Дело № 2а-3507/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2017 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Рогозиной В.А.,
при секретаре судебного заседания Корнеевой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения о возврате документов незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения о возврате документов незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации прав в отношении земельного участка КН/УН: 34:34:080039:407, расположенного по адресу: Россия, <адрес> целью регистрации соглашения о расторжении зарегистрированного договора. Заявление было рассмотрено государственным регистратором ФИО6 Заявление оставлено без рассмотрения и возвращено обратно в связи с тем, что не оплачена государственная пошлина. Считает, что решение государственного регистратора ФИО6 о возврате документов без рассмотрения незаконно. Просит признать принятое административным ответчиком – Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по <адрес> в лице государственного регистратора ФИО6 решение о возврате документов незаконным.
Административный истец ФИО2 и его представитель ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО5, государственный регистратор ФИО6, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
На основании ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества с физических лиц взимается государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации прекращения аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:080039:407, расположенного по адресу: <адрес>, приложив к нему соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО2 возвращены документы без рассмотрения. В обоснование причин возврата указано, что информация об уплате государственной пошлины от имени ФИО2 отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины от имени данного заявителя не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав.
Оспаривая настоящее решение (уведомление) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФИО2 указывает, что государственная регистрация соглашения о расторжении договора недвижимого имущества подпадает под действие пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, на основании которого за совершение данного юридически значимого действия государственная пошлина не уплачивается.
Суд не может согласиться с указанными выводами административного истца ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании п. 2 ст. 164 ГК РФ сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что соглашение о расторжении зарегистрированного договора, который подлежит государственной регистрации должно быть зарегистрировано.
Согласно пункту 48 Правил ведения Единого государственного реестра прав, источником данных для формирования подраздела III Единого государственного реестра прав, содержащего записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества, служат подлежащие обязательной государственной регистрации договоры и иные документы, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав. В подраздел III Единого государственного реестра прав вносятся записи об ограничениях (обременениях) вещных прав. Этот подраздел состоит из специальных частей, в которые вносятся следующие записи: подраздел III-1 - запись об аренде, подраздел III-4 - запись о сделках, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав (пункт 49).
Раздел IX Правил ведения Единого государственного реестра прав "Особенности внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества" также предусматривает в пункте 88, что при государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав вносятся записи: в подраздел III-4 - о государственной регистрации договора аренды; в подраздел III-1 - об ограничении (обременении) вещного права арендой.
При этом номер государственной регистрации договора аренды, указываемый в записи подраздела III-4 Единого государственного реестра прав, и номер регистрации ограничения (обременения) вещного права арендой, указываемый в записи подраздела III-1 Единого государственного реестра прав, являются одинаковыми (с учетом пункта 11 настоящих Правил).
На основании вышеприведенных положений законов и нормативных актов следует, что регистрация возникающих из договора аренды недвижимости прав арендатора, обременяющих вещные права арендодателя, осуществляется на основании статьи 26 Закона о регистрации одновременно с регистрацией самого договора аренды недвижимого имущества.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) основанием для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения, в том числе является, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Таким образом, учитывая, что ФИО2 информация и документы об оплате государственной пошлины не предоставлены, суд приходит к выводу о том, что уведомление государственного регистратора ФИО6 о возврате документов без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным и законным.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, условиями для принятия судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, являются признание таковых судом не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как усматривается из документов, представленных административным ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация соглашения №-В от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении зарегистрированного договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, запись об ограничении (обременении) в виде аренды погашена.
Таким образом, суд полагает, что обстоятельств, свидетельствующих о том, что действиями (бездействием) регистратора либо принятым им решением нарушены права административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым в удовлетворении требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения о возврате документов незаконным – отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175,177, 218, 219 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения о возврате документов незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Краснооктябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Судья В.А. Рогозина
Справка: мотивированный текст решения суда изготовлен 28 ноября 2017 года.
Судья В.А. Рогозина