Решение по делу № 2а-2022/2019 от 30.09.2019

Дело № 2а-2022/19

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

17 декабря 2019 года г. Владикавказ

Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Дзусова А.К.,

при секретаре Хузмиевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Прокурор Пригородного района РСО-Алания, в порядке статьи 39 КАС РФ обратился в Промышленный районный суд г. Владикавказа с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на информационном ресурсе (сайте), находящемся по электронному адресу: https://alcopresent21.pw, https://alca.website/dostavka-vodki, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и возложении обязанности.

В обоснование заявленного требования было указано на то, что Прокуратурой Пригородного района г.Владикавказа проведена проверка соблюдения законодательства об обороте алкоголя, в том числе незаконной продаже спиртосодержащей продукции через сеть «Интернет». В ходе проверки осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на страницах сайтов - ... в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено - о продаже алкогольной продукции, в том числе несовершеннолетним, в ночное время.

Согласно ч. I ст. 10 Федерального закона от .... № 149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений в условиях соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 Ф3№149).

Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 ФЗ № 149 - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ № 149 в реестр включаются: сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено ( ч. 5 ст. 15.1 № 149-ФЗ).

Как установлено в ходе проверки, в соответствии с Законом Российской от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" «становлением Правительства Российской Федерации от 27.09 2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее - Постановление официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 08.10.2007 N 41, ст. 4894, "Российской газете". 03.10. 2007 N219.

Пунктом 5 Правил закреплено, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя (п. 2 ст. 16).

Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона запрещается (п. 1 ст. 26).

Заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, поскольку в силу п. 1 ст. 26 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 и п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи дистанционным способом заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.

Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

С учетом положений ст. 437 ГК РФ предложение заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 ГК РФ (т.е. дистанционным способом продажи), адресованное неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, является публичной офертой, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Законом РФ № 2300-1, являются условиями, необходимыми (существенными) для заключения договора данного вида (ст. 432 ГК РФ).

В соответствии с прямым указанием Закона РФ № 2300-1 (п.2 ст. 26.1) при дистанционном способе продажи продавцом до заключения договора, должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (места нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Аналогичное положение содержится в пункте 8 Правил.

В ходе проверки прокуратурой Промышленного района г. Владикавказа установлено, что на указанных Интернет-сайтах гражданам, в том числе несовершеннолетним, предоставляются сведения о способах покупки дистанционным способом, в том числе в ночное время алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Также установлено, что при вводе в поисковое окно запроса о покупке алкогольной продукции, появляются ссылки на различные сайты, в том числе сайты ... и ... После перехода на указанные страницы осуществляется переход на страницы сайтов и устанавливается возможность доступа к ресурсу сайта, где размещена информация о реализации алкоголя; возможности его приобретения без каких-либо ограничений, в том числе по возрасту, то есть и несовершеннолетними, в выходные дни и круглосуточно.

Государственная политика основывается на необходимости обеспечению детей полноценным уровнем развития. Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, восстановление прав детей в случаях нарушений (ч. 1 ст. 4).

Распространение алкогольной продукции, ее реклама и сбыт являются неблагоприятным фактором, разрушающим полноценное развитие ребенка, то есть продажа алкоголя несовершеннолетнему приравнивается к нанесению ему физического и морального вреда.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в том числе, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, в целях восстановления нарушаемых прав несовершеннолетних, в соответствии с действующим законодательством, доступ к указанному Интернет-сайту следует ограничить.

Целью обращения в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании размещенной в сети Интернет информации - вовлекающей неограниченный круг граждан, в том числе несовершеннолетних, в приобретение алкогольной и спиртов ночное время, - запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от .... 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дел.

В судебном заседании, помощник Прокурора Пригородного района г.Владикавказа Цопанов Б.З., заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебное заседание представители Управления Роскомнадзора по РСО-Алания, извещённые в установленном законом порядке не явились, в письменном ходатайстве просили о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя.

При этом Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратилось к суду с письменным отзывом, в котором указано на то, что в результате анализа доводов, изложенных в заявлении прокурора Пригородного района РСО-Алания, было установлено, что интернет страница ... в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не содержится.

Вместе с тем, интернет-страница .... внесена в Единый реестр информации, 2019-09-30-516-АЛК от 02.10.2019г.

Суд, исследовав материалы настоящего дела, приходит к убеждению о том, что требование прокурора Пригородного района РСО-Алания подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как усматривается из п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

a) для уважения прав и репутации других лиц,

b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Согласно ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой крут лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дел.

Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от .... «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Согласно ст. 10 Федерального закона от .... №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от .... ... (ред. от ....) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» - Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному Закону ... от .... – не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона запрещается (п. 1 ст. 26).

Материалами дела установлены следующие обстоятельства.

Как усматривается из рапорта помощника прокурора Пригородного района РСО-Алания Цопанова Б.З. от ....», в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на страницах сайтов - ..., размещена информация о реализации алкоголя; возможности его приобретения без каких-либо ограничений, в том числе по возрасту, то есть и несовершеннолетним, в выходные дни и ночное время.

Согласно распечатки Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», интернет-страница ... в едином реестре отсутствует.

Как усматривается из представленных в материалы данного дела скриншотов, на страницах сайтов - ..., действительно в свободном доступе размещена информация о реализации алкоголя; возможности его приобретения без каких-либо ограничений, в том числе по возрасту, то есть и несовершеннолетним, в выходные дни и ночное время.

Согласно заключению Управления Роскомнадзора по РСО-Алания в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», интернет - https://alca.website/dostavka-vodki в едином реестре отсутствуют.

Вместе с тем, интернет-страница alcopresent21.pw внесена в Единый реестр информации, ...АЛК от 02.10.2019г.

Таким образом, судом было достоверно установлено, что информация, размещённая на страницах сайтов - ... содержит информацию о реализации алкоголя; возможности его приобретения без каких-либо ограничений, в том числе по возрасту, то есть и несовершеннолетним, в выходные дни и ночное время.

Основаниями для включения в Единый реестр на основании ч. 5 п. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от .... ....

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от .... № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 01.01. 2017 г.) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от .... № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Целью обращения прокурора района в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от .... № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Признание тех или иных информационных материалов, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

По делам о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требование Прокурора Пригородного района РСО-Алания в части требований о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на информационном ресурсе (сайте), находящемся по электронному адресу: ...., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено по приведённым выше основаниям, поскольку размещение информации на указанном интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних детей, в силу чего является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - удовлетворить в части.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта .... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания включить Интернет-сайт с URL-адресом: ... в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», как содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В остальной части административный иск .... Республики Северная Осетия-Алания в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц оставить без удовлетворения.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ для включения указателей страниц электронный адрес: ...., в сети Интернет, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня вынесения.

Судья                                     А.К. Дзусов

2а-2022/2019

Категория:
Гражданские
Другие
И.о. Прокурора Пригородного района РСО-Алания
Управление Роскомнадзора по РСО-Алания
Суд
Промышленный районный суд г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания
Дело на сайте суда
promishlenni.wlk.sudrf.ru
30.09.2019Регистрация административного искового заявления
01.10.2019Передача материалов судье
01.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2019Подготовка дела (собеседование)
10.06.2020Регистрация административного искового заявления
10.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Подготовка дела (собеседование)
10.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
18.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее