Решение по делу № 33-673/2015 от 14.07.2015

Председательствующий – Албанчинова К.В.                                    Дело № 33-673

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2015 года                                                                          г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Сарбашева В.Б.

судей – Красиковой О.Е., Черткова С.Н.

при секретаре – Слабодчиковой А.И.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО «Турочакский район» Кащеевой О.Н. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым

удовлетворены исковые требования прокурора Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Турочакский район» о возложении обязанности совершить действия.

Возложена на администрацию МО «Турочакский район» в лице главы администрации МО «Турочакский район» обязанность принять меры по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учёт земельных участков, расположенных на территории МО «Турочакское сельское поселение» около <адрес>, на которых расположены кладбища, в течение 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Возложена на администрацию МО «Турочакский район» в лице главы администрации МО «Турочакский район» обязанность в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ в <адрес>, а именно: разделить территорию кладбищ на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), обеспечить благоустройство территории, установить общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, организовать стоянку автотранспорта, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, с ограждением и твердым покрытием.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Турочакского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Турочакский район» (с учетом последующего уточнения и отказа от исковых требований к сельской администрации Турочакского сельского поселения) об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района <дата> проведена проверка соблюдения требований законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбищ. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в <адрес>, а также на земельном участке, расположенном в <адрес> организованы кладбища, на которых осуществляется захоронение умерших. В нарушение требований градостроительного законодательства кадастровые работы в отношении земельных участков не выполнены, в реестр муниципальной собственности земельные участки не поставлены, какие-либо действия по оформлению земельных участков не проводились и не проводятся. Из акта проверки от <дата> следует, что на территории вышеназванных кладбищ отсутствуют: информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбищ повреждено, местами отсутствует, функциональные зоны не определены, отсутствует общественный туалет выгребного типа, отсутствует стоянка автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, не обеспечено благоустройство территории. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ с 01.01.2015 года организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального района. Ответчиком не принимаются надлежащие меры по организации похоронного дела в населенных пунктах <адрес> и <адрес>, что влечет невозможность не только сохранности данных объектов, но и нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения. Прокурор просит: возложить на администрацию МО «Турочакский район» в лице главы администрации МО «Турочакский район» обязанность принять меры по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учёт земельных участков, расположенных на территории МО «Турочакское сельское поселение» около <адрес> и <адрес>, на которых расположены кладбища, в течение 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу; взложить на администрацию МО «Турочакский район» в лице главы администрации МО «Турочакский район» в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ в <адрес> и в <адрес>, а именно: разделить территорию кладбищ на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), обеспечить благоустройство территории, установить общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, организовать стоянку автотранспорта, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, с ограждением и твердым покрытием.

Суд принял вышеизложенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель администрации МО «Турочакский район» Кащеева О.Н., указывая, что судом не правильно определен порядок судопроизводства, так требования прокурора о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства подлежат рассмотрению в порядке гл. 25 ГПК РФ, а не в порядке искового производства. При рассмотрении дела суд не установил законность или незаконность действий (бездействия) ответчика. Возложение обязанности устранить допущенные нарушения без установления незаконности бездействия органа местного самоуправления, в рамках производства по делу, вытекающему из публичных правоотношений, является неправомерным. Кладбища эксплуатируются более 50 лет, возможность расширения территории отсутствует. Кроме того, обязанность устранить нарушения требований п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 вменена необоснованно, поскольку администрация МО «Турочакский район» не занимается проектированием, строительством и реконструкцией кладбищ.

Помощник прокурора Турочакского района Катяева С.В. в возражениях на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав прокурора Кулееву Л.В., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по доводам жалобы по следующим основаниям.

Деятельность на местах погребения, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1). При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4).

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных п. 22 ч. 1 данной статьи не значится.

В силу ч. 3. и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27.05.2014 года № 136-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года № 165-ФЗ) и ч. 5 ст. 4 Федерального закон от 27.05.2014 года № 136-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, предусмотренный п. 22 ч. 1 вышеуказанного Федерального закона № 131-ФЗ, с 01 января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

В силу подпунктов 1.1 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

В соответствии с пунктом 2.7 санитарных правил, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Судом первой инстанции установлено, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной прокуратурой района по соблюдению требований законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории <адрес> и <адрес>.

В ходе проверки установлены нарушения требований СанПиН 2.1.2882-11, в том числе п. 2.7, допущенные уполномоченным органом на территории кладбищ, расположенных на земельных участках на территории <адрес> в <адрес> и <адрес>.

Оценивая совокупность представленных доказательств, фактические обстоятельства во взаимосвязи с приведенными правовыми нормами, суд обоснованно пришел к выводу, что ответчик ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию кладбищ.

Удовлетворяя требования прокурора, суд, установив, что содержание кладбищ в <адрес> и <адрес> не отвечает СанПиН 2.1.2882-11, в том числе п. 2.7, пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на Администрацию МО «Турочакский район» устранить вышеназванные нарушения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, организация обязанных к выполнению работ подразумевает обеспечение подготовки проектной документации. Необходимость обустройства сельских кладбищ как объектов капитального строительства, в соответствии с предварительно разработанным проектом, обусловлено необходимостью проведения его реконструкции в связи с выявленным несоответствием его нынешнего обустройства требованиям СанПин 2.1.2882-11, в том числе п. 2.7. В соответствии со ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации не только применительно к строящимся объектам капитального строительства, но и реконструируемым, которые в том числе были построены ранее.

Тот факт, что кладбища в <адрес> и <адрес> устроено ранее вступления в законную силу вышеназванных СанПиН, не имеет правового значения, поскольку содержание кладбищ в <адрес> и <адрес> Администрация МО «Турочакский район» осуществляет и в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ. Новые санитарные правила распространяются на все кладбища, независимо от времени их возникновения.

Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального района, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

Непринятие Администрацией МО «Турочакский район» необходимых мер по надлежащему содержанию кладбища в <адрес> и <адрес> влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения соответствующей обязанности на Администрацию МО «Турочакский район», основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку на основании вышеуказанных законоположений содержание мест захоронения на территории Турочакского района, является обязанностью именно органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

Доводы жалобы о том, что заявленные прокурором требования подлежат рассмотрению в рамках гл. 25 ГПКРФ, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм процессуального права.

Как видно из материалов дела, прокурор Турочакского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, которая предоставляет ему право на обращение в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из содержания искового заявления прокурора усматривается, что заявлено материально-правовое требование о возложении обязанности совершить действия, а именно устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, представляет собой применение установленного абз. 7 ст. 12 ГК РФ способа защиты в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, не оспаривая решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих и не просил признать их незаконными. В данном случае спор о праве имеет место, который подлежит разрешению по правилам искового производства.

Суд первой инстанции законно разрешил гражданское дело в порядке искового производства, поскольку настоящий спор возник не из публичных правоотношений, ввиду чего не подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, исследованных и установленных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорному правоотношению применены нормы права, подлежащие применению. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.

Нарушений гражданско-процессуального законодательства, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену состоявшегося решения, судом первой инстанции не допущено.

В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется и в силу ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом оценки судебной коллегии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО «Турочакский район» Кащеевой О.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий –                     В.Б. Сарбашев

Судьи –                                 О.Е. Красикова

                                        С.Н. Чертков

33-673/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Т.р.
Ответчики
Администрация МО "Турочакский район"
Другие
Кащеева О.Н.
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Чертков Сергей Николаевич
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
22.07.2015Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее