Решение по делу № 2-39/2024 (2-333/2023;) от 25.12.2023

Дело №2-39/2024 (№2-333/2023)

УИД 22RS0056-01-2023-000427-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Савостина А.Н.,

при секретаре Калединой И.В.,

с участием представителя процессуального истца - заместителя прокурора Тюменцевского района Алтайского края Тютюнниковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюменцевского района Алтайского края, действующего в интересах Черникова Юрия Анатольевича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тюменцевского района Алтайского края, действуя в интересах Булгаковой Татьяны Петровны, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, в котором, с учетом отказа от части исковых требований, окончательно просит:

- признать незаконным бездействиеОтделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Черникова Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации – (7-01-01) креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья; (7-02-01) креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) шириной сиденья 45 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья; (12-01-02) ортопедическими брюками; (23-01-02) креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см.;

- взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Черникова Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В обоснование вышеуказанных требований прокурор ссылается на то, что Черников Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы по общему заболеванию, ему индивидуальной программой реабилитации рекомендованы технические средства реабилитации (далее по тексту – ТСР): (7-01-01) креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья; (7-02-01) креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) шириной сиденья 45 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья; (12-01-02) ортопедическими брюками, (23-01-02) креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., которыми по состоянию на 25 декабря 2023 года он не не обеспечен, что нарушает гарантированные ему Конституцией Российской Федерации права инвалида, а также положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), Правил обеспечения инвалидов ТСР, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года №240, согласно которым срок обеспечения инвалида ТСР не может превышать 60 календарных дней с даты подачи заявления. Считает, что ответчиком не предприняты необходимые меры для обеспечения Черникова Ю.А. необходимыми ему ТСР, что расценивает, как длительное бездействие по обеспечению инвалида Черникова Ю.А. гарантированным законом и государством ТСР. При этом, реализация прав граждан-инвалидов на предоставление им ТСР законом не ставится в зависимость от особенностей проведения ответчиком в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года) закупок, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе. Бездействие должностных лиц ответчика существенно нарушило законные права и интересы инвалида Черникова Ю.А. Несоблюдение ответчиком нормативных предписаний при реализации прав граждан на социальное обеспечение порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, поскольку социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами. При таких обстоятельствах, ссылаясь на положения ст.ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, прокурор считает, что в результате противоправного бездействия должностных лиц ответчика по обеспечения Черникова Ю.А. ТСР последнему причинены нравственные страдания, размер компенсации морального вреда оценивает в 15000 рублей, учитывая также характер заболевания Черникова Ю.А., невозможность длительное время пользоваться гарантированным государством ТСР, что причинило ему физический дискомфорт.

В судебном заседании представитель процессуального истца – заместитель прокурора Тюменцевского района Алтайского края Тютюнникова М.Н. поддержала вышеуказанные исковые требования, настаивала на их удовлетворении по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

Материальный истец Черников Ю.А., будучи надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил.

Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, будучи надлежаще извещен, своего представителя в судебное заседание не направил, просит о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв и дополнение к нему, в которых указывает, что заявление об обеспечении Черникова Ю.А. ТСР поступило 01 февраля 2023 года. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется посредством их закупки в соответствии с нормами Федерального закона №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года, в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.

22 ноября 2022 года, 10 мая 2023 года, 23 августа 2023 года и 27 ноября 2023 года между ответчиком и поставщиками ООО «Отто Бокк Мобилити», ООО «Центр оптовой торговли», АО «Алтаймедтехника» были заключены государственные контракты на поставку кресел-колясок с ручным приводом (для инвалидов и детей-инвалидов), в рамках которых Черников Ю.А. данными ТСР обеспечен не был, поскольку изделия распределялись гражданам, обратившимся ранее. Направления №259979627 и №26074860 на получение вышеуказанных кресел-колясок были выданы Черникову Ю.А. 01 января 2024 года в рамках государственного контракта, заключенного между ответчиком и поставщиком ООО «Отто Бокк Мобилити» 10 ноября 2023 года (начало действия контракта – 01 января 2024 года).

Ортопедическими брюками Черников Ю.А. был обеспечен в рамках государственного контракта от 22 ноября 2023 года, получены им 05 декабря 2023 года (согласно акту сдачи-приемки №23.2И00025).

30 января 2023 года между ответчиком и поставщиком АО «Алтаймедтехника» был заключен государственный контракт на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением (без колес), в рамках которого Черников Ю.А. данным ТСР обеспечен не был, поскольку изделия распределялись гражданам, обратившимся ранее.

На обеспечение Черникова Ю.А. креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) в рамках государственного контракта от 08 ноября 2023 года (начало действия контракта – 01 января 2024 года) 01 января 2024 года выдано направление №26570115.

При таких обстоятельствах считает, ответчиком соблюдены все предписания закона, в том числе процедура предоставления государственной услуги по обеспечению инвалида Черникова Ю.А. ТСР, незаконного бездействия не допущено, вина ответчика в длительном необеспечении Черникова Ю.А. ТСР отсутствует, следовательно, оснований для взыскания с ответчика заявленной прокурором компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя процессуального истца, изучив и проанализировав материалы дела, представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Медицинская реабилитация, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами ТСР (ст.9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Согласно ст.10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

К техническим средствам реабилитации инвалидов закон относит устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Как следует из ст.11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечение инвалидов ТСР осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, разработанной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Указанная программа является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ТСР предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст.11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение ТСР, предусмотренных федеральным перечнем ТСР и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду ТСР для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов ТСР (далее по тексту - Правила), в п.2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов ТСР в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Также приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 мая 2019 года №256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами ТСР (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (далее по тексту – Административный регламент).

В пп.«а» п.3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов ТСР осуществляется путем предоставления соответствующего ТСР.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида. Уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению ТСР. При наличии действующего государственного контракта на обеспечение ТСР, уполномоченный орган одновременно с уведомлением высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление ТСР в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие ТСР. При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида ТСР уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду документы, предусмотренные указанным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего ТСР должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления. Срок обеспечения инвалида ТСР серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а в отношении ТСР, изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в вышеуказанном Административном регламенте ответчика.

Как следует из материалов дела, материальный истец Черников Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются инвалидом первой группы по общему заболеванию, инвалидность ему установлена 21 ноября 2022 года на срок до 01 декабря 2024 года.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №1217.22.22/2022, выданной 01 декабря 2022 года Бюро медико-социальной экспертизы №22 ФКУ «ГБ СМЭ по Алтайскому краю» Минтруда России, Черников Ю.А. в период с 21 ноября 2022 года по 01 декабря 2024 года подлежал обеспечению следующими ТСР:

- (7-01-01) креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья;

- (7-02-01) креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) шириной сиденья 45 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья;

- 12-01-02) ортопедическими брюками;

- (23-01-02) креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см.

Исполнителем данных мероприятий указано Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

01 февраля 2023 года Черников Ю.А. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением об обеспечении его вышеуказанным ТСР. 02 февраля 2023 года Черникову Ю.А. направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 14 июля 2022 года №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», с 01 января 2023 года создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации и присоединения к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, все функции, полномочия, права и обязанности Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с 01 января 2023 года перешли к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, которое в силу ст.58 ГК РФ является его правопреемником.

Как установлено в судебном заседании, в установленный законом (вышеуказанными Правилами) срок Черников Ю.А. вышеуказанными ТСР, рекомендованными ему индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 01 декабря 2022 года, обеспечен не был, что стороной ответчика не оспаривается. При этом, как указывает в своем письменном отзыве (и дополнениях к нему) ответчик, 10 мая 2023 года, 23 августа 2023 года, 10 и 27 ноября 2023 года между ответчиком и поставщиками были заключены государственные контракты на поставку кресел-колясок с ручным приводом (для инвалидов и детей-инвалидов), 30 января 2023 года – на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением (без колес), в рамках которых Черников Ю.А. данными ТСР обеспечен не был, поскольку изделия распределялись гражданам, обратившимся ранее.

Ортопедическими брюками Черников Ю.А. был обеспечен лишь 05 декабря 2023 года, что следует из акта сдачи-приемки работ получателем №23.2И00025.

На обеспечение Черникова Ю.А. креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) направления были выданы только 01 января 2024 года (направления №№26074860, 25979627, 26570115).

В соответствии с пп.«а» п.10 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги являются дача заявителю направления на получение (изготовление) ТСР.

Таким образом, государственная услуга по обеспечению инвалида Черникова Ю.А. вышеуказанными ТСР (ортопедическими брюками, креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес)) в соответствии с его заявлением от 01 февраля 2023 года была исполнена частично лишь 05 декабря 2023 года (по обеспечению ортопедическими брюками) и в оставшейся части лишь 01 января 2024 года посредством выдачи направлений на обеспечение его вышеуказанными ТСР, то есть в срок более 8 месяцев. Приведенными выше нормативными актами регламентированы порядок и сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в данном случае, этот срок составлял с 01 февраля 2023 года по 02 апреля 2023 года (60 календарных дней). При этом, доказательств соблюдения этого срока, своевременного предоставления инвалиду Черникову Ю.А. необходимых ему для обеспечения жизнедеятельности ТРС, стороной ответчика суду не представлено. Реализация права инвалида на обеспечение ТСР не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования ответчика на приобретение ТСР, поскольку иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

При таких обстоятельствах, исковое требование прокурора о признании незаконным бездействияОтделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, выраженное в длительном не обеспечении инвалида Черникова Ю.А. ТСР – ортопедическими брюками, креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес), суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, доводы стороны ответчика их не опровергают.

Разрешая требование прокурора о взыскании компенсации морального вреда, кроме вышеуказанных обстоятельств, суд исходит и из следующего.

В соответствии с абз.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст.1101 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 1 и 2 постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).

Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, право на охрану здоровья) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен моральный вред.

Согласно ст.22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с ч.1 ст.25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права (ч.2 ст.150 ГК РФ).

Как указано, факт нарушения прав инвалида Черникова Ю.А. на обеспечение его в установленные законом сроки ТСР судом установлен.

Сам факт не обеспечения ТСР является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных ТСР неизбежно влечет ограничение его жизнедеятельности, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.

Несвоевременное обеспечение Черникова Ю.А. ТСР, необходимыми ему по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.

Кроме того, суд учитывает доводы материального истца Черникова Ю.А., изложенные в поданном им прокурору заявлении, а также в его письменном объяснении, в которых он указывает, что длительное время не был обеспечен рекомендованными ему ТСР, отсутствие которых причиняет ему излишние неудобства и множество переживаний, а отсутствие кресла-стула также и физические затруднения при справлении ественных надобностей. Его расстраивает тот факт, что права инвалидов могут игнорироваться, гарантированная законом помощь может быть оказана лишь после обращения в надзорные органы, а не в общем порядке, данные мысли не дают ему покоя.

Размещение ответчиком заявок на заключение государственных контрактов, обеспечение иных инвалидов ТСР, подавших заявление ранее Черникова Ю.А., не умаляет его право на получение рекомендованных ему ТСР и не освобождает ответчика от возложенной на него гражданско-правовой ответственности, поскольку данные действия ответчика не привели к желаемому результату.

Для возложения обязанности выплатить денежную компенсацию морального вреда не требуется совершения умышленных действий, направленных на нарушение прав инвалида.

Ответчик может быть освобожден от компенсации инвалиду морального вреда в случае наличия у него доказательств того, что физические и нравственные страдания были причинены Черникову Ю.А. вследствие действия непреодолимой силы либо умысла самого инвалида. Однако таких доказательств суду не представлено.

Учитывая, что Черников Ю.А. не был своевременно обеспечен ТСР, которые призваны создать и обеспечить ему достойные условия жизни, поддержать и сохранить здоровье, суд полагает обоснованным требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по выплате денежной компенсации морального вреда.

При указанных выше обстоятельствах, доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда суд находит несостоятельными.

Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд исходил из положений статей 150, 151 ГК РФ, и с учетом всех фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей инвалида Черникова Ю.А., всех заслуживающих внимания обстоятельств, включая длительное необеспечение ТСР, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определяет размер денежной компенсации морального вреда в сумме 4 000 рублей, которые подлежат взысканию в пользу материального истца Черникова Ю.А. с ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю. Суд считает, что данная сумма компенсации будет способствовать восстановлению баланса между последствиями нарушения прав истца Черникова Ю.А. и степенью ответственности, применяемой к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тюменцевского района Алтайского края, действующего в интересах Черникова Юрия Анатольевича, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействиеОтделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796, ОГРН 1022201758370), выраженное в длительном не обеспечении Черникова Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации – креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), ортопедическими брюками, креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес).

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796, ОГРН 1022201758370) в пользу Черникова Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт 01 09 385310 от 02 сентября 2010 года) компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Тюменцевский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: А.Н. Савостин

Решение в окончательной форме принято 22 февраля 2024 года.

Дело №2-39/2024 (№2-333/2023)

УИД 22RS0056-01-2023-000427-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Савостина А.Н.,

при секретаре Калединой И.В.,

с участием представителя процессуального истца - заместителя прокурора Тюменцевского района Алтайского края Тютюнниковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюменцевского района Алтайского края, действующего в интересах Черникова Юрия Анатольевича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тюменцевского района Алтайского края, действуя в интересах Булгаковой Татьяны Петровны, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, в котором, с учетом отказа от части исковых требований, окончательно просит:

- признать незаконным бездействиеОтделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Черникова Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации – (7-01-01) креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья; (7-02-01) креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) шириной сиденья 45 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья; (12-01-02) ортопедическими брюками; (23-01-02) креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см.;

- взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Черникова Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В обоснование вышеуказанных требований прокурор ссылается на то, что Черников Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы по общему заболеванию, ему индивидуальной программой реабилитации рекомендованы технические средства реабилитации (далее по тексту – ТСР): (7-01-01) креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья; (7-02-01) креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) шириной сиденья 45 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья; (12-01-02) ортопедическими брюками, (23-01-02) креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., которыми по состоянию на 25 декабря 2023 года он не не обеспечен, что нарушает гарантированные ему Конституцией Российской Федерации права инвалида, а также положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), Правил обеспечения инвалидов ТСР, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года №240, согласно которым срок обеспечения инвалида ТСР не может превышать 60 календарных дней с даты подачи заявления. Считает, что ответчиком не предприняты необходимые меры для обеспечения Черникова Ю.А. необходимыми ему ТСР, что расценивает, как длительное бездействие по обеспечению инвалида Черникова Ю.А. гарантированным законом и государством ТСР. При этом, реализация прав граждан-инвалидов на предоставление им ТСР законом не ставится в зависимость от особенностей проведения ответчиком в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года) закупок, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе. Бездействие должностных лиц ответчика существенно нарушило законные права и интересы инвалида Черникова Ю.А. Несоблюдение ответчиком нормативных предписаний при реализации прав граждан на социальное обеспечение порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, поскольку социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами. При таких обстоятельствах, ссылаясь на положения ст.ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, прокурор считает, что в результате противоправного бездействия должностных лиц ответчика по обеспечения Черникова Ю.А. ТСР последнему причинены нравственные страдания, размер компенсации морального вреда оценивает в 15000 рублей, учитывая также характер заболевания Черникова Ю.А., невозможность длительное время пользоваться гарантированным государством ТСР, что причинило ему физический дискомфорт.

В судебном заседании представитель процессуального истца – заместитель прокурора Тюменцевского района Алтайского края Тютюнникова М.Н. поддержала вышеуказанные исковые требования, настаивала на их удовлетворении по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

Материальный истец Черников Ю.А., будучи надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил.

Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, будучи надлежаще извещен, своего представителя в судебное заседание не направил, просит о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв и дополнение к нему, в которых указывает, что заявление об обеспечении Черникова Ю.А. ТСР поступило 01 февраля 2023 года. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется посредством их закупки в соответствии с нормами Федерального закона №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года, в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.

22 ноября 2022 года, 10 мая 2023 года, 23 августа 2023 года и 27 ноября 2023 года между ответчиком и поставщиками ООО «Отто Бокк Мобилити», ООО «Центр оптовой торговли», АО «Алтаймедтехника» были заключены государственные контракты на поставку кресел-колясок с ручным приводом (для инвалидов и детей-инвалидов), в рамках которых Черников Ю.А. данными ТСР обеспечен не был, поскольку изделия распределялись гражданам, обратившимся ранее. Направления №259979627 и №26074860 на получение вышеуказанных кресел-колясок были выданы Черникову Ю.А. 01 января 2024 года в рамках государственного контракта, заключенного между ответчиком и поставщиком ООО «Отто Бокк Мобилити» 10 ноября 2023 года (начало действия контракта – 01 января 2024 года).

Ортопедическими брюками Черников Ю.А. был обеспечен в рамках государственного контракта от 22 ноября 2023 года, получены им 05 декабря 2023 года (согласно акту сдачи-приемки №23.2И00025).

30 января 2023 года между ответчиком и поставщиком АО «Алтаймедтехника» был заключен государственный контракт на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением (без колес), в рамках которого Черников Ю.А. данным ТСР обеспечен не был, поскольку изделия распределялись гражданам, обратившимся ранее.

На обеспечение Черникова Ю.А. креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) в рамках государственного контракта от 08 ноября 2023 года (начало действия контракта – 01 января 2024 года) 01 января 2024 года выдано направление №26570115.

При таких обстоятельствах считает, ответчиком соблюдены все предписания закона, в том числе процедура предоставления государственной услуги по обеспечению инвалида Черникова Ю.А. ТСР, незаконного бездействия не допущено, вина ответчика в длительном необеспечении Черникова Ю.А. ТСР отсутствует, следовательно, оснований для взыскания с ответчика заявленной прокурором компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя процессуального истца, изучив и проанализировав материалы дела, представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Медицинская реабилитация, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами ТСР (ст.9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Согласно ст.10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

К техническим средствам реабилитации инвалидов закон относит устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Как следует из ст.11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечение инвалидов ТСР осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, разработанной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Указанная программа является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ТСР предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст.11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение ТСР, предусмотренных федеральным перечнем ТСР и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду ТСР для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов ТСР (далее по тексту - Правила), в п.2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов ТСР в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Также приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 мая 2019 года №256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами ТСР (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (далее по тексту – Административный регламент).

В пп.«а» п.3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов ТСР осуществляется путем предоставления соответствующего ТСР.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида. Уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению ТСР. При наличии действующего государственного контракта на обеспечение ТСР, уполномоченный орган одновременно с уведомлением высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление ТСР в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие ТСР. При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида ТСР уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду документы, предусмотренные указанным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего ТСР должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления. Срок обеспечения инвалида ТСР серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а в отношении ТСР, изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в вышеуказанном Административном регламенте ответчика.

Как следует из материалов дела, материальный истец Черников Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются инвалидом первой группы по общему заболеванию, инвалидность ему установлена 21 ноября 2022 года на срок до 01 декабря 2024 года.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №1217.22.22/2022, выданной 01 декабря 2022 года Бюро медико-социальной экспертизы №22 ФКУ «ГБ СМЭ по Алтайскому краю» Минтруда России, Черников Ю.А. в период с 21 ноября 2022 года по 01 декабря 2024 года подлежал обеспечению следующими ТСР:

- (7-01-01) креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья;

- (7-02-01) креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) шириной сиденья 45 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см., высотой подлокотника 20 см., высотой подножки 45 см., с жесткими видами спинки и сиденья;

- 12-01-02) ортопедическими брюками;

- (23-01-02) креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) шириной сиденья 42 см., глубиной сиденья 45 см., высотой сиденья 50 см.

Исполнителем данных мероприятий указано Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

01 февраля 2023 года Черников Ю.А. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением об обеспечении его вышеуказанным ТСР. 02 февраля 2023 года Черникову Ю.А. направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 14 июля 2022 года №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», с 01 января 2023 года создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации и присоединения к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, все функции, полномочия, права и обязанности Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с 01 января 2023 года перешли к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, которое в силу ст.58 ГК РФ является его правопреемником.

Как установлено в судебном заседании, в установленный законом (вышеуказанными Правилами) срок Черников Ю.А. вышеуказанными ТСР, рекомендованными ему индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 01 декабря 2022 года, обеспечен не был, что стороной ответчика не оспаривается. При этом, как указывает в своем письменном отзыве (и дополнениях к нему) ответчик, 10 мая 2023 года, 23 августа 2023 года, 10 и 27 ноября 2023 года между ответчиком и поставщиками были заключены государственные контракты на поставку кресел-колясок с ручным приводом (для инвалидов и детей-инвалидов), 30 января 2023 года – на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением (без колес), в рамках которых Черников Ю.А. данными ТСР обеспечен не был, поскольку изделия распределялись гражданам, обратившимся ранее.

Ортопедическими брюками Черников Ю.А. был обеспечен лишь 05 декабря 2023 года, что следует из акта сдачи-приемки работ получателем №23.2И00025.

На обеспечение Черникова Ю.А. креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) направления были выданы только 01 января 2024 года (направления №№26074860, 25979627, 26570115).

В соответствии с пп.«а» п.10 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги являются дача заявителю направления на получение (изготовление) ТСР.

Таким образом, государственная услуга по обеспечению инвалида Черникова Ю.А. вышеуказанными ТСР (ортопедическими брюками, креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес)) в соответствии с его заявлением от 01 февраля 2023 года была исполнена частично лишь 05 декабря 2023 года (по обеспечению ортопедическими брюками) и в оставшейся части лишь 01 января 2024 года посредством выдачи направлений на обеспечение его вышеуказанными ТСР, то есть в срок более 8 месяцев. Приведенными выше нормативными актами регламентированы порядок и сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в данном случае, этот срок составлял с 01 февраля 2023 года по 02 апреля 2023 года (60 календарных дней). При этом, доказательств соблюдения этого срока, своевременного предоставления инвалиду Черникову Ю.А. необходимых ему для обеспечения жизнедеятельности ТРС, стороной ответчика суду не представлено. Реализация права инвалида на обеспечение ТСР не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования ответчика на приобретение ТСР, поскольку иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

При таких обстоятельствах, исковое требование прокурора о признании незаконным бездействияОтделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, выраженное в длительном не обеспечении инвалида Черникова Ю.А. ТСР – ортопедическими брюками, креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес), суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, доводы стороны ответчика их не опровергают.

Разрешая требование прокурора о взыскании компенсации морального вреда, кроме вышеуказанных обстоятельств, суд исходит и из следующего.

В соответствии с абз.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст.1101 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 1 и 2 постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).

Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, право на охрану здоровья) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен моральный вред.

Согласно ст.22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с ч.1 ст.25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права (ч.2 ст.150 ГК РФ).

Как указано, факт нарушения прав инвалида Черникова Ю.А. на обеспечение его в установленные законом сроки ТСР судом установлен.

Сам факт не обеспечения ТСР является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных ТСР неизбежно влечет ограничение его жизнедеятельности, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.

Несвоевременное обеспечение Черникова Ю.А. ТСР, необходимыми ему по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.

Кроме того, суд учитывает доводы материального истца Черникова Ю.А., изложенные в поданном им прокурору заявлении, а также в его письменном объяснении, в которых он указывает, что длительное время не был обеспечен рекомендованными ему ТСР, отсутствие которых причиняет ему излишние неудобства и множество переживаний, а отсутствие кресла-стула также и физические затруднения при справлении ественных надобностей. Его расстраивает тот факт, что права инвалидов могут игнорироваться, гарантированная законом помощь может быть оказана лишь после обращения в надзорные органы, а не в общем порядке, данные мысли не дают ему покоя.

Размещение ответчиком заявок на заключение государственных контрактов, обеспечение иных инвалидов ТСР, подавших заявление ранее Черникова Ю.А., не умаляет его право на получение рекомендованных ему ТСР и не освобождает ответчика от возложенной на него гражданско-правовой ответственности, поскольку данные действия ответчика не привели к желаемому результату.

Для возложения обязанности выплатить денежную компенсацию морального вреда не требуется совершения умышленных действий, направленных на нарушение прав инвалида.

Ответчик может быть освобожден от компенсации инвалиду морального вреда в случае наличия у него доказательств того, что физические и нравственные страдания были причинены Черникову Ю.А. вследствие действия непреодолимой силы либо умысла самого инвалида. Однако таких доказательств суду не представлено.

Учитывая, что Черников Ю.А. не был своевременно обеспечен ТСР, которые призваны создать и обеспечить ему достойные условия жизни, поддержать и сохранить здоровье, суд полагает обоснованным требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по выплате денежной компенсации морального вреда.

При указанных выше обстоятельствах, доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда суд находит несостоятельными.

Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд исходил из положений статей 150, 151 ГК РФ, и с учетом всех фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей инвалида Черникова Ю.А., всех заслуживающих внимания обстоятельств, включая длительное необеспечение ТСР, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определяет размер денежной компенсации морального вреда в сумме 4 000 рублей, которые подлежат взысканию в пользу материального истца Черникова Ю.А. с ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю. Суд считает, что данная сумма компенсации будет способствовать восстановлению баланса между последствиями нарушения прав истца Черникова Ю.А. и степенью ответственности, применяемой к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тюменцевского района Алтайского края, действующего в интересах Черникова Юрия Анатольевича, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействиеОтделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796, ОГРН 1022201758370), выраженное в длительном не обеспечении Черникова Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации – креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), ортопедическими брюками, креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес).

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796, ОГРН 1022201758370) в пользу Черникова Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт 01 09 385310 от 02 сентября 2010 года) компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Тюменцевский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: А.Н. Савостин

Решение в окончательной форме принято 22 февраля 2024 года.

2-39/2024 (2-333/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Тюменцевского района Алтайского края
Черников Юрий Анатольевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю
Суд
Тюменцевский районный суд Алтайского края
Судья
Савостин Алексей Николаевич
Дело на сайте суда
tumencevsky.alt.sudrf.ru
25.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.01.2024Предварительное судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
28.02.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
20.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее