ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-23184/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
5 октября 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Тураевой Т.Е., Чемерисовой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео конференц-связи (с Советским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан) кассационную жалобу Башкортостанской таможни на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июня 2023 года по гражданскому делу № 2-1215/2023 по иску Сулейманова Р.Б. к Башкортостанской таможне о признании незаконным решения комиссии в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В., объяснения представителя Башкортостанской таможни, Приволжского таможенного управления Бикбулатовой Э.А., действующей на основании доверенностей от 18 мая 2023 года, от 23 января 2023 года, представителя Сулейманова Р.Б. Валеева С.А., действующего на основании доверенности от 12 января 2022 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сулейманов Р.Б. обратился в суд с иском к Башкортостанской таможне о признании незаконным решения комиссии в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование предъявленных требований Сулейманов Р.Б. указал, что он состоял на учете на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно заявлению от 10 ноября 2013 года (протокол от 14 марта 2014 года №) по пункту 1 части 3 статьи 4 ФЗ от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как сотрудник, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12 августа 2022 года он снят с учета на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Считает, что оспариваемое решение нарушает его права как сотрудника федерального органа исполнительной власти на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как влечет за собой такие негативные последствия, как нарушение права на обеспечение жильем.
Из протокола № от 12 августа 2022 года следует, что он снят с учета на основании подпункта «г» пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.
Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 не содержит пункта 15 и оснований для снятия с такого учета. Жилищные условия у него не изменились с момента его постановки на учет. Каких-либо сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет), не выявлено.
Просил признать незаконным решение комиссии Башкортостанской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 12 августа 2022 года в части снятия его с учета.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июня 2023 года, исковые требования Сулейманова Р.Б. удовлетворены, постановлено признать незаконным решение комиссии Башкортостанской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях установленных законодательством, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 12 августа 2022 года в части снятия с учета Сулейманова Р.Б.
Обязать Башкортостанскую таможню восстановить Сулейманова Р.Б. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня постановки на данный учет.
В кассационной жалобе Башкортостанская таможня просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Сулейманова Р.Б., ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Выслушав объяснения представителя Башкортостанской таможни, Приволжского таможенного управления Бикбулатовой Э.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Сулейманова Р.Б. Валеева С.А., просившего судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Сулейманов Р.Б., Гарифуллина Д.Б., Матюхина А.П. просили рассмотреть дело без их участия, о чем представили суду письменные заявления.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Сулейманов Р.Б. проходит службу в Башкортостанской таможне.
10 декабря 2013 года Сулейманов Р.Б., претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, обратился с заявлением к начальнику Башкортостанской таможни о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом № от 4 марта 2014 года, Сулейманов Р.Б. и члены его семьи: дочь Сулейманова В.Р., приняты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из выписки из протокола комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, за № от 12 августа 2022 года видно, что Сулейманов Р.Б. с членами семьи снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369, «в связи с тем, что в настоящее время, расхождения в правоустанавливающие документы не внесены».
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, пришел к выводу, что Сулейманов Р.Б. и члены его семьи на момент постановки на учет и на момент снятия с учета являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку Сулейманов Р.Б. как проживал на момент постановки на учет по адресу: <адрес>, так и проживает по настоящее время, состав семьи у него также не изменялся.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Указал, что основанием для снятия истца с учета на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, послужили произошедшие изменения в представленных Сулеймановым Р.Б. правоустанавливающих документах с учетом состоявшихся судебных постановлений по жилому помещению, где он зарегистрирован и проживает с членами семьи с момента постановки на соответствующий учет (в том числе с учетом выдела в натуре <адрес>) и отсутствие данных о внесении соответствующих изменений в ЕГРН, в связи с чем ответчик указывает на невозможность определить обеспеченность Сулейманова Р.Б. общей площадью жилых помещений на основании имеющихся у таможенного органа сведений.
Однако Сулейманов Р.Б. и члены его семьи на момент постановки на учет и на момент снятия с учета являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку Сулейманов Р.Б. как проживал на момент постановки на учет по адресу: <адрес>, так и проживает там же по настоящее время, состав семьи у него также не изменялся.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и отмечает следующее.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных Правил, предусмотрен перечень документов, предоставляемых сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о непредоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются, в том числе, наличие либо отсутствие необходимого стажа службы, обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением или отсутствие таковой.
Подпунктом «г» пункта 15 указанных выше Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
В связи с чем, выводы судов о том, что из решения комиссии о снятии Сулейманова Р.Б. с учета для получения единовременной социальной выплаты не усматривается, какие конкретно сведения, представленные истцом, не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и в представленных документах, послуживших основанием для постановки его на учет, а также, что ответчиком не представлено доказательств сообщения истцом сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием принятия его на учет, являются обоснованными.
По смыслу подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты возможность снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты связывается с отсутствием у сотрудника права быть принятым на учет, что предполагает необходимость определения данного права, как на момент принятия первоначального решения, так и на момент выявления неправильных сведений.
Таким образом, суда пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для снятия Сулейманова Р.Б. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут свидетельствовать о неправильности выводов судов, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов судов не подменяют, а являются позицией истца.
Доводы жалобы истца о том, что судом дана неверная оценка представленным истцом доказательствам не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются несостоятельными, сводятся к несогласию с принятыми судами судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения решения и апелляционного определения судов.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы истца.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░.░.░░░░░░░░░░