Решение по делу № 33а-2542/2021 от 06.07.2021

Судья Моисеева О.В. № 33а-2542

№ 2а-73/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2021 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Ивановой О.А.,

судей: Холиковой Е.А., Штейнле А.Л.,

при помощнике судьи: Трищенкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ивановой О.А. административное дело по апелляционным жалобам Главы МО «Смоленский район» Смоленской области Павлюченковой О.Н. на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 12 марта 2021 г., которым постановлено:

«исковые требования Болатбиевой Светланы Викторовны к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Главе Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным решения, протокола заседания комиссии, - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Главы Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 22.07.2020 № 10048.

В остальной части исковые требования Болатбиевой Светланы Викторовны к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Главе Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Болатбиевой Светланы Викторовны к Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области – оставить без удовлетворения.

Взыскать с Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области в пользу Болатбиевой Светланы Викторовны в возврат госпошлины 300 (триста) рублей»,

а также дополнительное решение Смоленского районного суда Смоленской области от 24 мая 2021 г., которым постановлено:

«обязать Главу МО «Смоленский район» Смоленской области принять решение в соответствии с действующим законодательством по заявлению Болатбиевой Светланы Викторовны от 26.06.2020 в течение тридцати дней со дня вступления решения Смоленского районного суда Смоленской области от 12.03.2021 и дополнительного решения от 24.05.2021 в законную силу;

сообщить об исполнении решения Смоленского районного суда Смоленской области от 12.03.2021 и дополнительного решения от 24.05.2021 в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение десяти рабочих дней после принятия решения по заявлению Болатбиевой Светланы Викторовны от 26.06.2020»,

установила:

Болатбиева С.В., уточнив требования, обратилась в суд с административным иском к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района, Главе МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконными решения об отказе в подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, а также протокола заседания комиссии по подготовке к внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений МО «Смоленский район» Смоленской области (далее по тексту также - Комиссия) в части решения по шестому вопросу, указав, что названными действиями нарушаются ее права как собственника земельных участков, находящихся в санитарно-защитной зоне асфальтобетонного завода.

Судом привлечены в качестве соответчика – Глава МО «Смоленский район» Смоленской области, заинтересованного лица – СОГБУ «Смоленскавтодор», от участия в рассмотрении дела освобожден «Асфальтный бетонный завод Смоленский ДРСУ», поскольку сведения о таком лице отсутствуют в ЕГРЮЛ.

В судебное заседание административный истец Болатбиева С.В. и ее представитель Головачева С.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области и Главы МО «Смоленский район» Смоленской области – Голактионова И.В. в судебном заседании заявленные требования не признала.

Представитель заинтересованного лица СОГБУ «Смоленскавтодор» Ивонин С.А. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Определением судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 20.05.2021 вынесено определение об исправлении описки в части наименования надлежащего должностного лица (Главы МО «Смоленский район» Смоленской области вместо Главы Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области).

Смоленским районным судом Смоленской области 12.03.2021 постановлено решение и, в порядке ст. 183 КАС РФ, 24.05.2021 дополнительное решение, резолютивная часть которых указана выше, с которыми не согласилась Глава МО «Смоленский район» Смоленской области Павлюченкова О.Н. по доводам соответствующих жалоб.

В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

Учитывая положения указанной правовой нормы, а также ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, в соответствии с которым неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений относительно таковых, заслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения и дополнительного решения суда в порядке ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 31.10.2014 № 23 утверждены Правила землепользования и застройки и Генеральный план Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Согласно выпискам из ЕГРН в2016году на кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами№№ <данные изъяты> и <данные изъяты>, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: ...

Сведения о границах земельных участков установлены в ЕГРН.

Болатбиева С.В. с июня2018года является собственником указанных земельных участков на основании договоров купли-продажи.

Как следует из сообщений филиала ФГБУ «ФКП Росрееста по Смоленской области», ФКП Росрееста по Смоленской области названные участки были образованы из земельного участка с кадастровым <данные изъяты>.

В2015 годуАдминистрацией Хохловского сельского поселения был изменён вид разрешенного использования на «для ИЖС».

Из карты Генерального плана Хохловского сельского поселения с отображением границ зон с особыми условиями использования территории, особо охраняемых территорий и объектов, следует, что спорные земельные участкипреимущественно находятся в санитарно-защитной зоне асфальтобетонного завода.

Указанные обстоятельства в 2018 году послужили основанием для отказа в выдаче истице разрешения на строительство.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области от15.12.2020решение об установлении санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода в д. Лубня Управлением не принималось.

Сведения о границе санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода в д. Лубня в ЕГРН отсутствуют.

21.01.2020 Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области вынесено постановление № 60 об осуществлении работ по подготовке проекта по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

13.05.2020 был заключен муниципальный контракт № 007/20 на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов «Внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области», где в техническом задании указано на необходимость определения границ зон с особыми условиями развития и использования территории.

Из ответа Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области на запрос суда от16.02.2021следует, что на основании рекомендации Комиссии от14.07.2020проектной организации было поручено рассмотреть вопрос о возможности уменьшения санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода в д. Лубня, отмечено, что после окончания работ проект будет опубликован на сайте.

26.06.2020Болатбиева С.В. обратилась в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хохловского сельского поселения в части изменения границ санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода в д. Лубня в отношении ее земельных участков.

Согласно протоколу заседания Комиссии по подготовке проекта по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений МО «Смоленский район» Смоленской области (утверждена постановлением Администрации МО «Смоленской район» Смоленской области от 01.03.2016 № 182) от14.07.2020 при разрешении вопроса по заявлению Болатбиевой С.В. было рекомендовано отказать (вопрос№ 6).

Письмом от22.07.2020 № 10048 Болатбиевой С.В. отказано во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хохловского сельского поселения в части изменения границ санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода.

Основанием для отказа во внесении указанных изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хохловского сельского поселения послужило заключение Комиссии, согласно которому санитарно-защитные зоны, как зоны с особыми условиями использования территорий, обязательно должны быть отображены на картах в составе генерального плана и правил землепользования и застройки. В границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков, в том числе для целей размещения жилой застройки.

Разрешая заявленные требования и признавая незаконным решение Главы МО «Смоленский район» Смоленской области № 10008 от 22.07.2020, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельств принятого решения об отказе не приведено, равно как и не выяснялась возможность сохранения границ спорной зоны в прежних размерах, то есть суд установил отсутствие в оспариваемом решении обоснованных ссылок для принятия такового.

С данными выводами не может согласиться судебная коллегия.

В силу п. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Процедура внесения изменений в генеральный план регламентирована статьями 9, 24 и 25 ГрК РФ.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).

Согласно ч. 16 ст. 24 ГрК РФ обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется ст. 33 ГрК РФ.

Так, согласно п. 2 ч. 2 указанной статьи основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

При этом в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Согласно ч. 5 ст. 33 ГрК РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Таким образом, глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 ГрК РФ).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ).

Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Пунктами 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее также - СанПиН).

Так, согласно положениям пункта 2.2 СанПиН ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В соответствии с п. 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Рассмотрение главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки обусловлено обращением Болатбиевой С.В. о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хохловского сельского поселения в части изменения границ санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода в д. Лубня в отношении ее земельных участков.

По результатам рассмотрения указанного обращения Комиссией было рекомендовано отказать в удовлетворении ее заявления.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в протоколе Комиссии, отклонил предложения административного истца о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения.

Указанное решение, вопреки выводам суда первой инстанции, соответствует требованиям закона, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления с соблюдением порядка и срока его принятия.

Возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Суд не вправе подменять собой государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями в сфере градостроительной деятельности, поскольку обратное противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, при этом, вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Кроме того, подача заявления о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в инициативном порядке не порождает безусловную обязанность органа принять соответствующее решение о внесении таких изменений, а также принять решение о внесении изменений в генеральный план.

Оспариваемое решение не лишает Болатбиеву С.В. права на обращение за защитой нарушенных прав в ином порядке.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение, вопреки выводам суда первой инстанции, соответствует требованиям закона, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением порядка и срока его принятия, в результате чего решение Смоленского районного суда Смоленской области от 12.03.2021 и дополнительное решение от 24.05.2021 нельзя признать законными, они подлежат отмене с вынесением по настоящему делу нового решения об отказе Болатбиевой С.В. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ,

определила:

решение Смоленского районного суда Смоленской области от 12 марта 2021 г. и дополнительное решение от 24 мая 2021 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать Болатбиевой Светлане Викторовне в удовлетворении требований к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Главе МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным решения Главы МО «Смоленский район» Смоленской области от 22 июля 2020 г. № 10048.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи:

33а-2542/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Болатбиева Светлана Викторовна
Ответчики
Администрация МО Хохловское сельское поселение
Администрация МО Смоленский район
Асфальтный бетонный завод Смоленский ДРСУ
Другие
УФС ГР К и К по Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Иванова Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
07.07.2021Передача дела судье
17.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021Передано в экспедицию
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее