УИД 22RS0013-01-2023-007488-79
Дело № 2-1166/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года город Бийск, ул. Ленина, д. 149
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Данилиной Е.Б.,
при секретаре Аксентьевой Е.Э.,
с участием помощника прокурора Климанова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» к Стась ФИО16 об изъятии жилого помещения путем выкупа в связи с признанием дома аварийным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» обратились в суд с иском к Стась ФИО17 об изъятии жилого помещения путем выкупа в связи с признанием дома аварийным, согласно которому просят суд возложить на Стась ФИО18 обязанность по заключению соглашения об изъятии для муниципальных нужд принадлежащей ему ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, секция 24 ком. 122,123,124,125, с предоставлением денежного возмещения в размере 1 105 142 руб. 25 коп.; прекратить право собственности Стась ФИО19 в отношении ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, секция 24 ком. 122,123,124,125, с момента выплаты денежного возмещения; признать право собственности муниципального образования город Бийск в отношении ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, секция 24 ком. 122,123,124,125, с момента выплаты денежного возмещения.
Представитель истцов Администрации города Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» Сагадеева Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчик Стась М.Г., третьи лица – Курьянова Т.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Курьянова А.П., Курьянов П.Н., Денисов Е.П. не явились, о рассмотрении дела судом извещены по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили, не просили об отложении слушания дела, в связи с чем суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
От ответчика Стась М.Г. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, каких-либо возражений относительно исковых требований от ответчика не поступало.
Выслушав пояснения представителя истцов, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, секция 24, комн. 122, 123, 124, 125, зарегистрированное в ЕГРН как единый объект с кадастровым номером 22:65:011432:144, общей площадью 49,8 кв.м., принадлежал на праве общей долевой собственности: Курьянову П.Н. – 1/10 доля, Курьяновой Т.Н. – 1/10 доля, Курьянову А.П. – 1/10 доля на основании договора купли-продажи (влекущий возникновение ипотеки в силу закона) от 04.06.2014; Стасю М.Г. – ? доля на основании договора купли-продажи от 19.11.2007; Денисову Е.П. – 9/20 долей на основании договора купли-продажи квартиры от 20.03.2000.
Многоквартирный дом по <адрес> в г. Бийске на основании заключения межведомственной комиссии от 23.06.2015 № 489 постановлением Администрации города Бийска от 23.06.2015 №1180 признан аварийным и подлежащим реконструкции; установлены сроки отселения физических и юридических лиц: из жилых помещений подъезда №3 в срок до 25.06.2015 в связи с угрозой обрушения, из жилых помещений подъезда №2 в срок до 29.06.2015.
Постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106 сформирована краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Алтайского края от 30.12.2021 №515), в которую включен многоквартирный дом по адресу: <адрес>; планируемая дата окончания переселения 31.12.2023.
02 октября 2020 года в адрес Курьянова П.Н., Курьянова А.П., Курьяновой Т.Н. направлено требование о реконструкции указанного дома.
05 октября 2020 года постановлением Администрации города Бийска №1786 земельный участок по адресу: <адрес>, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений указанного многоквартирного дома, изъят для муниципальных нужд, в связи с чем постановлено изъять для муниципальных нужд путем выкупа, в том числе жилое помещение по адресу: <адрес>, секция 24, комн. 122, 123, 124, 125.
06 ноября 2020 года Курьянову П.Н., Курьяновой Т.Н., Курьянову А.П. в лице законного представителя Курьяновой Т.Н., Стасю М.Г., Денисову Е.П. направлены проекты соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственникам возмещения. Денежное возмещение за 3/10 доли, принадлежащих Курьяновым, определено в сумме 392 400 руб. по 130 800 руб. в пользу каждого; денежное возмещение Денисову Е.П. за 9/20 долей определено в сумме 588 600 руб.; денежное возмещение Стасю М.Г. за ? долю определено в сумме 327 000 руб.
В 2020 году Курьянов П.Н., Курьянова Т.Н., действующая в своих интересах и в интересах Курьянова А.П., от заключения соглашения отказались, в связи с несогласием с суммой предложенного возмещения; ответчики Стась М.Г. и Денисов Е.П. выразили согласие на предложенную сумму возмещения.
Согласно отчету об оценке жилого помещения <адрес>, секция 24, комн. 122, 123, 124, 125, подготовленному ООО «Алтай-Оценка» от 22 августа 2023 года, стоимость жилого помещения составляет 4 420 569 руб.
Курьянов П.Н., Курьянова Т.Н., Денисов Е.П. выразили согласие на заключения соглашения об изъятии принадлежащих им долей вы праве собственности на жилое помещение.
Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
На основании ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 2).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (п. 8).
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть путем выкупа жилого помещения).
Мероприятия по переселению граждан (семей) из аварийного жилья на территории Алтайского края регламентированы программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы.
Многоквартирный жилой дом по <адрес> включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106, в соответствии с условиями которой планируется расселение дома в срок до 31.12.2023.
Перечень мероприятий программы обусловлен механизмом, предусмотренным ст.ст. 32, 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного кодекса.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим реконструкции, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.12.2019 №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2. Указанный закон вступил в действие 28.12.2019.
В соответствии с ч. 8.2. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
При этом, при введении нового правового регулирования, законодатель не внес каких-либо изменений в Федеральный закон №185-ФЗ в части прекращения возможности выбора способа защиты жилищных прав для собственников, чьи жилые помещения расположены в многоквартирных домах, включенных в региональные программы. Включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда при условии приобретения такого имущества до вступления в действие Федерального закона №473-ФЗ, должно рассматриваться в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Соглашение о предоставлении другого жилого помещения между сторонами не достигнуто, на дату разрешения спора выкуп жилого помещения у собственника не произведен.
Ответчик Стась М.Г. каких-либо возражений относительно получения денежной компенсации взамен доли в праве общей долевой собственности на квартиру не имеет, в связи с чем требования истцов о возложении на ответчика обязанности по заключению соглашения об изъятии для муниципальных нужд принадлежащей ему ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, секция 24 ком. 122,123,124,125, подлежат удовлетворению.
Общий размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, секция 24, комн. 122, 123, 124, 125, составляет 4103100 рублей, и ответчиком не оспаривается.
Как разъяснено в пп. «л» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принятие судом решения о возложении на ответчика обязанности заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения с предоставлением взамен денежного возмещения имеет правовым последствием изъятие объекта недвижимости для муниципальных нужд и последующий переход зарегистрированных прав.
Таким образом, подлежат удовлетворению требования истцов о возложении на собственника обязанности заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего жилого помещения (1/4 доли), с представлением взамен денежного возмещения в размере 1 105 142 руб. 25 коп., а также прекращении права собственности после выплаты возмещения в полном объеме с последующей передачей указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░20 (░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ? ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ 24 ░░░. 122,123,124,125, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 105 142 ░░░. 25 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░21 (░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ? ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ 24 ░░░. 122,123,124,125, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ? ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ 24 ░░░. 122,123,124,125, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░ 2024 ░░░░.