Решение по делу № 33а-618/2022 (33а-10463/2021;) от 21.12.2021

Судья 1-й инстанции Орлова О.В. 38RS0003-01-2021-004597-23
№ 33а-618/2022 (№ 33а-10463/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        27 января 2022 г.                         г. Иркутск

    Иркутский областной суд в составе судьи Бутиной Е.Г., рассмотрев единолично представление и.о. Братского транспортного прокурора Огарковой Н.И. на определение судьи Братского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 г. о возвращении административного искового заявления и.о. Братского транспортного прокурора к Братскому таможенному посту Иркутской таможни о признании незаконными бездействия и решений,

установил:

и.о. Братского транспортного прокурора обратился в суд с иском к Братскому таможенному посту Иркутской таможни о признании незаконными бездействия и решений.

    Определением судьи Братского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 г. вышеуказанное административное исковое заявление со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) возвращено в связи с неподсудностью данному суду.

В представлении и.о. Братского транспортного прокурора Огаркова Н.И. ставит вопрос об отмене определения, указав в обоснование, что Братский таможенный пост является самостоятельным таможенным органом, наделен самостоятельной компетенцией по осуществлению таможенного регулирования и может являться административным ответчиком в административном судопроизводстве. Считает, что правовые последствия оспариваемого бездействия могут возникнуть по месту нахождения Братского таможенного поста, соответственно, административное исковое заявление могло быть подано в суд по месту нахождения Братского таможенного поста, то есть в Братский городской суд Иркутской области.

Представление рассмотрено судьей единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив административный материал, законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая административное исковое заявление, судья суда первой инстанции исходил из того, Братский таможенный пост не является самостоятельным юридическим лицом, наделенным правом представлять интересы административного ответчика. Поскольку действия (бездействия) должностных лиц Братского таможенного поста не обжалуются, административное исковое заявление подлежит предъявлению по месту нахождения Иркутской таможни, расположенной по адресу: <адрес изъят>.

Суд апелляционной инстанции с указанным выводом согласиться не может в силу следующего.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47).

Частью 1 статьи 22 КАС РФ определено, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В силу части 2 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Из административного материала следует, что прокуратурой оспаривается бездействие Братского таможенного поста по осуществлению надлежащего контроля, а также решения о выпуске товаров.

Правовые последствия оспариваемого бездействия, решений могут возникнуть по месту нахождения Братского таможенного поста, таким образом, административный иск и.о. Братского транспортного прокурора подсуден Братскому городскому суду Иркутской области в качестве суда первой инстанции.

Вывод судьи о том, что Братский таможенный пост является структурным подразделением Иркутской таможни, суд апелляционной инстанции находит преждевременным, поскольку в административном материале отсутствуют доказательства правового статуса Братского таможенного поста.

Исходя из положений части 2 статьи 253 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 289-ФЗ) к таможенным органам относятся таможенные посты.

Пунктом 6 статьи 253 Федерального закона № 289-ФЗ предусмотрено, что таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Таким образом, таможенный пост может обладать статусом юридического лица, однако в исковом материале в отношении Братского таможенного поста такие сведения отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение судьи от 21 октября 2021 г. о возвращении административного искового заявления подлежит отмене с передачей искового материала на новое рассмотрение в суд первой инстанции со стадии принятия заявления.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение судьи Братского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 г. о возвращении административного искового заявления по данному административному материалу отменить.

Материалы по административному исковому заявлению направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья Е.Г. Бутина

33а-618/2022 (33а-10463/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Братский транспортный прокурор
Ответчики
Братский таможенный пост Иркутской таможни
Другие
Иркутская таможня
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
22.12.2021Передача дела судье
27.01.2022Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
10.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2022Передано в экспедицию
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее