Дело № 2-610/2024
УИД 75RS0025-01-2024-000301-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2024 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Шокол Е.В.,
при секретаре Черпинскис А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Читинского района, действующего в интересах Богдановой О. В. к администрации муниципального района «Читинский район», МОУ СОШ с. Смоленка о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Читинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Богдановой О.В., ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Читинского района по обращению педагогических работников муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ с. Смоленка» проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда.
В ходе проведенной проверки установлено следующее. Между МОУ СОШ с. Смоленка и Богдановой О.В. 05.10.2020 временно заключен трудовой договор № 21, согласно которому последняя принята на работу в качестве учителя биологии с установлением должностного оклада в размере 7 497 рублей и закреплением переменной части заработной платы, включающей в себя премии, надбавки, доплаты, определяемых работодателем согласно Положению об оплате труда.
Согласно тарификационному списку МОУ СОШ с.Смоленка на 2022-2023 учебный год - объем учебной нагрузки Богдановой О.В. установлен 29,5 часов в неделю, в 2023-2024 учебном году – 27 часов.
Изучением материалов о начислении и выплате стимулирующих выплат Богдановой О.В. установлено, что надбавка за выслугу лет за 2022-2023 г.г. учебные годы начислялась из расчета от базовой ставки, а не в зависимости от фактического объема работы.
За период с 01.01.2023 по 31.12.2023 Богдановой О.В. не начислена и не выплачена надбавка за выслугу лет (с учетом районного коэффициента и северной надбавки) исходя из фактической нагрузки в размере 29 976 руб. 60 коп.
Просит суд обязать МОУ «СОШ с. Смоленка» произвести перерасчет и выплатить Богдановой О.В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 в размере 29 976 руб. 60 коп. В случае недостаточности финансирования у МОУ «СОШ с.Смоленка» обязать администрацию муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату Богдановой О.В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 в размере 29 976 руб. 60 коп.
Определением суда от 02.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Комитет образования муниципального района «Читинский район».
В судебном заседании помощник прокурора Читинского района Бурдукова Э.Р. исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Истец Богданова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель администрации муниципального района «Читинский район», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Директор МОУ «СОШ с.Смоленка» Иванова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Рохлецова С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает на то, что согласно Положению об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Смоленка Читинского района Забайкальского края, финансирование на оплату труда которых осуществляется за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного начального общего, основного, среднего общего образования с учетом изменений от 04.07.2023 г. должностные оклады педагогических работников увеличены. Таким образом, в данном случае работодателем исполняется обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников путем периодического должностного оклада.
На основании ч.ч. 3,5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами и соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 09.04.2014 г. № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее – Закон № 964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края (далее - краевые учреждения) включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.
В соответствии со ст. 2 Закона № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений индексируются постановлением Правительства Забайкальского края в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом уровня инфляции.
Во исполнение положений ст.ст. 2,6,144 ТК РФ, ст. 55 Устава Забайкальского края, Закона № 964-ЗЗК, в целях обеспечения достойной оплаты труда и права каждого работника на выплату заработной платы не ниже минимального размера заработной платы, принято постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края».
Данным постановлением установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края. В соответствии с п. 5.3 базовый должностной оклад учителя составляет 7 497 руб.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона № 964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включаются: выплата за специфику работы; выплата за интенсивность; выплата за высокие результаты работы; выплата за качество выполняемых работ; надбавка за особые условия работы; надбавка за стаж непрерывной работы; надбавка за выслугу лет; надбавка водителям за классность; надбавка молодым специалистам; надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, за высокие спортивные достижения;система премирования.
Согласно ст. 10 Закона № 964-ЗЗК надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада) устанавливается в том числе работникам краевых учреждений образования.
В соответствии с пп. 2.8.1 приложения № 1 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 (далее – Приказ от 22.12.2014 № 1601), норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).
В соответствии с п. 36.5.3 Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, установленных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2022 года, протокол № 11 (далее – Единые рекомендации), определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, за результаты работы, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
В целях исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной работы необходимо руководствоваться пп. «а» п.36.5.2 Единых рекомендаций, в соответствии с которым для педагогических работников поименованных в пп.2.8.1 приложения № 1 к Приказу от 22.12.2014 № 1601,
Заработная плата исчисляется путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
На основании абзаца 9 раздела IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы предусмотрено, что при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
В силу положений ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 333 ТК РФ определено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ).
Как следует из материалов дела между МОУ СОШ с. Смоленка и Богдановой О.В. 05.10.2020 временно заключен трудовой договор № 21, согласно которому последняя принята на работу в качестве учителя биологии с установлением должностного оклада в размере 7 497 рублей и закреплением переменной части заработной платы, включающей в себя премии, надбавки, доплаты, определяемых работодателем согласно Положению об оплате труда. Сторонами трудового договора заключено дополнительное соглашение от 01.11.2023 об установлении с 01.11.2023 работнику базового должностного оклада в размере 11 965 руб. 28 коп. (л.д. 12-15).
Согласно тарификационному списку МОУ СОШ с.Смоленка на 2022-2023 учебный год - объем учебной нагрузки Богдановой О.В. установлен 29,5 часов в неделю, в 2023-2024 учебном году – 27 часов.
Положением об оплате труда работников МОУ СОШ с.Смоленка, утвержденным приказом директора МОУ СОШ с.Смоленка от 06.09.2023 установлена надбавка за выслугу лет в процентном соотношении к должностному окладу. Так, при стаже от 1 года до 5 лет надбавка составляет 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 15 %, от 15 лет и более – 25 %.
Установление стимулирующей выплаты за выслугу лет является правом работодателя. Вместе с тем данное усмотрение работодателя не может быть произвольным, установленным в нарушение действующих Единых рекомендаций, то есть без учета фактической нагрузки работников.
Из материалов дела следует, что начисление и выплата стимулирующих выплат Богдановой О.В., а именно надбавка за выслугу лет за 2022-2023 г.г. учебные годы начислялась из расчета от базовой ставки, а не в зависимости от фактического объема работы.
За период с 01.01.2023 по 31.12.2023 Богдановой О.В. не начислена и не выплачена надбавка за выслугу лет (с учетом районного коэффициента и северной надбавки) исходя из фактической нагрузки в размере 29 976 руб. 60 коп.
Также, как усматривается из трудового договора, истцу установлена надбавка за выслугу лет, вместе с тем указанная надбавка исчислена исходя из нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы без учета фактической нагрузки и фактически отработанных часов педагогической работы.
Обстоятельства, связанные с исчислением надбавки исходя из нормы часов педагогической нагрузки, без учета фактической нагрузки, не оспаривались ответчиками.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Материалами дела подтверждается, что при норме педагогической работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, истец работала в спорные периоды от 22 до 40 часов в неделю, при этом заработная плата, в части надбавки за выслугу лет, начислялась и выплачивалась истцу исходя из нормы работы 18 часов в неделю, а не фактически отработанного времени, то есть заработная плата в установленном размере не начислялась и не выплачивалась.
Проверив представленные истцами расчеты, не оспоренные ответчиками, суд находит их обоснованными и верными.
Из расчета задолженности следует, что задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 составляет 29 976 руб. 60 коп.
Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца.
Учредителем МОУ СОШ с. Смоленка является муниципальный район «Читинский район» в лице МКУ Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район».
С учетом изложенного, требования в части обязания администрации муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах требования прокурора Читинского района, действующего в интересах Богдановой О.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать МОУ «СОШ с. Смоленка» (ИНН 7524009540) произвести перерасчет и выплатить Богдановой О. В., <данные изъяты> задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 в размере 29 976 руб. 60 коп.
В случае недостаточности финансирования у МОУ «СОШ с.Смоленка» обязать администрацию муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату Богдановой О. В. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 в размере 29 976 руб. 60 коп.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья Е.В. Шокол
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2024 года.