Судья: Османова Н.С. гр. дело №33-14606/2018
(номер дела суда первой инстанции 2-3818/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Акинина О.А.,
судей – Ромасловской И.М., Никоновой О.И.,
при секретаре – Майдановой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара на решение Промышленного районного суда г.Самары от 26 сентября 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Петянова А.А. – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самары включить в специальный стаж Петянова А.А. период с 15.04.1991 года по 06.08.2001 года – работы в качестве машиниста тепловоза филиала ОАО «<данные изъяты>» Мостоотряд №.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самары назначить досрочную страховую пенсию по старости Петянову А.А. с момента возникновения права, с ДД.ММ.ГГГГ года»,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромасловской И.М., пояснения представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.Самары Николаевой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы истца Петянова А.А. и его представителя Карташова П.А.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Петянов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ – УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара, в котором с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ просил обязать ГУ – УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочно страховой пенсии по старости период работы с 15.04.1991 года по 06.08.2001 года в должности машиниста тепловоза ОАО «<данные изъяты>» Мостоотряд №; обязать ГУ – УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара назначить досрочно пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, мотивировал свои требования тем, что 12.10.2017 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии на основании п.5 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 01.06.2018 года № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в качестве рабочего локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене не менее 12 лет 06 мес., при этом из специального стажа истца были исключены период работы. Истец считает данный отказ ответчика незаконным и необоснованным, в связи с чем был вынужден обратиться в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Промышленного районного суда г.Самары от 26.09.2018 года отменить, указав, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие льготный характер его работы в спорный период в должности машиниста тепловоза, постоянно работающего в указанной организации в течение полного рабочего дня. Выводы суда о том, что в спорный период трудовая деятельность истца проходила на транспортных участках, связанных с перевозкой грузов по железной дороге, основанные на представленной трудовой книжке, справках о начислении заработной платы, личной карточки формы Т-2, не могут являться основанием для включения этого периода в специальный стаж, поскольку не представлено бесспорных доказательств того, что в указанный период истец не менее 80% рабочего времени выполнял обязанности именно в должности машиниста тепловоза. При этом свидетельские показания не могут быть приняты в качестве подтверждения характера работы истца в спорные периоды.
Заслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Из материалов дела следует, что Петянов А.А. обратился в ГУ – УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп.5 п.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ (ГУ) в Кировским и Промышленном районах г.о. Самара от 01.06.2018 года № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из – за отсутствия требуемого специального стажа работы в качестве рабочего локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене не менее 12 лет 06 месяцев, поскольку в его специальный стаж не засчитан период с 15.04.1991 года по 06.08.2001 года в качестве машиниста тепловоза филиала ОАО «<данные изъяты>» Мостоотряд №, так как согласно справки Филиал АО «<данные изъяты>» Мостоотряд № от 09.03.2017 года № в организации отсутствуют доказательные документы на досрочное назначение пенсии: разрешение на выход подвижного состава Мостоотряда № на железнодорожные пути общего пользования; путевые листы и бортовой журнал, который должен находится на подвижном составе и предъявляться к подаче (выходу) на железнодорожные пути общего пользования; сведения о непосредственном осуществлении организации перевозок и обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте. В выписке из ИЛС вышеуказанный период работы отражен общими условиями.
Подтвержденный документами специальный стаж Петянова А.А. на дату обращения составляет 06 лет 09 месяцев 11 дней.
Разрешая требования истца и обязав ответчика включить в специальный стажа истца периоды работы с 15.04.1991 года по 06.08.2001 года в качестве машиниста тепловоза филиала ОАО <данные изъяты>» Мостоотряд № суд исходил из того, что истец Петянов А.А. в спорный период работал в качестве машиниста тепловоза филиала ОАО «<данные изъяты>» Мостоотряд №, что подтверждается трудовой книжкой от 09.03.1982 года серии <данные изъяты> №, справкой от 22.11.2016 года №, выданной филиалом АО «<данные изъяты>» Мостоотряд №, согласно которой истец в спорный период работал в филиале ОАО «<данные изъяты>» Мостоотряд № машинистом тепловоза, справками о начислении заработной платы в период с апреля 1991 года по декабрь 2000 года, личной карточкой формы Т-2, в которых его должность указана как «машинист тепловоза». Трудовая деятельность истца в спорный период проходила на транспортных участках, связанных с перевозкой грузов по железной дороге.
Само по себе то обстоятельство, что работодатель указал эти периоды в системе персонифицированного учета общими условиями, при наличии других доказательств, подтверждающих льготный характер работы, не может служить основанием к отказу о включении перечисленных периодов в специальный стаж.
Каких – либо объективных данных, свидетельствующих о том, что истец в спорный период осуществлял свою деятельность неполный рабочий день, не имеется.
Указаний на то, что истец был принят на работу на неполный рабочий день, трудовая книжка не содержит.
С учетом спорных периодов, суд пришел к выводу, что истец Петянов А.А. имеет стаж работы в качестве машиниста тепловоза более 12 лет 6 месяцев, и приобрел право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, которую обязал ответчика назначить истцу с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с даты обращения с соответствующим заявлением.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.
Так, согласно подп.5 п.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4 ст.30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п.«д» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 года №272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее – трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516 и подлежащих применению к спорным правоотношениям в силу п.3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года №29).
В материалах дела имеется справка от 22.11.2016 года №, выданная филиалом АО «<данные изъяты>» Мостоотряд №, согласно которой Петянов А.А. работал в данной организации в должности машиниста тепловоза с 15.04.1991 года по 06.08.2001 года, одновременно представлены справки от 29.11.2016 года работодателя истца в спорный период времени о фактической сумме его заработной платы, из которых следует, что в спорный период истцу в полном объеме начислялась заработная плата, с включенных в справку сумм производились соответствующие отчисления, в том числе и в пенсионные органы, указаны основания выдачи данных справок.
Таким образом, распределяя бремя доказывания, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истец доказал свою занятость в течении полного рабочего дня машинистом тепловоза.
Сведений о имевшем место совместительстве в спорный период в материалах дела не имеется.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на те же доводы, которые указаны в решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии о том, что в спорный период работы не подтверждена полная занятость на указанных работах.
Указанные доводы ответчика являются несостоятельными, поскольку факт работы истца в должности, включенной в соответствующий список, и характер такой работы подтверждены необходимыми доказательствами, в том числе трудовой книжкой, справками работодателя.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что показания свидетелей в данном случае не могут быть отнесены к допустимым доказательствам, подтверждающим постоянную занятость истца выполнением работ, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня, заслуживают внимания судебной коллегии, поскольку в соответствии с п.3 ст.14 ФЗ «О страховых пенсиях» характер работы (особенности работы в определенных условиях, определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) показаниями свидетелей не подтверждается.
Однако неверные выводы суда первой инстанции в данной части, не повлияли на правильность оспариваемого решения.
Выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г.Самары от 26 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: