Судья Габдрахманов А.Р. Дело № 33а-4512/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Кричкер Е.В.,
судей Захарчука О.В., Бурова А.И.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 3 октября 2018 года дело по апелляционной жалобе Автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 4 июля 2018 года, которым административный иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Удалову Д. Н. о признании незаконным в части приказа от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворен.
Признан незаконным приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении устава автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» в части отнесения в подпункте 2.7 к иным видам деятельности, не являющимися основным – ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты.
На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики возложена обязанность опубликовать резолютивную часть настоящего решения суда после вступления его в законную силу на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в сети «Интернет».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Бурова А.И., объяснения представителя Автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» Сорокиной С.В., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Торсуновой Л.Г., полагавшей решения суда законным, судебная коллегия
установила:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее прокурор, истец) обратился в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, с административным иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Министерство), о признании приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении устава автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» незаконным в части отнесения в подпункте 2.7 к иным видам деятельности, не являющимися основными – ведение охотничьего хозяйства и осуществления охоты.
Требования мотивированы тем, что приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден устав автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» (далее – АУ УР «Удмуртлес», Учреждение), отдельные положения которого не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства по следующим основаниям, а именно в нарушение требований ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в п. 2.7 Устава Учреждения, в редакции приказа Министерства № от ДД.ММ.ГГГГ к иным видам деятельности, не являющимся основными, отнесена деятельность по ведению охотничьего хозяйства и осуществлению охоты, не относящаяся к полномочиям учредителя – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР.
Кроме того, ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты противоречит предмету и целям создания Учреждения, закрепленным п. п. 2.2, 2.3 Устава. АУ УР «Удмуртлес», созданное в целях осуществления полномочий органов государственной власти, не вправе осуществлять данный вид деятельности, как противоречащий предмету и целям его создания, а также не относящийся к полномочиям его учредителя Минприроды УР.
В результате незаконного включения в Устав деятельности по ведению охотничьего хозяйства и ведению охоты, наличия у АУ УР «Удмуртлес» лицензии на осуществление данного вида деятельности и его осуществления Учреждением, нарушаются права Российской Федерации, как собственника животного мира, а также права, свободы и законные интересы граждан, и организаций, которые не могут пользоваться объектами животного мира на охотничьих угодьях, закрепленных за Учреждением, что создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов в части пользования животным миром, обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.
В связи с изложенным прокурор просил признать приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении устава автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» незаконным в части отнесения в подпункте 2.7 к иным видам деятельности, не являющимися основными – ведение охотничьего хозяйства и осуществления охоты, а также возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР обязанность по опубликованию решения суда, вынесенного по делу, в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР в сети «Интернет».
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Удалов Д.Н.
Суд постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованным лицом - Автономным учреждением Удмуртской Республики «Удмуртлес» подана апелляционная жалоба в которой высказывается просьба об отмене судебного постановления и принятия нового решения по делу – об отказе в удовлетворении требований прокурора. Основанием к отмене судебного акта указывается – недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) – суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики действует на основании Положения (утв. постановлением Правительства УР от 26.12.2017 № 554), в соответствии с которым является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области охраны окружающей среды и природопользованию. Осуществляет функции и полномочия учредителя, подведомственных Министерству государственных учреждений Удмуртской Республики, а также руководство и контроль за их деятельностью.
Приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден устав автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес».
АУ УР «Удмуртлес» является некоммерческой организацией. В соответствии с п. 1.3 Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Согласно Уставу, АУ УР "Удмуртлес" создано для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, расположенных на территории Удмуртской Республики (пункт 2.1 Устава).
Целями деятельности учреждения пунктом 2.3 Устава АУ УР "Удмуртлес" определены: охрана лесов от пожаров, осуществление отдельных мер пожарной безопасности в лесах, защита лесов от вредных микроорганизмов; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.
Предметом деятельности АУ УР «Удмуртлес» является осуществление лесовосстановления и лесоразведения, выполнение работ по лесному семеноводству, выполнение работ по отводу лесосек, проведение ухода за лесами, предупреждение возникновения и тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров, локализация и ликвидация очагов вредных организмов (п. 2.2 Устава).
Автономное учреждение имеет право на осуществление лишь тех видов деятельности, которые обеспечивают осуществление учреждением предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и соответствуют целям создания автономного учреждения.
Осуществление учреждением в соответствии с Уставом иных видов деятельности, не отнесенных к основным, допустимо лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»), то есть также в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в вышеуказанных сферах.
Таким образом, дополнительные виды деятельности АУ УР «Удмуртлес» должны определяться с учетом осуществления специальной правоспособности учреждения и полномочий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, для исполнения полномочий которого оно и создано.
Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики закреплены п. 9 Положения о Министерстве (утв. постановлением Правительства УР № 554 от 26.12.2017), данный перечень является исчерпывающим, при этом к полномочиям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики не относится ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты.
Правильно, в соответствии с требованиями ст.226 КАС РФ определив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и распределив доказывание каждого из них между сторонами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии закону, оспариваемых прокурором положений правового акта, и нарушении такими положения прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Правильное применение судом норм материального права, привело суд к выводу о том, что в нарушение требований ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в п. 2.7 Устава АУ УР «Удмуртлес», в редакции приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, к иным видам деятельности, не являющимся основными, отнесена деятельность по ведению охотничьего хозяйства и осуществлению охоты, не относящаяся к полномочиям учредителя – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и не служащая достижению целей, ради которых АУ УР «Удмуртлес» создано.
При этом, доводы представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и АУ УР «Удмуртлес» о возможности ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты (заявляемые заинтересованным лицом в апелляционной жалобе) суд первой инстанции правильно и мотивированно отклонил. С выводами судебного решения коллегия полностью соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 4 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Кричкер
судьи: О.В. Захарчук
А.И. Буров