Решение от 03.05.2023 по делу № 33-9681/2023 от 09.03.2023

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №... Судья: Лукашева Г.С.
УИД: 78RS0№...-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Полиновой Т.А.
судей Вересовой Н.А., Рябко О.А.
при секретаре Юсуповой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 мая 2023 года апелляционную жалобу <адрес> Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу №... по исковому заявлению Ивановой Л. В., И. В. И., Олешко К. В., действующей также в интересах несовершеннолетнего Олешко Л. К., к <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения от <дата> №...-р о снятии с учета в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете,

Заслушав доклад судьи Полиновой Т.А., выслушав объяснения представителя <адрес> Санкт-Петербурга Степановой С.В., представителя Ивановой Л.В. Петровой О.Н., представителя СПб ГБУ Горжилобмен Прокофьевой Г.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    Истцы Иванова Л.В., И. В.И., Олешко К.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего Олешко Л.К., обратились в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к <адрес> Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми просили признать незаконным распоряжение от <дата> №...-р о снятии с учета в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, обязать ответчика восстановить истцов на соответствующем учете.

    Заявленные требования мотивированы тем, что <дата> распоряжением <адрес> Санкт-Петербурга семья в составе: Иванова Л.В., И. В.И., И. А.В. и Иванова (Олешко) К,В, были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, номер учетного дела 01735/2008. В марте 2009 года документы истцов на участие в целевой программе Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения» были учтены ОАО «Городской центр- доступное жилье» в единой базе заявителей программы за №...-р от <дата>, в категории граждан, имеющих первоочередное право на участие в Программе (стаж более 15 лет), с учетом даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (<дата>). И. А.В., <дата> года рождения, снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с приобретением в собственность квартиры, общей площадью 25,6 м2. Данное жилое помещение И. А.В. приобрел за собственные средства и выехал из квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в 2016 году. С 2016 года И. А.В. не проживает единой семьей с истцами, общее хозяйство не ведется. <дата> у Олешко К.В. родился сын Олешко Л.К., который по заявлению был включен в очередь на улучшение жилищных условий.На основании данных <адрес> Санкт-Петербурга Жилищный отдел от <дата> на учете граждан в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий <дата> расп. №... состоит семья, состоящая из 4-х человек: Иванова Л.В., И. В.И., Олешко К.В., Олешко Л.К., номер учетного дела 01735/2008. Также был изменен состав участников Программы и в учетное дело №... от <дата> в состав Программы включен Олешко Л.К. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... семья в составе четырех человек: Иванова Л.В., И. В.И., Иванова (Олешко) К.В., Олешко Л.К. включены в сводный список заявителей, изъявивших желание получить государственное содействие в форме приобретения жилых помещений в категории граждан, имеющих первоочередное право на участие в Программе в 2022 году. Таким образом, семья истцов в составе 4-х человек состояла на учете в <адрес> Санкт-Петербурга, номер учетного дела 01735/2008 и в Программе «Жилье работникам бюджетной сферы» учетное дело №... от <дата>. Начиная с июня 2021 года, семье истцов были предложены на рассмотрение варианты квартир. Истцы посещали просмотр квартир и практически подобрали вариант, но в марте 2022 года они узнали, что <адрес> Санкт-Петербурга распоряжением от <дата> №...-р, номер учетного дела 01735/2008 сняла ё истцов с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченных жильем по совокупности жилых помещений. На обращение истцов о разъяснении и о восстановлении семьи из 4-х человек в очереди по содействию в улучшении жилищных условий <адрес> Санкт-Петербурга направлен ответ, содержащий разъяснение принятого решения. В указанном ответе сообщено, что жилое помещение, находящееся в собственности Иванова А.В., общей площадью 25,6 м2, учтено в качестве жилого помещения, находящегося в собственности или в пользовании всей семьи, с учетом квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью 33 м2, и, таким образом, обеспеченность 5-х человек составила 11,72 м2, то есть учтена площадь человека, исключенного из состава нуждающихся с 2016 года и не состоящего в очереди.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования удовлетворены.

Судом постановлено:

    «Признать незаконным распоряжение <адрес> Санкт-Петербурга от <дата> №...-р о снятии с учета в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий Ивановой Л.В., И. В.И., Олешко К.В., Олешко Л.К.

Обязать <адрес> Санкт-Петербурга восстановить на учете в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий Иванову Л.В., И. В.И., Олешко К.В., Олешко Л.К.».

Не согласившись с постановленным по делу судебным актом, ответчик <адрес> Санкт-Петербурга обжаловала его в апелляционном порядке. В представленной апелляционной жалобе <адрес> Санкт-Петербурга просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права и в противоречии с фактическими обстоятельствами спора, и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика (подателя жалобы) <адрес> Санкт-Петербурга Степанова С.В. в заседании суда апелляционной инстанции указала, что доводы апелляционной жалобы поддерживает и настаивает на отмене решения суда первой инстанции.

Истец Иванова Л.В. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, воспользовалась правом на представление своих интересов через представителя Петрову О.Н., которая указала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалобы стороны истца удовлетворению не подлежит.

Представителя СПб ГБУ Горжилобмен Прокофьева Г.М. в заседании суда апелляционной инстанции указала, что поддерживает доводы апелляционной жалобы <адрес> Санкт-Петербурга.

Иные участники процесса на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, об отложении слушания дела не просили, уважительных причин своей неявки судебной коллегии не сообщили.

Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

С учетом данных обстоятельств судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о слушании дела.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №... от <дата>, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное решение суда указанным требованиям закона соответствует в полной мере.

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 этого же Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в таких жилых помещениях; при этом малоимущими гражданами в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что однокомнатная квартира по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, была предоставлена на основании ордера №... от <дата> гола Ленгорисполкома И. В.И. и Ивановой Л.В., указанные лица зарегистрированы в данном жилом помещении с <дата> с сыном Ивановым А.В. Олешко К.В. зарегистрирована в квартире <дата>. Размер жилого помещения составляет 17,60 м2.

Согласно договору передачи в собственность №... от <дата> квартира передана в общую долевую собственность: И. В.И. – доля ?, Ивановой Л.В. — доля ?, Иванову А.В. - доля ?, Олешко К.В. – доля ?.

Иванова Л.В., И. В.И., Олешко К.В., а также И. А.В. (в последующем снятый ответчиком с учета) были приняты на учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с распоряжением администрации от <дата> года№....

Документы истцов для участия в целевой Программе Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения» (далее - Программа) были учтены ОАО «Городской центр - доступное жилье» в единой базе заявителей Программы за №...-р от <дата>, в категории граждан, имеющих первоочередное право на участие в Программе (стаж работы в бюджетной сфере свыше 15 лет) с учетом даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (<дата>).

<дата> у Олешко К.В. родился сын Олешко Л.К., который по заявлению был включен в очередь на улучшение жилищных условий.

Распоряжением Администрации от <дата> №... Олешко Л.К., <дата> года рождения, был включен в учетное дело семьи Ивановых и Олешко.

Распоряжением Администрации от <дата> №... И. А.В. снят с учета граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий на основании пункта 3 части 1 статьи 13 Закона Санкт-Петербурга от <дата> №... "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" - утрата оснований признания нуждающимся в содействии в улучшении жилищных условий.

Таким образом, ответчиком был изменен состав участников Программы, в учетное дело №... от <дата> в состав Программы включен Олешко Л.К., <дата> года рождения.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Жилье работникам бюджетной сферы» семья в составе четырех человек: Иванова Л.В., И. В.И., Иванова (Олешко) К.В., Олешко Л.К., <дата> года рождения, включены в сводный список заявителей, изъявивших желание получить государственное содействие в форме приобретения жилых помещений, в категории граждан, имеющих первоочередное право на участие в Программе в 2022 году.

Таким образом, семья в составе четырех человек: Иванова Л.В., И. В.И., Иванова (Олешко) К.В., Олешко Л.К., <дата> года рождения, состояла на учете в <адрес> Санкт-Петербурга, номер учетного дела 01735/2008 и в Программе «Жилье работникам бюджетной сферы» учетное дело №... от <дата>.

Распоряжением администрации от <дата> №...И. В.И., Олешко К.В. и Олешко Л.К. сняты с учета нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.

В обоснование указанного решения администрация <адрес> Санкт-Петербурга указала, что в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от <дата> №... «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (далее по тексту - Закон) общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих. Из п. 2 ст. 7 названного Закона следует, что учетный норматив жилищной обеспеченности устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного проживающего.

На момент снятия семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий согласно справке о регистрации по форме №... в <адрес> корпус 3 по проспекту Культуры в Санкт-Петербурге, общей площадью 33,00 м2, на основании договора передачи в собственность от <дата> зарегистрированы пять человек: Иванова Л.В., И. В.И., Олешко К.В., И. А.В., Олешко Л.К. Как посчитал ответчик, И. А.В. имеет на праве собственности квартиру, общей площадью 25,6 м2, по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Муринское городское поселение, <адрес>.

Учитывая в составе семьи Ивановой Л.В. снятого с учета Иванова А.В., ответчик пришел к выводу, что жилищная обеспеченность каждого члена семьи истцов жилой площадью составляет 11,72 м2, что более 10 м2, то есть более учетного норматива, в связи с чем, решением ответчика истцы были сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Распоряжением администрации от <дата> №...И. В.И., Олешко К.В. и Олешко Л.К. сняты с учета нуждающихся содействии в улучшении жилищных условии как обеспеченные жильем по совокупности жилых помещений согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Санкт-Петербурга от <дата> №... «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» в связи с утратой оснований признания их нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий.

Уведомлением администрации от <дата> о снятии с учета истцам сообщено о принятом решении.

Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 части 1 данной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от <дата> N 2329-О, указал, что в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

Жилые помещения на условиях социального найма предоставляются нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.

Положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от <дата> N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома.

Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или(и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.

<адрес> жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.

Судом первой инстанции при разрешении заявленных требований было установлено, что согласно выписке из ЕГРН И. А.В. имеет в собственности квартиру, общей площадью 25,6 м2, при этом сын Ивановой Л.В. - И. А.В. является также собственником ? доли в праве общей собственности на <адрес>, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.

На основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от <дата> сын Ивановой Л.В.И. А.В. приобрел в собственность квартиру по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Муринское городское поселение, <адрес>, общей площадью 25,6 м2.

Указанная квартира была приобретена Ивановым А.В. с использованием кредита без оказания содействия Иванову А.В. в улучшении жилищных условий в установленных законом формах.

Распоряжением администрации от <дата> №... И. А.В. снят с учета граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий. Государственное содействие Иванову А.В. на улучшение жилищных условий не оказывалось, жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий не предоставлялось. Предоставление субсидии, социальной выплаты Иванову А.В. на улучшение жилищных условий не осуществлялось.

В приобретенном Ивановым А.В. жилом помещении Иванова Л.В., И. В.И., Олешко К.В., Олешко Л.К. права пользования не приобрели. В результате приобретения жилого помещения сыном Ивановым А.В. жилищные условия Ивановой Л.В. улучшены не были, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что И. А.В. с 2015 года не проживает с истцами единой семьей, общее хозяйство не ведет.

    Установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства указывают на то, что И. А.В. в понимании статьи 31 ЖК РФ, не является членом семьи Ивановой Л.В., поскольку совместно они не проживают и общего хозяйства не ведут.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при решении вопроса о снятии семьи Ивановой Л.В., И. В.И., Олешко К.В., Олешко Л.К. с учета в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий не подлежала учету квартира, принадлежащая на праве собственности сыну Ивановой Л.В. - Иванову А.В., ввиду чего у <адрес> Санкт-Петербурга правовых оснований для снятия Ивановой Л.В., И. В.И., Олешко К.В., Олешко Л.К. с учета граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, не имелось.

Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 5, 6 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 3, 5 Закона Санкт-Петербурга от <дата> N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", установив фактические обстоятельства дела, исходил из того, что поскольку жилищная обеспеченность семьи истцов из четырех человек составляет 24,75 м2, то есть 6,19 м2 на одного человека, что не соответствует минимальному размеру площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении обеспеченности семьи истца жилыми помещениями <адрес> Санкт-Петербурга правомерно учтена занимаемая сыном Ивановой Л.В. - Ивановым А.В. жилая площадь, судебная коллегия находит несостоятельными.

Порядок ведения органом местного самоуправления (органом исполнительной власти) учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учета граждан, актуализации подлежат, в том числе, сведения о месте жительства состоящих на учете граждан, об обеспеченности состоящих на учете граждан жилыми помещениями.

Актуализация данных выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями и направления состоящим на учете гражданам запросов для устранения неопределенностей, возникших в процессе получения информации, в порядке, устанавливаемом Правительством Санкт-Петербурга.

Актуализация данных проводится уполномоченным органом ежегодно, а также при подготовке документов для принятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (пункт 3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от <дата> N 407-65).

В зависимости от результатов актуализации данных уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о снятии гражданина (семьи) с учета или о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (пункт 3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от <дата> N 407-65).

Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Как обоснованно было указано судом первой инстанции, в приобретенном Ивановым А.В. жилом помещении истцы права пользования не приобрели. В результате приобретения жилого помещения сыном Ивановой Л.В. жилищные условия истцов улучшены не были.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от <дата> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Статьей 2 названного Закона Российской Федерации и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 713, определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.

Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата> N 4-П указал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от <дата> N 17-О также указывает на то, что регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с положениями Конституции Российской Федерации.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░. ░.░., ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░. ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 31 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ 1 ░░░░░░ 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░ 2 ░░░░░░ 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ 3 ░░░░░░ 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ 4 ░░░░░░ 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 330 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.

33-9681/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Виктор Иванович
Олешко Карина Викторовна
Иванова Людмила Викторовна
Ответчики
Администрация Калининского района СПб
Другие
Жилищный комитет Санкт-Петербурга
СПб ГБУ Горжилобмен
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Полинова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
09.03.2023Передача дела судье
03.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Передано в экспедицию
03.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее