кузнецовой Л.П., Левицкая О.С., Кузнецова Н.И., МО МВД РФ «Жуковский».
Истец Кузнецов С.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчиков МВД России, УМВД России по Брянской области по доверенности Вяликова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении требований отказать. Суду пояснила, что истец не является лицом нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно отсутствуют основания для выдачи ему государственного жилищного сертификата.
Третьи лица Кузнецова Л.П., К.Е. в лице законного представителя Кузнецовой Л.П., Левицкая О.С., Кузнецова Н.И., МО МВД РФ «Жуковский» в судебное заседание не явились. Уведомлены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы..." (далее - Правила).
Согласно п. 1 названного постановления Правительства РФ формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В п. 5 Правил указано, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан РФ: сотрудники органов внутренних дел РФ,.. ., содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с Приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Анализ приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что обязательным условием участия в подпрограмме и реализации права на обеспечение жилым помещением в ее рамках является не только нуждаемость в улучшении жилищных условий, но и условие нахождения лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом установлено, что Кузнецов С.А. с <дата> по <дата> служил в органах внутренних дел по Брянской области.
Решением жилищно-бытовой комиссии Жуковского РОВД от 29.12.1995 года Кузнецов С.А. был поставлен на учет в порядке очереди на получение жилья, что подтверждается выпиской из протокола №3 заседания жилищно-бытовой комиссии Жуковского РОСВ от 29.12.1995 г.
12.11.2015 года Кузнецов С.А. обратился с рапортом на имя начальника УМВД России по Брянской области с просьбой о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 год на планируемый 2016 год.
Решением комиссии УМВД России по Брянской области по социальному развитию и материально – техническому обеспечению от 19.11.2015 года Кузнецов С.А. включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 год на планируемый 2016 год с составом семьи 4 человека (он, жена – Кузнецова Л.П., дочь – Левицкая О.С., сын – К.Е.), что подтверждается выпиской из протокола №10.
Как следует из выписки из протокола №1 заседания комиссии МО МВД России «Жуковский» по социальному развитию и жилищно-бытовым вопросам от 11.01.2016 года Кузнецов С.А. поставлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 3.
Как следует из выписки из протокола №1 заседания комиссии МО МВД России «Жуковский» по социальному развитию и жилищно-бытовым вопросам от 11.01.2017 года Кузнецов С.А. поставлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 3.
Как следует из выписки из протокола №1 заседания комиссии МО МВД России «Жуковский» по социальному развитию и жилищно-бытовым вопросам от 09.01.2018 года Кузнецов С.А. поставлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 3.
Как следует из выписки из протокола №1 заседания комиссии МО МВД России «Жуковский» по социальному развитию и жилищно-бытовым вопросам от 24.01.2019 года Кузнецов С.А. поставлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 3 с составом семьи 4 человека.
Письмо от 08.08.2019 года Департамента по материально – техническому и медицинскому обеспечению МВД России на имя Врио начальника УМВД России по Брянской области сообщено, что на каждого члена семьи Кузнецова С.А. включая мать, приходится более установленной нормы предоставления, рекомендовано рассмотреть вопрос о правомерности нахождения Кузнецова с.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на заседании жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Брянской области.
Письмом от 06.09.2019 года УМВД России по Брянской области направленного в адрес Кузнецова С.А. сообщено, что истец с семьей из четырех человек (включая супругу, дочь, сын) зарегистрированы по месту жительства в квартире площадью 92, 5 кв.м., принадлежащей Кузнецовой Н.И. (матери истца). в которой на каждого члена семьи приходится более установленной нормы предоставления площади жилого помещения, в связи с чем правовых оснований для оформления и выдачи сертификата не установлено.
18 декабря 2019 года комиссией УМВД России по Брянской области по социальному развитию и материально – техническому обеспечению принято решение об утверждении списка граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год с составом 9 человек, что подтверждается выпиской из протокола №11 от 18.12.2019 г. В указанный список Кузнецов С.А. включен не был.
Как следует из протокола №1 заседания комиссии МО МВД России «Жуковский» по социальному развитию и жилищно-бытовым вопросам от 10 января 2020 года принято решение об исключении Кузнецова С.А. из списка сотрудников и пенсионером МО МВД России «Жуковский» состоящих на жилищном учете общей очереди.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ N 169 от 18 марта 2003 года и Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД N 345 от 24 мая 2003 года.
Согласно пункту 2 Положения N 345 от 24 мая 2003 года постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В силу пунктов 3, 4, 7 данного Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов РФ (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территориях которых расположены данные подразделения.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с пунктами 7 и 12 Инструкции N 169 от 18 марта 2003 года принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов их семей жилых помещений, в том числе, принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
Учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
Согласно пункту 16 Инструкции N 169 от 18 марта 2003 года право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта. Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Согласно ст. 1 Положения о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Приказом МВД России от 24.06.2011 N 722, Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДТ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области имущественных отношений, организации государственных закупок, материально-технического, медицинского, санаторно-курортного, жилищного, геральдического, метрологического обеспечения.
Основными задачами Департамента являются организация работы по учету жилой площади, по обеспечению жилыми помещениями сотрудников (пенсионеров) органов, организаций и подразделений системы МВД России, а также обеспечение жилыми помещениями сотрудников (пенсионеров) центрального аппарата Министерства (п. 10.7 Положения).
В соответствии с п. 11.46 Положения основными функциями Департамента являются обеспечение жилой площадью сотрудников (пенсионеров), федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, организация работы по обеспечению жилой площадью сотрудников (пенсионеров) органов, организаций и подразделений системы МВД России, а также формирование специализированного жилищного фонда.
Таким образом, включение в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и решение по исключению Кузнецова С.А. из указанного списка не входит в компетенцию Департамента по материально – техническому и медицинскому обеспечению МВД России.
На основании ч. 1 ст. 56, ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Принятие гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтверждается соответствующим решением, на каждого гражданина заводится учетное дело, содержащее сведения об отсутствии жилья в собственности или по социальному найму, о проверке имеющихся жилищных условий, о составе семьи. Только одного обращения с рапортом для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не достаточно.
Как следует из материалов дела, на момент обращения суд с иском 12 декабря 2019 года в отношении Кузнецова С.А. не было принято решение об исключении из списка нуждающегося в улучшении жилищных условий. Письмо от 08.08.2019 года Департамента по материально – техническому и медицинскому обеспечению МВД России на имя Врио начальника УМВД России по Брянской области оспариваемое истцом носит информационный характер и отказом в выдаче государственного жилищного сертификата по плану на 2019 год не является.
Таким образом, исходя из того, что официального решения об отказе истцу в выдаче государственного жилищного сертификата на момент обращения в суд с данным иском, ответчиком не принималось, истцом в ходе рассмотрения дела исковые требования не уточнялись, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать права Кузнецова С.А. нарушенными и подлежащими судебной защите.
Более того, в силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Норма предоставления площади жилых помещение по договорам социального найма сотрудникам и пенсионерам органов внутренних дел установлена статьей 7 Федерального закона от 19.07.2011 г. №248-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью их трех и более человек.
Поскольку истец Кузнецов С.А. является членом семьи Кузнецовой Н.И., то обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет более учетной нормы в размере 18.0 кв. метров.
Таким образом, на членов семьи Кузнецова С.А. приходится по 18, 5 кв. м, что больше учетной нормы жилого помещения на одного человека (18 кв. м), следовательно, он не является лицом нуждающимся в улучшении жилищных условий и не подлежит включению его в программу « Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» следовательно отсутствуют основания для признания за Кузнецовым С.А. права на получение государственного жилищного сертификата и для его выдачи.
Доводы истца о том, что его мать Кузнецова Н.И. не является членом его семьи и она не может быть принята во внимание при решении вопроса об обеспеченности жильем членов семьи истца, жилое помещение, принадлежащее его матери не подлежит учету при расчете нуждаемости в улучшении жилищных условий, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку Кузнецова Н.И. является матерью истца, в силу требований жилищного законодательства она относятся к членам семьи Кузнецова С.А., поскольку он в семьей вселены в жилое помещение принадлежащее ей именно в данном статусе и продолжают быть в нем зарегистрированными, следовательно данные обстоятельства подтверждают наличие у Кузнецова С.А. и членов его семьи права пользования указанным жилым помещением как члена семьи собственника жилого помещения.
Также отклоняются доводы истца о том, что совместное хозяйство он с матерью не ведет, она проживает по другому адресу, поскольку установление факта совместного проживания с собственниками жилого помещения, для признания за ним права пользования жилым помещением как члена семьи собственника, в силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецова Сергея Анатольевича к МВД России, УМВД России по Брянской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, понуждении к совершению действий, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца.
Председательствующий Позинская С.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 июня 2020 года