Дело № 2-1561/2019 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чита | 12 сентября 2019 года |
Ингодинский районный суд города Читы
в составе председательствующего судьи Трифонова В.А.,
при секретаре Эсауловой А.В.,
с участием истца Тарасова А.И., его представителя по устному ходатайству Григорьевой С.В.,
ответчиков Тарасовой Ю.С., Тарасова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова А. И. к Тарасовой Ю. С., Тарасову Д. С., администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», третье лицо - нотариус нотариального округа «Город Чита» Луцик В. А., о восстановлении срока принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Ингодинский районный суд города Читы с указанным иском ссылаясь на следующее:
Он является наследником первой очереди после своей бабушки Т.В.И., умерший ДД.ММ.ГГГГ года, после отца (ее сына) Т.И.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Указывая на обращение к нотариусу 28 декабря 2018 года для вступления в права наследования, отказ в этом за пропуском срока, нахождение в командировке с 04 мая по 25 декабря 2018 года в тайге, без интернета и телефонной связи, осведомленности о смерти бабушки 25 декабря 2018 года, просит суд восстановить срок для принятия наследства, признать за ним в порядке наследования по закону <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>
И.о. главы администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» Ульянов В.А. заявил о рассмотрении дела без его участия. Нотариус Луцик В.А. о времени и месте извещена сопроводительным письмом с отметкой о получении, не явилась, представителя не направила, об уважительных причинах не сообщила, об отложении не просила.
Руководствуясь частью 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании поддержавших заявленное требование полностью истца и его представителя, возражавших против ответчиков, свидетелей, суд приходит к следующему:
Согласно статье 1113, пунктам 1 и 2 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наследство открывается со смертью гражданина. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В силу положений статей 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Срок для принятия наследства установлен положениями статьи 1154 ГК РФ, в силу которой наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В пункте 40 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Как видно из материалов дела, Тарасов А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Т.И.М.., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, приходившегося сыном Т.В.И.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ года.
К ее наследственному имуществу открыто наследственное дело, с выдачей свидетельства о праве на наследство по закону Тарасовой Ю.С. (внучка наследодателя по линии второго сына Т.С.М. умершего в ДД.ММ.ГГГГ году), на основании чего 27 декабря 2018 года произведена государственная регистрация ее права собственности на квартиру площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>
Иные лица с заявлением о принятии наследства не обращались.
Постановлением нотариуса Луцик В.А. от 28 декабря 2018 года Тарасову А.И. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти его бабушки Т.В.И. за пропуском шестимесячного срока со дня открытия наследства.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается свидетельскими пояснениями Т.Г.И. (мать истца), Афанасьевой М.В. (матери ответчиков), а также не оспаривается самим истцом, он знал о смерти бабушки 04 мая 2018 года, присутствовал на ее похоронах, поминальных мероприятиях 9 и 40 дней.
Оценив доказательства дела по правилам статьи 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать о наличии уважительных причин пропуска срока для принятия наследства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12 и 56 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Наследство открылось ДД.ММ.ГГГГ года, срок для его принятия истек 04 ноября 2018 года, иск подан в суд почтой 15 августа 2019 года, с пропуском шестимесячного срока для принятия наследства более чем на 8 месяцев.
Доводы истца о наличии уважительных причин пропуска в связи с командировками, подтверждаемыми справками обществ с ограниченной ответственностью «Забайкалспецторг», «Строительная компания», (производственные работы по заготовке леса в Каларском районе с 22 апреля по 21 октября 2018 года, командировка в Нерчинский район с 22 октября по 25 декабря 2018 года) суд оценивает критически.
Сама по себе работа с выездом за пределы города Чита не может быть отнесена к уважительным причинам пропуска срока, поскольку носит организационный характер и не препятствует своевременной подаче заявления, в том числе почтой, либо представителем по доверенности.
Кроме того, помимо упомянутых справок истцом не представлено подтверждения фактических условий работы вахтовым методом в отдаленном и труднодоступном месте, без возможности выезда в районный центр (трудовой договор, билеты, оплата бензина, суточных и т.д.). Его утверждения о работе без оформления трудовых отношений и проезде на автомобиле в Каларский район бездоказательны.
Обращение в суд последовало 15 августа 2019 года, более чем через 6 месяцев после окончания командировок 25 декабря 2018 года, а этот срок в силу упомянутых норм закона и разъяснений не может быть восстановлен.
Других причин пропуска срока, в том числе в связи с тяжелой болезнью, беспомощным состоянием, необходимостью ухода за тяжело больным членом семьи, истцом не названо и судом не установлено.
Доводы о незнании правил принятия наследства в пределах шести месяцев со дня его открытия юридически безразличны, не могут быть отнесены к уважительной причине пропуска срока.
При перечисленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцу ничто не препятствовало своевременно подать заявление о принятии наследства, пропуск такого срока обусловлен не чрезвычайными объективными причинами, названными в статье 205 ГК РФ, а зависящими от самого истца, которые не могут быть признаны уважительными.
При таком положении оснований для удовлетворения иска не имеется.
По правилам статьи 98 ГПК РФ, учитывая результат рассмотрения дела, судебные расходы истца по оплате государственной пошлины <данные изъяты> относятся на него и ему не возмещаются.
Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Тарасова А. И. к Тарасовой Ю. С., Тарасову Д. С., администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» о восстановлении срока принятия наследства после Т.В.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ года, признании права собственности на наследственное имущество в виде <данные изъяты> доли в праве на квартиру по адресу: <адрес> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд города Читы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья | В.А.Трифонов |
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2019 года