№ 33-13491/2024
Судья: Титова Е.С. 50RS0045-01-2023-001906-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 апреля 2024 г. г. Красногорск, Московская область
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шилиной Е.М.,
судей Кобызева В.А., Тюшляевой Н.В.,
при помощнике судьи Савченко В.В.,
с участием прокурора Луниной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3068/2023 по иску Солнечногорского городского прокурора в интересах многодетных семей Константиновой Е. И., Карповой И. В., Тихомировой Т. А., Алдашкиной О. В., Горяевой Н. В. к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, третьи лица Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск М. <данные изъяты>, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской областио возложении обязанности обеспечить земельные участки объектами инженерной инфраструктуры,
по апелляционному представлению Солнечногорской городской прокуратуры в интересах многодетной семьи Константиновой Е. И. на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 3 октября 2023 г.,
заслушав доклад судьи Кобызева В.А.,
выслушав объяснения явившихся лиц,
установила:
Солнечногорский городской прокурор обратился в суд с исками в интересах многодетных семей Константиновой Е. И., Карповой И. В., Тихомировой Т. А., Алдашкиной О. В., Горяевой Н. В. к администрации городского округа Солнечногорск Московской областио возложении обязанности обеспечить земельные участки объектами инженерной инфраструктуры.
Протокольными определениями от <данные изъяты> и <данные изъяты> дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В обоснование исков указано, что Солнечногорской городской прокуратурой была проведена проверка по обращениям Константиновой Е.И., Карповой И.В., Тихомировой Т.А., Алдашкиной О.В., Горяевой Н.В. по вопросу реализации положений федерального законодательства о поддержке многодетных семей. Установлено, что материальным истцам постановлениями главы городского округа Солнечногорск были предоставлены в собственность бесплатно земельные участки в д. Хоругвино г.о. Солнечногорск Московской области. При проведении проверки установлено, что данные земельные участки не обеспечены необходимой инфраструктурой, в частности, дорогой с твердым покрытием и ведущей к каждому земельному участку, централизованной системой водоснабжения, населенный пункт не газифицирован.
Солнечногорский городской прокурор просил суд обязать администрацию городского округа Солнечногорск Московской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить вышеуказанные земельные участки объектами инженерной инфраструктуры, а именно водоснабжением, газоснабжением, построить дорогу местного значения с твердым покрытием, обеспечивающую подъезд к каждому из участков.
В судебном заседании помощник Солнечногорского городского прокурора Бородкин Е.С. иски поддержал, пояснил, что им лично осуществлялся выезд в д. Хоругвино, там отсутствует дорога с твердым покрытием, отсутствует водоснабжение, газ, есть только электричество.
Представитель ответчика - администрации городского округа Солнечногорск Московской области Феоктистова П.А. иск не признала, пояснила, что поддерживает доводы письменного отзыва, указала, что дорога в деревне Хоругвино имеется, однако для ее благоустройства необходима разработка проектной документации и результаты инженерных изысканий, однако в настоящее время денежных средств в бюджете города нет, а кроме того, сначала должны быть отмежеваны и поставлены на кадастровый учет земельные участки под проектируемые дороги, этим занимается Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области. В отношении газификации пояснила, что деревня Хоругвино включена в программу Московской области по газификации, которая должна быть в отношении данного населенного пункта осуществлена в течение нескольких следующих лет. В отношении водоснабжения пояснила, что в деревне Хоругвино имеется две водозаборные колонки, из которых можно брать воду, в связи с чем полагала, что водой деревня обеспечена. Строительство системы централизованного водоснабжения имеется в плане, однако его реализация затруднена отсутствием в бюджете округа денежных средств. Полагала, что администрацией не допущено бездействия в рамках рассматриваемых требований.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области Чаус Н.А. пояснила, что со своей стороны Комитетом выполнены обязанности по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков под дорогу общего пользования к земельным участкам материальных истцов в деревне Хоругвино, о чем сообщено в администрацию. Далее вопросы обустройства дороги должны разрешаться ответчиком.
Представитель третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Линник А.М. пояснил, что для выделения денежных средств из бюджета Московской области для обеспечения централизованным водоснабжением деревни Хоругвино необходима определенная документация со стороны администрации городского округа Солнечногорск Московской области, которой не имеется. Газификация деревни будет проведена в соответствии с программой Московской области
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 3 октября 2023 г. исковые требования Солнечногорского городского прокурора Московской области удовлетворены частично.
Судом постановлено: возложить на администрацию городского округа Солнечногорск Московской области обязанность обеспечить объектами инженерной инфраструктуры, а именно водоснабжением, газоснабжением, а также дорогами местного значения с твердым покрытием, обеспечивающими подъезд, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные по адресу: <данные изъяты> в срок до четвертого квартала 2026 года.
В удовлетворении иска в части возложения обязанности обеспечить объектами инженерной инфраструктуры в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
В апелляционном представлении REF апеллятор \* MERGEFORMAT Солнечногорской городской прокуратуры в интересах многодетной семьи Константиновой Е. И., поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в возложении обязанности обеспечить объектами инженерной инфраструктуры в течение 12 месяцев со дня вступления решения, как незаконного и необоснованного.
В письменных возражениях Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области на апелляционное представление выражена просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Прокурор в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, просил апелляционное представление удовлетворить.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился о времени и месте извещался в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области явился, просил решение суда оставить без изменения, возражал по доводам изложенным в письменных пояснениях на апелляционное представление.
Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились о времени и месте извещались в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 327 ГПК РФ судебное разбирательство в суде апелляционной инстанции проведено в отсутствие не явившихся лиц, извещавшихся о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришла к следующим вводам.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил подлежащие применению нормы материального права, и постановил законное и обоснованное решение, не допустив существенных нарушений норм процессуального права.
В соответствии со ст. 4.3 Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" земельные участки, предназначенные для предоставления многодетным семьям, должны быть обеспечены транспортной инфраструктурой и технической возможностью для технологического присоединения к электрическим сетям, за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи.
Для целей настоящего Закона под транспортной инфраструктурой понимаются автомобильные дороги общего пользования местного значения, обеспечивающие подъезд к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям (далее - подъездные автомобильные дороги), а также улично-дорожная сеть (внутриквартальные проезды) в границах территории, в состав которой входят предоставляемые многодетным семьям земельные участки и земли общего пользования.
Предоставление многодетным семьям земельных участков, не обеспеченных транспортной инфраструктурой и технической возможностью для технологического присоединения к электрическим сетям, допускается с письменного согласия многодетной семьи (обоих супругов либо одиноких матери (отца), усыновителя, отчима (мачехи)).
Обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, условиями для технологического присоединения к иной инженерной инфраструктуре (сетям тепло-, газо, водоснабжения и водоотведения) осуществляется в соответствии с категорией земельного участка, видом разрешенного использования, уровнем обеспеченности инженерной инфраструктурой населенного пункта в границах соответствующего городского округа и программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа в пределах средств, предусмотренных такой программой.
Аналогичные положения содержались в данной статье Закона и в редакции, действовавшей до 2023 года.
В соответствии со ст. 16 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе, относятся:
- составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа;
- организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что многодетной семье Константиновой Е.И. постановлением администрации городского округа Солнечногорск М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> выделен в долевую собственность на состав семьи 5 человек земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020323:108 категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в д. <данные изъяты> М. <данные изъяты>.
Многодетной семье Карповой И.В. постановлением администрации городского округа Солнечногорск М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> выделен в долевую собственность на состав семьи 5 человек земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020323:125 категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в д. <данные изъяты> М. <данные изъяты>.
Многодетной семье Тихомировой Т.А. постановлением администрации Солнечногорского муниципального района М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> выделен земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020323:109 категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в д. <данные изъяты> М. <данные изъяты>.
Многодетной семье Алдашкиной О.В. постановлением администрации Солнечногорского муниципального района М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> выделен земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020323:58 категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в д. <данные изъяты> М. <данные изъяты>.
Многодетной семье Горяевой Н.В. постановлением администрации городского округа Солнечногорск М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> выделен в долевую собственность на состав семьи 5 человек земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020323:159 категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в д. ХоругвиноСолнечногорского района Московской области.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Обсуждая требования прокурора о возложении на администрацию городского округа Солнечногорск Московской области обязанности газифицировать указанные в исках земельные участки, суд исходил из фактических обстоятельств по делу, что <данные изъяты> городского округа Солнечногорск М. <данные изъяты> включена в Программу П. М. <данные изъяты> «Развитие газификации в М. <данные изъяты> до 2030 года, утвержденную постановлением П. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Данной программой предусмотрено строительство объекта «Газопровод высокого давления к д. Хоругвино сельского поселения Пешковское с последующей газификацией в городском округе Солнечногорск».
Как пояснила представитель администрации, проектные работы запланированы на 2024-2025 годы, строительные работы на 2026 год, ввод в эксплуатацию – IVквартал 2026 года.
Также представитель ответчика указала, что работы по непосредственной газификации конкретного домовладения производятся только на основании заявления собственника такого домовладения, что лишает возможности администрацию газифицировать конкретные земельные участки, строится распределительная станция, от которой тянут газопровод к конкретным участкам на основании поступивших заявлений.
Однако, как усматривается из данного постановления (Приложение, раздел 7), <данные изъяты> г.о. Солнечногорск М. <данные изъяты> включена в Перечень мероприятий по газификации населенных пунктов, строительство газопроводов-источников к которым запланированы в рамках программы развития газоснабжения и газификации М. <данные изъяты> на период 2021-2025 годов, реализуемой за счет инвестиций ПАО «Газпром».
Срок для подготовки проектно-изыскательской документации данным постановлением для <данные изъяты> установлен на период 2023-2025 годов, однако никаких доказательств того, что в 2023 году предпринимались какие-либо действия по подготовке документации, не представлено.
Таким образом, суд верно пришел к выводу о том, что администрацией городского округа Солнечногорск Московской области и в этой части не приняты все зависящие от органа местного самоуправления меры к соблюдению требований Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области".
Суд при этом учитывал, что стороной ответчика не представлено доказательств принятия хоть каких-либо мер к обеспечению предоставленных многодетным семьям земельных участков объектами инфраструктуры, указанными в исковом заявлении прокурора.
Вместе с тем, суд полагал, что требования прокурора о возложении на администрацию городского округа Солнечногорск Московской области обеспечить вышеуказанными объектами инфраструктуры земельные участки, указанные в исках, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не отвечающими требованиям разумности, поскольку для осуществления всех работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов газового хозяйства, водоснабжения, водоотведения, строительства дороги требуется время.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, в том числе считает что установленный судом первой инстанции срок для исполнения возлагаемых на администрацию обязанностей до четвертого квартала 2026 года, что согласуется со сроками газификации деревни Хоругвино является разумным.
Доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с постановленным по делу решением суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения правильного по существу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, не имеется оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционного представления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
ref "решение" \* MERGEFORMAT решение Солнечногорского городского суда Московской области от 3 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционное представление REF апеллятор \* MERGEFORMAT Солнечногорской городской прокуратуры в интересах многодетной семьи Константиновой Е. И. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 апреля 2024 г.
Председательствующий судья
Судьи
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>