РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2019 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмакова Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Афанасенко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-145/2019 по административному исковому заявлению Курасова В.А. к призывной комиссии по г. Салехарду и Приуральскому району, ФКУ «Военный комиссариат ЯНАО» о признании незаконным решения призывной комиссии № от 08 ноября 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Курасов В.А. обратился в суд с административным иском призывной комиссии по г. Салехарду и Приуральскому району, ФКУ «Военный комиссариат ЯНАО» о признании незаконным решения призывной комиссии № 4 от 08 ноября 2018 года.
В обоснование иска указано, что в соответствии с решением призывной комиссии по г. Салехарду и Приуральскому району от 08 ноября 2018 года Курасов В.А. призван на военную службу с присвоением категории годности «А» - годен к военной службе, показатель предназначения – 1. Однако, решение является незаконным, поскольку оно противоречит закону и нарушает права и законные интересы Курасова В.А. При прохождении в октябре 2018 года военно-врачебной комиссии Курасов В.А. жаловался на боль в пояснично-крестцовой области при физических нагрузках, после чего дополнительным медицинским исследованием было установлено: состояние удовлетворительное, кожа физиологической окраски, чистая; дыхание везикулярное, хрипов нет с ЧДД 16 в минуту; сердечные тоны ясные, ритмичные с ЧСС 76 в минуту, АД 120/80 мм.рт.ст.; живот мягкий, безболезненный; симптом поколачивания отрицательный с обеих сторон; отеков нет; мочеиспускание в норме; УЗИ почек; расширение чашечно-лоханочной системы правой почки до 5 мм, конкременты не определяются, ОАМ в норме; моча по Нечипоренко: лейк. 700, эр. 500. На основании поставлен диагноз: Острый постстрептококковый гломерулонефрит, стойкая клинико-лабораторная ремиссия. Данный диагноз был следствием перенесенной ангины в 2011 году, после чего начались осложнения на почки, в результате был поставлен диагноз: острый постстрептококковый гломерулонефрит, получал стационарное лечение с положительным эффектом. Состоял на «Д» учете у педиатра. При первоначальной постановке на воинский учет была присвоена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе. Дополнительно Курасовым В.А. 10 и 12 ноября 2018 года были проведены эхографическое исследование почек (заключение: диффузные структурные изменения с уплотнением ЧЛС с обеих сторон) и УЗИ предстательной железы и мочевого пузыря с определение объема остаточной мочи (заключение: диффузные структурные изменения предстательной железы, гиперплазия). Поскольку граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья освобождаются от призыва на военную службу, просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии № 4 от 08 ноября 2018 года.
В судебном заседании административный истец Курасов В.А. настаивал на удовлетворении требований иска.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат ЯНАО» Горобец В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска.
Представитель призывной комиссии по г. Салехарду и Приуральскому району в судебном заседании участия не принимал.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что требования заявлены не обоснованно и удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата.
В силу п. 3 указанного Постановления призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании п. 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п.п. 6, 11 Положения).
Согласно п. 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Как следует из представленных суду материалов, Курасов В.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Салехард и Приуральского района ЯНАО. Является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
С 01 ноября 2018 года начался призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе
При первоначальной постановке на воинский учет Курасову В.А. определена категория годности В - ограниченно годен к военной службе.
В соответствии со ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья освобождаются от призыва на военную службу, а призывник является ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья.
При прохождении медицинского освидетельствования в период осеннего призыва 2018 года Курасов В.А. врачами-специалистами был направлен в медицинскую организацию на обследование в амбулаторных условиях для уточнения диагноза.
По результатам прохождения дополнительного медицинского обследования Курасову В.А. в 2018 году поставлен диагноз: острый постстрептококковый гломерулонефрит, стойкая клинико-лабораторная ремиссия.
Призывной комиссией г. Салехард и Приуральского района Курасов В.А. признан годным к военной службе, присвоена категория годности А, поскольку указанное заболевание (острый постстрептококковый гломерулонефрит, стойкая клинико-лабораторная ремиссия) согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, не отнесено к заболеваниям, препятствующим прохождению военной службы.
Курасовым В.А. не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период осеннего призыва 2018 года он имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности В - ограниченно годен к военной службе и как следствие он подлежит освобождению от призыва на военную службу.
В соответствии с п. п. 5, 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии; при несогласии с результатами медицинского освидетельствования имеет право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 574 «Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе», однако, указанным правом Курасов В.А. не воспользовался.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права.
Таким образом, Курасов В.А., оспаривая решение призывной комиссии г. Салехард и Приуральского района и указывая на то, что страдает заболеванием, которое дает ему право на освобождение от военной службы, не воспользовался правом на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы, при этом воспользовался своим правом на доказывание своих доводов посредством проведения судебной военно-врачебной экспертизы на предмет определения наличия у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы.
Согласно заключению военно-врачебной экспертизы № от 11.04.2019 года, выполненной ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия», выполненному по определению Салехардского городского суда:
- у Курасова В.А. на момент производства военно-врачебной экспертизы выявлены заболевания: «ДДЗП. Правосторонний фиксированный сколиоз верхнегрудного отдела позвоночника первой степени (10 градусов), левосторонний фиксированный сколиоз нижнегрудного-поясничного отдела позвоночника второй степени (15 градусов), с болевым синдромом, без нарушения функции. Продольное плоскостопие обеих стоп второй степени, артроз таранно-ладьевидных суставов первой стадии»;
Курасов В.А. по состоянию на 08 ноября 2018 года имел заболевания: «ДДЗП. Правосторонний фиксированный сколиоз верхнегрудного отдела позвоночника первой степени, левосторонний фиксированный сколиоз нижнегрудного-поясничного отдела позвоночника второй степени, с болевым синдромом, без нарушения функции. Продольное плоскостопие обеих стоп второй степени, артроз таранно-ладьевидных суставов первой стадии»;
категория годности к военной службе Курасова В.А. по результатам его медицинского освидетельствования, проведенного в рамках военно-врачебной экспертизы, проведенной по определению суда, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» - Б-4 – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
заболевание «Острый постстрептококковый гломерулонефрит, стойкая клинико-лабораторная ремиссия» не относится к ст. 71 расписания болезней, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
Таким образом, по результатам военно-врачебной экспертизы установлено, что Курасов В.А. страдает заболеваниями соответствующим категории годности Б-4 и как следствие подлежит призыву на военную службу.
Поскольку при обращении в суд, а также в ходе судебного заседания, Курасов В.А. настаивал именно на том, что установленный ему диагноз «Острый постстрептококковый гломерулонефрит, стойкая клинико-лабораторная ремиссия», свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, что опровергнуто заключением военно-врачебной экспертизы № 332 от 11.04.2019 года, выполненной ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия», то суд находит, что призывник Курасов В.А. был призван на военную службу законно.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение ст. 226 КАС РФ Курасовым В.А. не представлено суду доказательств, которые могли бы служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 4 ░░ 08 ░░░░░░ 2018 ░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «06» ░░░ 2019 ░░░░
89RS0001-01-2018-004173-78