Дело № 2-807 (2020)
32RS0027-01-2019-007122-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2020 года Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего Сухоруковой Л.В.,
при секретаре Данченковой В.Ф
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Брянской области к УФССП России по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора (2-4141/2016),
УСТАНОВИЛ:
Правительство Брянской области обратилось в суд с указанным иском, в обоснование которого указало, что 16 августа 2016 года Советским районным судом г. Брянска вынесено решение по гражданскому делу №2-4141/2016 об обязании Правительства Брянской области, Департамента финансов Брянской области обеспечить финансирование из средств областного бюджета на предоставление жилого помещения Г. по договору социального найма.
Решение вступило в законную силу 20.12.2016 г.
30.01.2017 г. в отношении Правительства Брянской области судебным приставом – исполнителем возбуждено исполнительное производство №...-ИП. Исполнительное производство по данному делу окончено 24.10.2019 г.
13.11.2019 г. Правительством Брянской области получено от Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Брянской области постановление от 31.10.2019 г. №25163/19/32033-ИП о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №...-ИП от 31.10.2019 г.
Ссылаясь на требования Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», истец просил суд уменьшить размер исполнительного сбора, наложенного постановлением от 31.10.2019 г. №25163/19/32033-ИП Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по области о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в рамках исполнительного производства №...-ИП на одну четверть от установленного размера (на 12 500 рублей).
Представитель истца Правительства Брянской области, представитель ответчика УФССП по Брянской области, представитель третьего лица Департамент финансов Брянской области в судебное заседание не явились. Уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 16 августа 2016 года Советским районным судом г. Брянска вынесено решение по гражданскому делу №2-4141/2016 об обязании Правительства Брянской области, Департамента финансов Брянской области обеспечить финансирование из средств областного бюджета на предоставление жилого помещения Г. по договору социального найма.
Решение вступило в законную силу 20.12.2016 г.
30 января 2017 г. в отношении Правительства Брянской области судебным приставом – исполнителем возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
Исполнительное производство по данному делу окончено 24.10.2019 г.
31 октября 2019 года судебным приставом – исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №...-ИП от 31.10.2019 г.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1,2,3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, в случае если должник полагает, что установленный размер исполнительского сбора принят без учета его имущественного положения, иных обстоятельств дела, должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, об отсрочке или рассрочке его взыскания. Следовательно, окончательное определение размера исполнительского сбора является компетенцией суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30 июля 2001г. N 13-П в части 4 указывает на то, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статьи 34 (часть 1), 35 (части 1 – 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. В связи с тем, что в большинстве случаев исполнительский сбор должнику устанавливается в максимальном размере - 7%, а денежный долг по исполнительному производству возникает из гражданско-правового обязательства, следовательно, имеет место нарушение гражданско-правового принципа разумности и справедливости, что подтверждается часть 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая объем финансирования расходов должника, руководствуясь статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя, на одну четверть до 37 500 рублей.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Правительства Брянской области к УФССП России по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора (2-4141/2016), удовлетворить.
Уменьшить Правительству Брянской области размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области от 31.10.2019 года № 25163/19/32033-ИП по исполнительному производству №...-ИП до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.01.2020 года.