Дело № 2а-1224/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Коптевой А.Г.
при секретаре Сладковой М.Н.,
рассмотрев 18 июля 2016 года в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке административное дело по административному исковому заявлению администрации Новокузнецкого муниципального района к прокурору Новокузнецкого района о признании требования незаконным
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным требования прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Новокузнецкого муниципального района поступило требование прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области ФИО1 о предоставлении информации и документов в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование истец считает незаконным поскольку, проверки как таковой не проводилось, истребование данных документов было связано с рассмотрением Новокузнецким районным судом дела по административному иску прокурора Новокузнецкого района к администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении к совершению действий. Кроме того, требуемые документы ранее уже были предоставлены прокурору, более того большая часть из них находится в открытом доступе. Требуемая информация могла быть получена непосредственно у МКУ «Управление защиты и территории Новокузнецкого района». Также предоставленный прокурором срок для исполнения требования является явно недостаточным. Несмотря на незаконность требований прокурора, оно было исполнено, но позднее – ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, суду пояснил, что в требовании прокурора имеется ссылка на проведение проверки исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако, в требовании не указаны сроки проведения данной проверки, администрация Новокузнецкого района не была предупреждена о проведении данной проверки. При этом, проводя проверку исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства о контрактной системе, истребует сведения о муниципальном контракт не у стороны муниципального контракта, а у иного юридического лица – администрации Новокузнецкого муниципального района, что создает чрезмерно обременительные и необоснованные препятствия в нормальном функционировании администрации Новокузнецкого муниципального района. Все требуемые документы были предоставлены прокурору ранее и имеются в открытом доступе. Кроме того, в соответствии с п. 15 Приказа Генерального прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ получить данные сведения прокурор мог непосредственно в ходе проверки с выходом на место. Данное требование поступило в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, ему как исполнителю было передано ДД.ММ.ГГГГ, поэтому фактически на исполнение данного требования было всего 2 дня, что не отвечает требованиям разумности и физической возможности. Требование было исполнено ДД.ММ.ГГГГ, однако, не смотря на это, прокурор возбудил дело об административном правонарушении в отношении него как должностного лица администрации новокузнецкого муниципального района.
Представитель административных ответчиков прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области ФИО1, прокуратуры Кемеровской области – помощник прокурора Новокузнецкого района ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила, что в ходе осуществления постоянного надзора в бюджетной сфере, главе Новокузнецкого муниципального района было вручено требование о предоставлении ряда документов и сведений. Все эти сведения и документы имелись у администрации Новокузнецкого муниципального района, требовалось предоставить лишь копии нескольких документов, что вполне возможно выполнить в течение трех рабочих дней. Кроме того, исковые требования заявлены ненадлежащим истцом, поскольку данное требование не нарушает никаких прав и законных интересов администрации Новокузнецкого муниципального района.
Заслушав в судебном заседании стороны и свидетелей, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 22 приведенного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на основании ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Главе Новокузнецкого муниципального района Манузину вручено требование № о поручении подчиненным ему работникам в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ представить следующую информацию по нижеуказанным вопросам с приложением подтверждающих ее документов: 1) копию контракта (договора) с приложением технического задания, заключенного между МКУ «Управление по защите населения на территории Новокузнецкого муниципального района» №/ЧС от ДД.ММ.ГГГГ; 2) информацию о размерах и источниках денежных средств, за счет которых осуществлялось финансирование запрашиваемого контракта (договора), а также информацию о муниципальных программах, в рамках реализации которых выделены средства (при наличии таковых программ); 3) в полном объеме документы, подтверждающие исполнение муниципального контракта (договора) или его части, указанного в п.1 требования: акты приемки выполненных работ (формы КС), документы, подтверждающие оплату выполненных работ муниципальным заказчиком.
Конституционный суд РФ в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П «По делу о проверке конституционности положений п.1 ст.6, п. 2 ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации» указал, что запрос должностных лиц органов прокуратуры о представлении необходимых сведений и документов может быть оспорен по правилам главы 25 ГПК Российской Федерации, равно как и иные решения, действия (бездействие) указанных должностных лиц, которые не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях; при рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании законности решений и действий (бездействия) прокурора именно прокурор должен доказать правомерность своих требований и факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому предъявлены соответствующие требования (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О). Аналогичная позиция выражена в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Обязанность административного ответчика доказать правомерность своих требований и разумность предоставленных для исполнения требований сроков предусмотрена и частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм права суду не представлено доказательств того, что указанная в требовании проверка исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд проводилась и о проведении данной проверки администрация Новокузнецкого муниципального района была предупреждена.
Как указал Конституционный суд РФ в своем вышеуказанном постановлении ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, поскольку осуществление прокурором надзорной функции непосредственно затрагивает права и свободы проверяемых лиц, о начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения - в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой организации, по крайней мере, в момент начала проверки.
Такое же требование о необходимости доводить до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) решение о проведении проверки не позднее дня начала проверки содержится в Приказе Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации».
Суду не представлено мотивированное решение прокурора Новокузнецкого района о проведении проверки, как не представлено доказательств доведения до сведения администрации Новокузнецкого района данного решения.
Доводы представителя административного ответчика о том, что данное требование было вручено в рамках его деятельности по осуществлению постоянного надзора в бюджетной сфере, опровергаются самим требованием, в котором указано, что оно предъявлено в рамках проводимой прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, вышеуказанным Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П определено, что прокурор вправе запрашивать документы и материалы, непосредственно обусловленные целями и предметом конкретной проверки, которые не могут быть получены у других государственных органов или из открытых источников.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.Согласно пункту 5 и 6 части 3 статьи 4 Закона N 44-ФЗ единая информационная система содержит, в том числе информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов, реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с частью 4 статьи 4, а также статьей 7 Закона N 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок путем ее размещения в единой информационной системе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в ней, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Таким образом, вся запрошенная прокурором информация и документы имеются в открытом доступе на информационном сайте www.zakupki.gov.ru.
Согласно ч.1 ст. 103 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В силу ч.2 названной нормы права в реестр контрактов включается, в том числе источник финансирования, дата заключения контракта, объем закупки, цена контракта копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика, информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта; иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" установлены правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с подпунктом «н» пункта 2 указанных правил в реестр контрактов включается документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).
В ч.4 ст. 103 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ предусмотрены действия, производимые Казначейством Российской Федерации, после получения документов и информации, подлежащих включению в реестр контрактов: данный федеральный орган проверяет наличие таких информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения.
Согласно ч.5 ст. 103 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ документы и информация, содержащиеся в реестре контрактов, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
При таких обстоятельствах, все запрошенные прокурором района сведения и документы имеются у другого государственного органа – Казначейства Российской Федерации, у которого данные сведения и могли быть запрошены. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Как пояснила помощник прокурора Новокузнецкого района Рычкова в ходе проведения проверки заключения и исполнения данного муниципального контракта каких-либо нарушений выявлено не было, в связи с чем суд считает, что МКУ ««Управление по защите населения на территории Новокузнецкого муниципального района» было исполнено требование закона о размещении всех документов и сведений, касающихся заключения и исполнения данного контракта, в том числе сам контракт, в единой информационной системе, откуда прокурор мог получить интересующую его информацию.
Более того, обоснованными являются доводы искового заявления о том, что администрация Новокузнецкого района не является стороной муниципального контракта №/ЧС, заключенного МКУ «Управление по защите населения на территории Новокузнецкого муниципального района» ДД.ММ.ГГГГ и не обязана иметь данный контракт и документы, подтверждающие исполнение этого контракта, в связи с чем не обязана его предоставлять по требованию прокурора района, поскольку, как указал Конституционный суд РФ, органы прокуратуры не вправе запрашивать документы, которые организация не обязана иметь в соответствии с законодательством, в том числе требовать формирования документов, не имеющихся на момент предъявления такого требования, что не исключает их представления в добровольном порядке.
Обоснованными являются и доводы истца о неразумности предоставленного прокурором срока исполнения его требования. Как указал Конституционный суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков, в том числе сроков исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре. При этом ориентирующее значение при решении вопросов, связанных в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки исполнения законов, должен иметь Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с ч.5 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Поскольку спорное требование вручено главе администрации Новокузнецкого района ДД.ММ.ГГГГ, в требовании указан срок его исполнения – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, учитывая праздничные нерабочие и выходные дни, фактически прокурор предоставил главе Новокузнецкого муниципального района и его подчиненным 3 рабочих дня для исполнения своих требований.
В судебном заседании представитель административного ответчика не представил доказательств разумности данных сроков, ссылаясь лишь на то, что, по его мнению, этого срока для изготовления копий документов в количестве 3 листов достаточно. Однако, суд считает, что поскольку администрация Новокузнецкого муниципального района не является стороной требуемого прокурором муниципального контракта и на момент вручения спорного требования у администрации отсутствовали требуемые документы и сведения, предоставленный прокурором района срок для исполнения требования не является разумным.
Нарушение требования прокурора, предполагающее виновное несоблюдение администрацией Новокузнецкого муниципального района и ее должностными лицами срока, отведенного на выполнение требований прокурора, является основанием для их привлечения к административной ответственности посредством специальных процедур - путем вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и направления его в суд, влекущих применение мер государственного принуждения в соответствии со статьей 17.7 КоАП Российской Федерации и, следовательно, ограничение конституционных прав и свобод этих лиц, а именно администрации Новокузнецкого муниципального района и ее должностных лиц.
Более того, неисполнение данного требования в срок уже послужило основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица – начальника правового управления администрации Новокузнецкого муниципального района – ФИО2, в отношении которого прокурором Новокузнецкого муниципального района возбуждено дело об административном правонарушении за умышленное невыполнение требования прокурора.
Не обоснованным является довод административного ответчика о том, что администрация Новокузнецкого муниципального района является ненадлежащим истцом, поскольку само требование было направлено на имя Главы Новокузнецкого района, а не на имя МКУ «Администрации Новокузнецкого муниципального района».
В силу п.3 чт. 36 Устава муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» глава Новокузнецкого муниципального района возглавляет администрацию Новокузнецкого муниципального района и осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Должность главы Новокузнецкого муниципального района является муниципальной должностью Новокузнецкого муниципального района.
Согласно п.2,4 ст. 42 Устава муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» администрация Новокузнецкого муниципального района обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и руководит ею глава Новокузнецкого муниципального района на принципах единоначалия.
Таким образом, поскольку прокурор Новокузнецкого района требовал у главы Новокузнецкого муниципального района поручить подчиненным ему работникам предоставить информацию, суд считает, что данное требование было адресовано главе Новокузнецкого муниципального района как руководителю юридического лица МКУ «Администрация Новокузнецкого муниципального района». В связи с чем МКУ «Администрация Новокузнецкого муниципального района» является надлежащим истцом по заявленным требованиям.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие на ДД.ММ.ГГГГ какой-либо проверки исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводимой прокурором Новокузнецкого района, наличие требуемой информации в открытых источниках и у другого государственного органа, административным ответчиком не доказана правомерность его требования, учитывая явно не разумный срок, предоставленный прокурором для исполнения его требования, принимая во внимание ограничение конституционных прав и свобод администрации Новокузнецкого муниципального района и его должностных лиц, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 – 181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Новокузнецкого муниципального района к прокурору Новокузнецкого района о признании требования незаконным удовлетворить.
Признать незаконным требование прокурора Новокузнецкого района № от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Новокузнецкого муниципального района о предоставлении информации и документов.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись)
Копия верна. Судья: А.Г.Коптева