Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2018 г. г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Нурмухановой-Дускалиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-1297/2018 по административному иску Руденко Олега Георгиевича, Соловьева Андрея Анатольевича к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании решения незаконным,
установил:
административные истцы Руденко О.Г., Соловьев А.А. обратились в суд с административным иском к администрации МО «Город Астрахань» о признании решения незаконным.
В обоснование административного иска указано, что они являются сособственниками по 3/16 доли жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 297 кв.м. Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 26.01.2018 года № 355-р им отказано в предоставлении в собственность земельного участка с разрешенным видом использования – малоэтажная жилая застройка (для размещения жилого дома) в связи с тем, что часть земельного участка расположена на землях общего пользования, земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть представлен на заявленном виде права.
С указанным решением не согласны, просят суд признать распоряжение от 26.01.2018 года № 355-р незаконным и отменить.
В судебном заседании административный истец Соловьев А.А. иск поддержал, просил удовлетворить.
Руденко О.Г., представитель административного ответчика при надлежащем извещении не явились, имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность такого решения, в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, принявший оспариваемое решение (часть 11).
Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административные истцы являются собственниками по 3/16 доли каждый жилого дома (кадастровый №) площадью 106,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что следует из выписки из ЕГРП.
Право собственности возникло у Соловьева А.А. в 2008 году на основании договора купли-продажи и соглашения об определении долей от 26.06.2015 года, у Руденко О.Г. в 2008 году на основании договора дарения и соглашения об определении долей от 26.06.2015 года.
Согласно извлечению из технического паспорта № 83828 от 16.05.2012 года указанный жилой дом 1917 года постройки, расположен на земельном участке площадью 285 кв.м.
Постановлением администрации города Астрахани от 10.07.2012 года № 6000 «О предоставлении земельного участка по <адрес> для эксплуатации жилого дома» постановлено предоставить Бочарникову А.В., Руденко О.Г. Магомедовой Л.Г., Соловьеву А.А. земельный участок площадью 600 кв.м. (кадастровый №) по <адрес> из состава земель населенных пунктов, в двадцать пятой территориально-экономической зоне, для эксплуатации жилого дома, в нижеследующем порядке: в аренду сроком до даты регистрации права общей долевой собственности на земельный участок Руденко О.Г. с 12.11.2008, Магомедовой Л.Г. с 06.08.2008, Соловьеву А.А. с 17.09.2008. в общую долевую собственность ? долю Бочарникову А.В. бесплатно, 1/8 долю Руденко О.Г. за плату, ? долю Магомедовой Л.Г. за плату, 1/8 долю Соловьеву А.А. за плату. Указанным лицам выполнить кадастровые работы в отношении земельного участка и внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости по данному земельному участку.
После выполнения кадастровых работ в отношении спорного земельного участка административные истцы обратились в администрацию МО «Город Астрахань» с заявлением о предоставлении им по 3/16 долей каждому указанного земельного участка.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 26.01.2018 года № 355-р Руденко О.Г., Соловьеву А.А. отказано в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 297 кв.м. (кадастровый №) по <адрес> с видом разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (для размещения жилого дома), в соответствии с пп. 19 ст. 39.16, пп. 3 п. 5 ст. 39.17, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 19 ст. 39.16, пп. 3 п. 5 ст. 39.17, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в предоставлении земельного участка возможен в случае нахождения испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, собственник зданий, строений, сооружений, строительство которых не является самовольной постройкой, вправе по собственному усмотрению либо взять в аренду земельный участок, занятый строением, либо выкупить его.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из установленных судом обстоятельств, подтвержденных представленными доказательствами, не оспариваемыми административным ответчиком, следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах квартала 30:12:030712 по адресу <адрес>. Территория квартала застроена, в том числе индивидуальными жилыми домами, административные истцы владеют на праве собственности долями жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 30:12:030712:47, площадью 297 кв.м. по <адрес>, на законном основании, дом построен в 1917 году. При наличии зарегистрированного права собственности на доли жилого дома административные истцы имеют право на приобретение в собственность занятого данным объектом земельного участка.
Из имеющегося в материалах дела технического плана, земельный участок с находящимся на нем жилым домом и дворовыми постройками, сформирован в существующей конфигурации до 1917 года и до настоящего времени не изменялся. Однако, согласно выкопировке из плана города, земельный участок находится за границами красных линий и относится к землям общего пользования, при этом, красными линиями охватывается весь испрашиваемый земельный участок, находящийся непосредственно под принадлежащим на праве собственности административным истцам жилым домом.
Красные линии, за которыми находится испрашиваемый административными истцами земельный участок, утверждены постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 29.08.2016 года № 5693, которым утвержден проект межевания территории в границах улиц Бакинской, Генерала Епишева, Гражданской в Советском районе г. Астрахани (Жилой комплекс «Европейский»).
По мнению административного ответчика, это свидетельствует о том, что земельный участок находится на землях общего пользования. Однако земельный участок, которой находится за красными линиями, не может относиться к землям общего пользования, в том смысле, в котором этой категории дается понятие в законе, поскольку земельный участок расположен непосредственно под жилым домом, возведенным в границах существующей жилой застройки.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что право собственности на жилой дом, оказавшийся на земельном участке за пределами красных линий, возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ, правопредшественнику административных истцов в установленном порядке был предоставлен участок при доме, право пользования которым перешло к административным истцам в силу прямого указания Земельного законодательства, фактическая площадь участка при доме составляет 297 кв. м., участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, споров по границам со смежными землепользователями не имеется, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 355-░ ░░ 26 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░).
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.04.2018 ░░░░.
░░░░░: