Дело № 3а-174/2017
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 10 мая 2017 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Вавилычевой Ю.А.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Дельта» - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дельта» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Дельта» (далее также ООО «Дельта», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 6562,4 кв.м., этажность – 6, расположенного по адресу <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на 10 февраля 2014 года.
В обоснование заявленных требований ООО «Дельта» указало, что является собственником вышеуказанного нежилого здания, кадастровая стоимость которого определена на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», и составляет <данные изъяты> рублей.
Рыночная стоимость, определенная в размере <данные изъяты> рублей, подтверждается отчетом оценщика ООО «Юридическая компания «Сенат» ФИО5 от 23.12.2016 года №, подтверждается положительным экспертным заключением экспертного совета Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организацией оценщиков «Международная Палата Оценщиков» № от 27.12.2016 г.
Для решения вопроса об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, административный истец 19.01.2017 г. обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Однако решением Комиссии № от 15.02.2017 г. заявление ООО «Дельта» было отклонено.
Ссылаясь на положения ст.ст.375, 378.2, 380 Налогового кодекса РФ, ст.24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ООО «Дельта» считает, что его права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного нежилого здания его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного нежилого здания.
Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» от 07.06.2012 года № 331 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области по состоянию на 31.10.2012 г.
Полномочия Правительства Нижегородской области по изданию постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 г. № 331 определены Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Правительств Нижегородской области от 07.06.2012 г. № 331.
Таким образом, результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (л.д.161-166).
В судебном заседании представитель ООО «Дельта» ФИО6 просил удовлетворить заявленные требования об установлении кадастровой стоимости отдельно стоящего административного здания с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 10 февраля 2014 г., в соответствии с административным исковым заявлением.
В судебное заседание представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, согласно представленным позициям по делу.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя ООО «Дельта» ФИО6, обсудив доводы административного искового заявления, отзывов на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.
На основании ст.373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.374 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ст.375 и п.2 ст.378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с указанной нормой, юридические лица могут обратиться в суд только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
В силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Как установлено ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 г. № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков)» результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Из материалов дела следует, что ООО «Дельта» на праве собственности принадлежит капитальное строение – административно-офисное здание с кадастровым номером №, площадью 6562,4 кв.м., назначение: учрежденческое, 5-ти этажное (подземных этажей –подвал), расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное право подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии № № от 13.03.2009 г. (л.д.38).
В силу ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.374 настоящего Кодекса, согласно которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Следовательно, ООО «Дельта», права и обязанности которого как плательщика налога на имущество организаций затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по данному виду налога на принадлежащее ему нежилое здание, является в силу положений ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого здания.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Дельта» 19 января 2017 года обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков по основанию установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, по состоянию на 10.02.2014 года, с предоставлением всех необходимых для этого документов. Указанное заявление Общества решением Комиссии № от 07.12.2016 г. было отклонено (л.д.124-125).
Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным истцом установленного ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательного для юридических лиц досудебного порядка урегулирования настоящего спора (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания, ООО «Дельта» представило в суд отчет об оценке оценщика ООО «Юридическая компания «Сенат» ФИО5 от 23.12.2016 года №, в соответствии с которым рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 10 февраля 2014 года составляет 102 251 710 рублей, а также положительное экспертное заключение экспертного совета Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Международная Палата Оценщиков» № от 27.12.2016 г., из которого следует, что экспертируемый отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», соответствует федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков «Международная Палата Оценщиков», расчет стоимости объекта оценки, проведенной Экспертом на основании данных, имеющихся в Отчете об оценке, примененных Оценщиком подходов и методов, подтвердил величину стоимости объекта оценки, определенную в Отчете об оценке.
Оценив указанные, а также иные имеющиеся в материалах административного дела доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что они в силу приведенных выше положений нормативных правовых актов не могут свидетельствовать об обоснованности заявленных ООО «Дельта» требований и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», объект недвижимости – объект капитального строительства (нежилое здание), расположенное по адресу: ФИО2 <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 18.10.2012 г. с кадастровым номером №.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 г. № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее - Приказ № 113) утвержден порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (далее Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости).
Согласно п.1.1 кадастровая стоимость зданий, помещений определяется в случаях:
- осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
- при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости;
- осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», влекущих изменение его кадастровой стоимости (далее - изменение учетных характеристик)».
На основании п.2.1 ч.II Порядка «Кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь».
В соответствии с Приложением 2 к Постановлению № 331 средний удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости (нежилые здания) кадастрового квартала 52:40:0201005, в котором расположен вышеуказанный объект, утвержден в размере <данные изъяты> руб./кв.м.
Руководствуясь требованиями Приказа №113 кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № определена в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 174-175).
Из указанного выше следует, что в перечень объектов недвижимости (за исключением земельных участков), прошедших государственный кадастровый учет на территории Нижегородской области, результаты государственной кадастровой оценки которых, определенные по состоянию на 05 июня 2011 года, утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 г. № 331 (Приложение 2), объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером № не включен.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства (нежилого здания) с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей была определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленных Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 г. № 113).
Поскольку в данном случае кадастровая стоимость объекта капитального строительства (нежилого здания) с кадастровым номером № определена по правилам ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о спорном объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, то есть 18 октября 2012 года.
Действительно, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Вместе с тем, в представленном ООО «Дельта» отчете об оценке оценщика ООО «Юридическая компания «Сенат» Бондаренко Л.Н. от 23.12.2016 года № рыночная стоимость объекта капитального строительства (нежилого здания) с кадастровым номером № определена по состоянию на 10 февраля 2014 года, а не на юридически значимую дату внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости – 18 октября 2012 года.
То обстоятельство, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в материалы дела представлена кадастровая справка о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, в которой указано, что дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 10.02.2014 г., не свидетельствует о том, что в рамках настоящего дела юридически значимой датой является не 18 октября 2012 года, а 10 февраля 2014 года.
Из системного толкования положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном указанной статьей, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости не любых сведений о них, а лишь тех, которые влекут за собой необходимость определения их кадастровой стоимости, а именно:
об осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости;
о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
о внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28 указано, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела 10 февраля 2014 года таких сведений относительно спорного объекта недвижимости, который поставлен на государственный кадастровый учет 18 октября 2012 года и государственный кадастровый учет качественных и (или) количественных характеристик которого, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, впоследствии не проводился, в государственный кадастр недвижимости не вносилось, а лишь были внесены сведения о новой кадастровой стоимости спорного нежилого здания, определенной на основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 г. № 113.
Кроме того суд не может принять во внимание и кадастровую справку о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, поскольку в графе «дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости)» и в графе «дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости», даты не указаны (стоит прочерк) (л.д.37).
Учитывая изложенное, представленный ООО «Дельта» отчет об оценке оценщика ООО «Юридическая компания «Сенат» ФИО5 от 23.12.2016 года № не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта капитального строительства (нежилого здания) с кадастровым номером 52:40:0201005:408, так как определение в нем рыночной стоимости по состоянию на 10 февраля 2014 года не отражает действительную рыночную стоимость спорного нежилого здания на юридически значимую дату и является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований общества.
При таких обстоятельствах, поскольку ООО «Дельта» не представлено суду доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, совокупность которых подтверждала бы действительную рыночную стоимость объекта капитального строительства (нежилого здания) с кадастровым номером № по состоянию на юридически значимую дату - на дату внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (18 октября 2012 года), а дата 10 февраля 2014 года, по состоянию на которую были внесены сведения о кадастровой стоимости в реестр объектов и носит справочный характер, применительно к обстоятельствам настоящего дела юридически значимой не является, в удовлетворении заявленных ООО «Дельта» требований об установлении кадастровой стоимости капитального строения – административно-офисного здания с кадастровым номером №, площадью 6562,4 кв.м., назначение: учрежденческое, 5-ти этажное (подземных этажей – подвал), расположенного по адресу: ФИО2 <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 10 февраля 2014 года, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Дельта» об установлении кадастровой стоимости капитального строения – административно-офисного здания с кадастровым номером №, площадью 6562,4 кв.м., назначение: учрежденческое, 5-ти этажное (подземных этажей – подвал), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 10 февраля 2014 года, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Гущева
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2017 года.