78RS0002-01-2021-013548-62 Дело №2-2752/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 25 апреля 2022 года
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Матвейчук О.В.,
с участием истцов Сергеевой М.А., Сергеева А.М., представителя истца по доверенности Яновского С.Б., ответчика Соколовой Л.О.,
при помощнике судьи Борниковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сергеева А. М. и Сергеевой М. А. к Соколовой Л. О. о признании утратившей право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета,
установил:
Истицы обратились в Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к Соколовой Л.О. о признании утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, со снятием с регистрационного учета по данному адресу, ссылаясь на то, что истцы являются собственниками квартиры, ответчик приходится бывшей супругой Сергеева А.М., зарегистрирована в жилом помещении в качестве члена семьи, брак расторгнут в декабре 2020 года, с сентября 2020 года ответчик по месту регистрации не проживает, добровольно выехала с дочкой, вещей ее не имеется, обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг не несет, с регистрационного учета не снимается (л.д. 4-6).
Истцы Сергеева М.А., Сергеева А.М., представитель по доверенности Яновский С.Б. в судебное заседание явились, настаивали на удовлетворении иска.
Ответчик Соколова Л.О. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска, указав, что у нее отсутствует иное жилое помещение для поставки на регистрационный учет.
Третье лицо ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе г. Санкт-Петербурга в судебное заседание представителя не направил, о слушании дела извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Принимая во внимание наличие сведений об извещении третьего лица в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.
Изучив материал дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (ч. 1).
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2).
В соответствии с положениями статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2).
Как следует из материалов дела, Сергеев А.М. и Сергеева М.А. с 10 ноября 2004 года являются сособственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> доли каждый.
По данному адресу на регистрационном учете по месту жительства состоят: истцы, ответчик Соколова Л.О. в качестве невестки собственника и несовершеннолетняя ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ (дочь Сергеева А.М. и Соколовой Л.О.).
ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом Сергеевым А.М. и ответчиком Соколовой Л.О. прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка №29 Санкт-Петербурга от 1 декабря 2020 года по делу №2-649/2020-29.
Согласно пояснениям сторон Соколова Л.О. с сентября 2020 года фактически по адресу регистрации не проживает, лишь состоит на регистрационном учете, добровольно выехала с дочерью для проживания по адресу: <адрес>. Каких-либо договорных отношений по порядку пользования ответчиком жильем между сторонами не имеется.
Принимая во внимание положения статьи 31 ЖК РФ и разъяснения, содержащиеся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», то обстоятельство, что ответчик с истцами совместно не проживает, общего хозяйства не ведет, отношения с собственниками жилого помещения не поддерживает, то по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации является бывшим членом семьи собственников жилого помещения, у которого прекращено право пользования принадлежащим истцам жилым помещением.
Разрешая требование и анализируя представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что поскольку истцы являются собственниками квартиры, которое не является совместно нажитым имуществом супругов Сергеева А.М. и Соколовой Л.О., ответчик с января 2021 года не является членом семьи истца, доказательств наличия у него каких-либо вещных прав в отношении квартиры не представлено, то Соколова Л.О. подлежит признанию утратившей право пользования жилым помещением по спорному адресу.
Сами по себе факты предоставления истцами ответчику права пользования квартирой и возможности состоять на регистрационном учете по данному адресу не влекут бессрочное сохранение за ней права пользования жилым помещением.
Отсутствие у Соколовой Л.О. возможности состоять на регистрационном учете по иному адресу правового значения для рассмотрения спора не имеет и основанием для отказа в удовлетворении иска не является.
В силу подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда о признании такого гражданина утратившим право пользования жилым помещением.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать Соколову Л. О. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, со снятием с регистрационного учета по данному адресу.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья О.В. Матвейчук