Дело № 2-3004/2022
76RS0013-02-2022-002364-67
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2022 года
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
Председательствующего судьи Альштадт С.Н.
При секретаре Поткиной А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Рыбинске гражданское дело по иску Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 2 УФСИН России по Ярославской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области, Федеральной службы исполнения наказаний России об устранении нарушений законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Ярославский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском о возложении обязанности на ответчиков в срок до 31.12.2022 года устранить нарушения законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, пожарной безопасности в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области.
В судебном заседании старший помощник Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кривогузов Н.М. требования поддержал и пояснил, что по результатам проверки, проведенной в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, установлено, что жилые помещения, где размещены осужденные, и места общего пользования, не в полной мере отвечают санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям, в том числе на стенах имеются множественные следы от протекания атмосферных осадков, многочисленные признаки поражения плесенью, следы отслоения штукатурного и лакокрасочного покрытия, сколы плитки, провалы в полу и дыры в стенах и потолке, не налажена работа системы отопления, что приводит к нарушению температурного режима в помещениях. В нарушение требований ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения учреждения не оборудованы системами пожарной сигнализации, выявлен ряд иных нарушений пожарной безопасности. В адрес начальника учреждения и УФСИН России по Ярославской области выносились предписания от 13.12.2021 года, 28.01.2022 года об устранении выявленных нарушений, по настоящее время предписания не исполнены, нарушения не устранены. Администрацией исправительного учреждения самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения законодательства не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование и материально-бытовое обеспечение исправительного учреждения осуществляется УФСИН России по Ярославской области, получающим бюджетное финансирование из ФСИН России, для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из указанных вышестоящих организаций.
Ответчики ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России в лице представителя по доверенностям Юришинец А.В. пояснила, что выявленные нарушения частично устранены, в частности выполнен ремонт спальных помещений отрядов № 5,6 (часть секций), а также в отрядах № 7,8, система пожарной сигнализации отряда № 9 находится в рабочем состоянии, данные работы выполнены силами осужденных в связи с чем, документы о производстве работ отсутствуют. Также указала, что срок исполнения требований должен быть определен в течение года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку достаточное финансирование учреждения отсутствует.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В связи с вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерации приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказаниям осужденными лицами.
В силу статьи 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий её сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходными обязательством Российской Федерации.
В обязанности государства-ответчика, согласно постановлению Европейского Суда по правам человека от 25.11.2010 года по делу «Роман Карасев против Российской Федерации», входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1314, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующим нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, является задачей ФСИН России.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Требования к содержанию жилых помещений установлены в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 3.
В силу требований пункта 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», в исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.
Согласно Уставу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения. Предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, проведена проверка соблюдений требования законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, пожарной безопасности, по результатам которой в адрес начальника УФСИН России по Ярославской области направлены представления от 13.12.2021 года, от 28.01.2022 года об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Согласно справки о результатах проверки соблюдения законности в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области от 30.05.2022 года установлено, что жилые помещения, где размещены осужденные, и места общего пользования, не в полной мере отвечают санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям, в том числе на стенах имеются множественные следы от протекания атмосферных осадков, многочисленные признаки поражения плесенью, следы отслоения штукатурного и лакокрасочного покрытия, сколы плитки, провалы в полу и дыры в стенах и потолке, не налажена работа системы отопления, что приводит к нарушению температурного режима в помещениях.
В нарушение требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 3 статьи 4, части 2 статьи 52, статьи 83, статьи 84, части 1 статьи 89, части 6 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479 установлено не исправное состояние системы пожарной сигнализации в зданиях отрядов № 5, 6, 9, административном штабе и в здании участка колонии-поселения; не оборудованы системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания гаражных боксов на территории участка колонии-поселения, здание экспериментального цеха и здания котельных; двери лестничных клеток 1-го, 2-го, 3-го этажей здания участка колонии-поселения (левое крыло) не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнения в притворах; не обеспечено открывание двери эвакуационного выхода, ведущей из помещения лестничной клетки 1-го этажа здания участка колонии-поселения (левое крыло) в тамбур эвакуационного выхода, а также двери эвакуационного выхода, ведущей из поэтажного коридора 2-го этажа здания участка колонии-поселения (правое крыло) по направлению выхода из здания; на путях эвакуации (общий коридор 2-го этажа здания участка колонии-поселения, общий коридор 1-го этажа административного здания в отсеке помещений для длительных и краткосрочных свиданий) не применены материалы для покрытия пола с установленными показателями пожарной опасности; здание гаражных боксов на территории участка колонии-поселения, здание экспериментального цеха и здания котельных не обеспечены по нормам первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); здание гаражных боксов и здание котельной на территории участка колонии-поселения не оборудованы необходимым количеством пожарных щитов; отсутствует обработка стропил и обрешетки в зданиях отрядов № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, участка колонии-поселения, ШИЗО/ПКТ огнезащитными составами не ниже 2 группы огнезащитной эффективности в соответствии с требованиями ГОСТ 53292, либо выполнить их конструктивную огнезащиту, не способствующую скрытому распространению огня; система пожарной сигнализации на объектах защиты не обеспечена средствами дублирования подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; здания отрядов № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, участка колонии-поселения, ШИЗО/ПКТ, медицинской части, столовой, административного здания не оборудованы эвакуационным освещением на путях эвакуации, находящимся в круглосуточном режиме работы или автоматически включающимся при прекращении электропитания рабочего освещения; не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах, а также проведение проверок внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи.
Выявленные нарушения в области санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, пожарной безопасности нарушают права осужденных, содержащихся в исправительном учреждении на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий её сотрудникам в соответствии с данным законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
УФСИН России по Ярославской области по отношению к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств; проведение плановых и иных ревизий и проверок деятельности учреждения, контроль использования закрепленного за ним имущества. Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области.
Таким образом, при недостаточности средств у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области ответственность по его обязательствам может быть возложена на ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области.
Определяя срок, в течение которого подлежат устранению допущенных нарушений, суд исходит из разумности и исполнимости решения, считает возможным определить срок для устранения нарушений в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 2 УФСИН России по Ярославской области в течение 6-ти месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу:
- произвести ремонтные работы по оштукатуриванию и покраске стен и потолка в помещениях, на лестничных маршах и в коридорах отрядов № 5,6,7,8, в комнатах для умывания и туалетах отрядов № 5,6, а также в палате для осужденных отбывающих наказание в запираемых помещениях;
- произвести ремонт тепловых сетей исправительного учреждения общей протяженностью 0,40 км путем смены отдельных участков пришедших в негодность трубопроводов системы отопления и полной замены тепловой изоляции.
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 2 УФСИН России по Ярославской области в течение 6-ти месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 3 статьи 4, части 2 статьи 52, статьи 83, статьи 84, части 1 статьи 89, части 6 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479:
- провести в исправное состояние систему пожарной сигнализации в зданиях отрядов № 5, 6, 9, административном штабе и в здании участка колонии-поселения,
- оборудовать системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания гаражных боксов на территории участка колонии-поселения, здание экспериментального цеха и здания котельных,
- оборудовать двери лестничных клеток 1-го, 2-го, 3-го этажей здания участка колонии-поселения (левое крыло) приспособлением для самозакрывания и уплотнения в притворах,
- обеспечить открывание двери эвакуационного выхода, ведущей из помещения лестничной клетки 1-го этажа здания участка колонии-поселения (левое крыло) в тамбур эвакуационного выхода, а также двери эвакуационного выхода, ведущей из поэтажного коридора 2-го этажа здания участка колонии-поселения (правое крыло) по направлению выхода из здания,
- обеспечить на путях эвакуации (общий коридор 2-го этажа здания участка колонии-поселения, общий коридор 1-го этажа административного здания в отсеке помещений для длительных и краткосрочных свиданий) применение материалов для покрытия пола с установленными показателями пожарной опасности,
- обеспечить здание гаражных боксов на территории участка колонии-поселения, здание экспериментального цеха и здания котельных по нормам первичными средствами пожаротушения (огнетушителями),
- оборудовать здание гаражных боксов и здание котельной на территории участка колонии-поселения необходимым количеством пожарных щитов,
- подвергнуть обработке стропила и обрешетку в зданиях отрядов № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, участка колонии-поселения, ШИЗО/ПКТ огнезащитными составами не ниже 2 группы огнезащитной эффективности в соответствии с требованиями ГОСТ 53292, либо выполнить их конструктивную огнезащиту, не способствующую скрытому распространению огня,
- обеспечить систему пожарной сигнализации на объектах защиты средствами дублирования подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации,
- оборудовать здания отрядов № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, участка колонии-поселения, ШИЗО/ПКТ, медицинской части, столовой, административного здания эвакуационным освещением на путях эвакуации, находящимся в круглосуточном режиме работы или автоматически включающимся при прекращении электропитания рабочего освещения,
- организовать проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах, а также проведение проверок внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи.
Возложить обязанность на УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства администрацией ФКУ ИК-12 УФСИН России по ярославской области.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Альштадт С.Н.