г. Сыктывкар УИД 11RS0016-01-2023-000677-64
Дело № 33-9169/2023 г. (№2-521/2023 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Батовой Л.А., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 16 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25 июля 2023 года, которым
исковые требования Шикерова Марчо Добрева (...), Шикеровой Розалии Генриховны (...), Шикерова Антона Марчевича (...), Желтовой Марии Марчовой (...) удовлетворены частично;
признано незаконным бездействие администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, выразившееся в ненаправлении требования о сносе дома или его реконструкции в разумный срок собственникам жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>;
признано незаконным бездействие администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, выразившееся в непринятии мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <Адрес обезличен>, и жилого помещения <Номер обезличен> расположенного в указанном доме;
на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять решение об изъятии жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>;
на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить Шикерову Марчо Добреву, Шикеровой Розалии Генриховне, Шикерову Антону Марчевичу, Желтовой Марии Марчовой проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с учетом права общей долевой собственности на недвижимое имущество у каждого из долевых собственников жилого помещения и с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество по адресу: <Адрес обезличен>;
исковые требования Шикерова Марчо Добрева, Шикеровой Розалии Генриховны, Шикерова Антона Марчевича, Желтовой Марии Марчовой к администрации сельского поселения «Выльгорт» оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения представителя ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Мороковой Л.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шикеров М.Д., Шикерова Р.Г., Шикеров А.М., Желтова М.М. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в ненаправлении требования о сносе дома или его реконструкции в разумный срок собственникам жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>; признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в непринятии мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <Номер обезличен>, и жилого помещения <Номер обезличен>, расположенного в указанном доме; возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <Номер обезличен>, а также жилого помещения (квартиры) <Номер обезличен>, принадлежащей истцам на праве общей долевой собственности; возложении на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, администрацию сельского поселения «Выльгорт» обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить истцам проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение.
Определением от <Дата обезличена> судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Лоскутов И.О., Астраханцева Е.В., Федяевская П.П., Кутькина Т.В., Цывунина А.С., Винокурова А.А., Раевская С.Н., Винокурова А.Н., Попов А.Н., Юшков А.А., Юшкова К.А., Юшкова О.А., Юшкова А.А., Леонов Э.Р., Мальцева Н.И., Пылаева Т.В., Пылаев И.В., Пылаев Н.И., Доронин И.Г., Турков И.Е., Туркова А.И., Туркова В.И., Мишарина И.И., Куликова Н.А., Куликов А.С., Куликов И.А., Куликова А.В., Куликова Л.Н.
Истцы, ответчик администрация сельского поселения «Выльгорт», третьи лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Изъюрова Н.А. иск не признала по доводам письменного отзыва.
Прокурор Нестерова А.С. полагала возможным удовлетворить исковые требования.
Судом принято указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Шикеровым М.Д., Шикеровой Р.Г., Шикеровым А.М., Желтовой М.М. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представителя ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Морокова Л.В. настаивала на доводах апелляционной жалобы.
Истцы, ответчик администрация сельского поселения «Выльгорт», третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом возражений на неё, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 указанной статьи.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании части 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Из пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом непринятие длительное время такого решения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.
По делу установлено, что на основании договора <Номер обезличен> на передачу жилого помещения в собственность от <Дата обезличена> истцами приобретено жилое помещение - <Адрес обезличен> - по ... доли в праве у каждого.
На основании акта обследования <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и заключения межведомственной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, - признан аварийным и подлежащим сносу, определено в течение пяти лет произвести расселение граждан.
Спорный многоквартирный дом не вошел в муниципальную адресную программу МО МР «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019-2025 годы», а также в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного в 2019 - 2025 годах», поскольку был признан аварийным и подлежащим сносу после <Дата обезличена>.
Постановлением администрации муниципального района «ФИО6» Республики ФИО6 <Номер обезличен> от <Дата обезличена> назначено проведение обследований специализированной организацией многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу без учета положений подпункта «г» пункта 45 постановления Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в том числе обследование <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>. Указанным постановлением установлен срок к расселению домов до <Дата обезличена> без изменения даты признания их аварийными и подлежащими сносу.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на протяжении длительного времени не направила истцам требования о сносе спорного дома или реконструкции, не приняла решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, принадлежащего истцам, для муниципальных нужд, что противоречит нормам действующего законодательства и влечет нарушение прав и законных интересов собственников многоквартирного дома, признанного аварийным, указав, что в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ответчик обязан принять решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения; в течение шести месяцев - направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с учетом права общей долевой собственности на недвижимое имущество у каждого из долевых собственников жилого помещения и с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество по адресу: <Адрес обезличен>.
При разрешении спора суд проанализировал условия заключенных между администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми и администрацией сельского поселения «Выльгорт» соглашений от <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и пришел к выводу о том, что передача полномочий по изъятию жилых помещений в связи с признанием их аварийными и подлежащими сносу предметом указанных соглашений не являлась, в связи с чем отказал в удовлетворении иска к ответчику администрации сельского поселения «Выльгорт».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и установленных обстоятельствах спора.
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
В части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных части 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
В силу части 4 статьи 14 этого же закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, ни Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ни Законом Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» (утратил силу с 01.01.2020 в связи с принятием Закона РК от 27.09.2019 № 54-РЗ), ни соглашениями от <Дата обезличена> гг. полномочия по изъятию жилых помещений в связи с признанием их аварийными и подлежащими сносу администрации сельского поселения не передавались.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры признания в 2017 году дома аварийным ввиду отсутствия заключения специализированной организации не могут быть принять во внимание.
Решение таких вопросов относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Заключением межведомственной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании указанного заключения принято постановление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Названные акты вступили в силу, не признаны незаконными и не отменены.
Кроме того, несмотря на назначение Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена> дополнительного обследования жилых домов, в том числе и дома <Адрес обезличен> и увеличение сроков расселения до <Дата обезличена>, даты признания домов аварийными и подлежащими сносу оставлены без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом установлены неразумные сроки в части возложения обязанности по принятию решения об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения и направления проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, а также об отсутствии в жилищном законодательстве указания на срок, в течение которого должен быть изъят земельный участок в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия произвольно установленного ответчиком срока расселения аварийного дома. Установленный судом первой инстанции срок является разумным и достаточным.
Указываемые в апелляционной жалобе доводы ответчика о том, что администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми не сможет исполнить данное решение суда по причине отсутствия в бюджете денежных средств, запланировать которые возможно лишь на следующий год, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования органа местного самоуправления при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий по изъятию и выкупу жилых помещений и земельного участка, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств - отсутствие финансирования.
Доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи
Мотивированное определение составлено 23.10.2023