Дело №3а-374/2021
52OS000001-2021-000280-04
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 02 июня 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Ворониной О.Д., с участием представителя административного истца Феоктистова Н.П., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филипповой ФИО8 о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021год,
УСТАНОВИЛ:
12 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18, Перечень 2019).
Приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ Шахунья) Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер] по адресу: [адрес].
25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).
Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ Шахунья) Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер] по адресу: [адрес].
19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ Шахунья) Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
Филиппова В.В. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.
Как указала административный истец, объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности, не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.
Исходя из документации на данный объект недвижимости, и его фактического использования, условия для его включения в Перечни объектов недвижимости, отсутствовали. Здание имеет наименование «нежилое здание», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования «обслуживание жилой застройки».
Согласно экспертному заключению, составленному ГП НО «Нижтехинвентаризация» - БТИ Нижегородской области (Шахунское отделение) от 17.02.2021 о фактическом использовании здания, нежилое здание с кадастровым номером [номер] фактически не используется, что подтверждается фотоматериалами.
Эксперты пришли к выводу о том, что фактическое использование спорного здания не соответствует требованиям пунктов 3, 4, 4.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, административный истец указывает, что подтверждением того, что спорное здание не использовалось ни в 2019, ни в 2020-2021 годах, являются:
- налоговые уведомления № 58618613 от 30.09.2018 и № 24174641 от 10.07.2019 об уплате налога за указанный выше объект недвижимости в размере 0,5% за 2017-2018 годы;
- справка МУП «Водоканал» № 252 от 12.03.2021о том, что с 01 января 2018 года услуги по водоснабжению и водоотведению по нежилому зданию не оказывались;
- ведомости электропотребления за период с января по декабрь 2018 года; с января по декабрь 2019 года; с января по декабрь 2020 года, с января по март 2021 года, выданные Шахунским отделением ТНС Энерго, а также договор аренды нежилого помещения от 01.09.2019, о том, что за указанный период и услуги по электроснабжению, за исключением периода с сентября 2019 года по февраль 2020 года (часть здания, площадью 150 кв.м. сдавалась в аренду под склад) не оказывались.
Таким образом, по мнению административного истца, включение спорного нежилого здания в Перечни объектов недвижимости, влечет увеличение налоговой базы на имущество физических лиц, чем существенно нарушает права и законные интересы Филипповой В.В.
Административным ответчиком представлен отзыв по делу, согласно которому здание включено в Перечни как объект торговли, в соответствии с абз.3 п.4.1 ст.378.2 НК РФ.
Указывает, что в Перечни объектов недвижимого имущества на 2019-2021 годы включен объект, принадлежащий административному истцу на праве собственности: нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], который, согласно сведениям ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение и наименование: нежилое здание; общей площадью 1005,6 кв.м., этажность -2.
Однако, по состоянию на даты формирования Перечней объектов недвижимого имущества на 2019-2020 годы, спорный объект недвижимости имел наименование: нежилое здание (магазин). Изменения относительно наименования нежилого здания внесены в ЕГРН 16.10.2020, т.е. после утверждения Перечней на 2019, 2020 годы.
Наименование спорного объекта недвижимости. Указанное в ЕГРН как «нежилое здание (магазин)», определяет такой объект как объект, предназначенный в целях размещения объекта торговли.
Кроме того, в соответствии с документами технического учета (инвентаризации), а именно – экспликацией к поэтажному плану здания, расположенного по адресу: [адрес], составленной по состоянию на 13.09.2006, назначение помещений № 2 (297 кв.м.), № 4 (65,5 кв.м.) на 1 этаже и помещения № 2 (308,7 кв.м.), № 3 (65,5 кв.м.) на 2 этаже – торговые залы.
Таким образом, 73% помещений (общей площадью 736,8 кв.м.) от общей площади спорного объекта в соответствии со сведениями технической документации, предусматривает размещение торговых объектов, что соответствует самостоятельному критерию, предусмотренному абз.2 п.п.2 п.4 ст.378.2 НК РФ.
Считает, что экспертное заключение, представленное административным истцом, составленное 17.02.2021, не является относимым и допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку составлено после утверждения Перечней; как и технический паспорт, составленный 12.10.2020.
Просит в удовлетворении требований отказать (л.д.126-128).
В судебном заседании представитель административного истца Феоктистов Н.П. поддержал доводы административного искового заявления в полном объеме; прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Селезнева О.Н. полагала требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.
Административный истец Филиппова В.В., представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решением Совета депутатов городского округа [адрес] Нижегородской области от 12 ноября 2018 года № 42-2 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:
2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (пункт 3.3);
для прочих объектов налогообложения - 0,5 процента (пункт 3.4).
Из материалов дела следует, что Филипповой В.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, общей площадью 1005,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52-АЕ [номер] от 20.02.2014, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-39050523 от 15.04.2021 (л.д.47, 108-110).
Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечней на 2019, 2020 и 2021, соответственно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Филиппова В.В. является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, а также Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Проверив приказы № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. до Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], общей площадью 1005,6 кв.м, расположенный по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое», наименование - «нежилое здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-39050523 от 15.04.2021 (л.д.108-110).
Спорный объект капитального строительства располагается на земельном участке с кадастровым номером [номер], который внесен в ЕГРН с видом разрешенного использования: «для обслуживания торгового здания (магазина)».
Согласно сведениям ЕГРН, 20.05.2019 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер], был изменен на вид разрешенного использования «обслуживание жилой застройки».
Иные сведения об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, в ЕГРН отсутствуют (л.д.103-104).
Соответственно, на момент принятия перечней на 2019 год, видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] был: «для обслуживания торгового здания (магазина)».
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу п.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, действующей на момент постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) и др.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.
Такой вид разрешенного использования земельного участка как «для обслуживания торгового здания (магазина)» соответствует коду 1.2.5 по вышеуказанной классификации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, действующим до 04.04.2021 (в данное время действует Приказ Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии № П/0412 от 10 ноября 2020 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»), был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определялись виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 указанной статьи).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1).
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.
Рассматривая требования административного истца относительно признания недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, суд приходит к следующему.
Согласно ответу филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от 16.04.2021, объект капитального строительства с кадастровым номером 52:03:0120008:793 внесен в реестр объектов недвижимости 25.09.2017, как ранее учтенный, с назначением «нежилое», наименованием «нежилое здание (магазин)».
В ЕГРН содержатся следующие сведения об изменении наименования здания с кадастровым номером [номер] в истребуемый период:
- 16.10.2020 «нежилое здание (магазин)» изменено на «нежилое здание (склад)»;
- 18.02.2021: «нежилое здание (склад) изменено на «нежилое здание».
Сведения об изменении назначения вышеуказанного объекта капитального строительства в истребуемый период, в ЕРГН отсутствуют.
Согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту, составленному ГП НО «Нижтехинвентаризация-БТИ Нижегородской области» (Шахунское отделение), по состоянию на 12.10.2020 (л.д.48-57), указанное здание имеет наименование «склад».
Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав здания входят помещения следующего назначения:
- по 1 этажу: тамбур, склад (4), лестничная клетка (2), туалет (2), котельная, грузовой лифт;
- по 2 этажу: лестничная клетка (2), склад (4), кабинет (2), коридор, туалет, грузовой лифт (л.д.56).
При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что указанный технический паспорт составлен 12.10.2020, т.е. после утверждения Перечней объектов недвижимого имущества на 2019 и на 2020 годы.
В материалах дела также имеется технический паспорт, составленный ГП НО «Нижтехинвентаризация» на нежилое здание, расположенное по адресу: [адрес], по состоянию на 25.08.2007, информация в котором являлась актуальной на момент утверждения перечней на 2019 и 2020годы (л.д.163-172), согласно которому указанное здание имеет наименование «магазин».
Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав здания входили помещения следующего назначения:
- по 1 этажу: тамбур, торговый зал (2), лестничная клетка (2), склад, туалет (2), котельная, грузовой лифт, холл;
- по 2 этажу: лестничная клетка (2), торговый зал (2), склад, кабинет (2), коридор, туалет, грузовой лифт, холл (л.д.172).
Таким образом, из технического паспорта, составленного в 2007 году, следует, что на момент утверждения Перечней объектов недвижимости на 2019 и 2020 годы, в спорном здании имелись торговые залы, общей площадью 736,8 кв.м., а именно: на 1 этаже - общей площадью 362,6 кв.м. (297,1 кв.м.+65.5 кв.м.); на 2 этаже - общей площадью 374,2 кв.м. (308,7 кв.м. + 65,5 кв.м.). По отношению в общей площади здания 1005,6 кв.м. площадь торговых залов составила 73% помещений.
При таких обстоятельствах включение спорного объекта недвижимости в Перечень на 2020 год также является обоснованным согласно положениям п.п.2, п.4 сто. 378.2 НК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], исходя из его назначения, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, на момент издания приказов Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018 и № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, отвечал требованиям ст.378.2 НК РФ и был обоснованно включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 и на 2020 годы, соответственно в удовлетворении административного искового заявления Филипповой В.В. в указанной части следует отказать.
В силу вышеприведенных мотивов доводы, на которые ссылаются административный истец и ее представитель в административном исковом заявлении, а также в ходе рассмотрения дела по существу относительно фактического использования спорного объекта недвижимости и т.д., не могут быть приняты во внимание как не имеющие правового значения.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2019 и на 2020 годы), а изменения в техническую документацию по зданию с кадастровым номером [номер], вследствие которых объект перестал отвечать требованиям ст.378.2 НК РФ, были внесены 16.10.2020. Кроме того, как видно из технического паспорта на здание по состоянию на 12.10.2020 год согласно выше исследованной экспликации к поэтажному плану здания (л.д.56) в здании отсутствуют такие объекты, как «торговый зал».
В связи с чем, суд полагает возможным удовлетворить заявленные Филипповой В.В. требования частично, а именно: признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня на 2021 год с 01.01.2021 года.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Филипповой ФИО9 о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость - удовлетворить частично.
Признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «городские округа (городской округ [адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», со дня принятия.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления Филипповой Валентины Васильевны - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
В окончательной форме решение принято 15 июня 2021 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева