Судья Кныш Н.Н. Дело № 21-305/2022
(номер дела в суде
первой инстанции 12-855/2021)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 апреля 2022 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Бояринова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу должностного лица – государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ЮМУ Росприроднадзора, Садвокасовой Т.С. на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 декабря 2021 года об изменении постановления по делу об административном правонарушении от 13 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ЮМУ Росприроднадзора, Садвокасовой Т.С. от 13 сентября 2021 года ООО «Рыбоконсервный завод «Аквамарин» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 965 392 рублей 22 копеек.
На постановление должностного лица законным представителем - Нигар В.И. подана жалоба в Гагаринский районный суд города Севастополя.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 16 июля 2021 года постановление должностного лица изменено. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.
Не согласившись с указанным решением суда, должностное подало в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит решение судьи районного суда от 03 декабря 2021 года отменить, оставить без изменения постановление по делу об административном правонарушении от 13 сентября 2021 года.
В обоснование жалобы указывает на обстоятельства послужившие основанием для вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того, указал, что никаких препятствий для соблюдения экологических требований у ООО ««Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» не имелось. Судья районного суда применяя положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, установив, что экологический сбор ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» уплачен позже не является основанием для ее применения, поскольку существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий.
Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по административному правонарушению, ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» Неплюхина С.Э. возражала против удовлетворения жалобы, просил оставить без изменения решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 декабря 2021 года, которым постановление по делу об административном правонарушении изменено, и административный штраф в размере 1 965 392 рублей 2 копеек заменён на предупреждение.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении не явилась, надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (пункт 1).
Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно (пункт 3 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона (пункт 7 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров (пункт 8 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (пункт 10 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
В силу статьи 8.41.1 КоАП РФ неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проведенной проверки за правильностью исчисления суммы экологического сбора полнотой и своевременностью его внесения, проведенного в отношении ООО «Рыбоконсервный завод «Аквамарин» актом № 10-18/100-ИС от 10 июня 2021 года выявлено следующее:
- в нарушений п. п. а) п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1073 установлен факт невнесения в установленные сроки – до 15 апреля 2021 года – платы за экологический сбор за отчётный 2020 год;
- в нарушений п. п. а) п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1073 заполненная форма расчёта суммы экологического сбора представлена в адрес территориального органа Роспотребнадзора по месту государственной регистрации плательщика без копий платёжных документов об уплате экологического сбора за 2020 года
В соответствии с представленной в адрес территориального органа Роспотребнадзора по месту государственной регистрации плательщика формой расчёта экологического сбора за 2020 год начисленная сумма экологического сбора составляет 655 130 рублей 74 копеек.
По результатам проведенного анализа, в сверке информации, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке, установлено, что ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» плата за экологический сбор за отчётный 2020 год в размере 655 130 рублей 74 копеек не внесена в федеральный бюджет для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров.
На основании проведенной проверки государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ЮМУ Росприроднадзора, Рязановой Т.Е. 02 сентября 2021 года в отношении ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41.1 КоАП РФ.
Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ЮМУ Росприроднадзора, Садвокасовой Т.С. от 13 сентября 2021 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин», которым ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 965 392 рублей 22 копейки.
Районный судья при рассмотрении жалобы законного представителя ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» заменил административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
При этом, судья районного суда указал, что поскольку ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, им впервые совершено административное правонарушение, правонарушение не посягает на причинение вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и сославшись на часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в связи с чем пришёл к выводу, что назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него Федеральным законом № 89-ФЗ.
Назначенное ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 965 392 рублей 22 копеек, предусмотренного санкцией статьи 8.41.1 КоАП РФ с применением частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Таким образом, факт принадлежности ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение обжалуемого постановления, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ. В отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 КоАП РФ, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 1563-О).
Вместе с тем, разрешая вопрос о применении в отношении ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, судья районного суда данные требования не учел.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В данном случае допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ правил назначения наказания является существенным. Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о признании ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» виновным с назначением ему административного наказания (производство по настоящему делу в отношении его не было прекращено), не имеется препятствий для отмены принятых по делу судебных актов и возвращения дела судье районного суда на новое рассмотрение для проверки правильности применения в отношении ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин» положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и вынесения законного и обоснованного решения.
Таким образом, решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 декабря 2021 года подлежат отмене, а дело - возвращению в Гагаринский районный суд города Севастополя на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░03 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.41.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 30.12 – 30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░