Дело № 2-2964/2022 | 15 марта 2022 года 78RS0014-01-2021-008533-18 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Лифановой О.Н.,
при секретаре Лифановой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Третьякова А.Г. к АО «Петровский строитель» об обязании заключить основной договор купли-продажи машино-места,
установил:
Истец Третьяков А.Г. обратился в суд с иском к АО «Петровский строитель» об обязании заключить основной договор купли-продажи машино-места на условиях предварительного договора купли-продажи машино-места № 1/03-19 от 07.03.2019.
В обоснование иска указано, что 07.03.2019 между сторонами был заключен предварительный договор купли-продажи машино-места, по условиям которого стороны обязались в будущем заключить основной договор купли-продажи машино-мест № 7,8,9, расположенных по адресу <адрес>
30.12.2019 между сторонами было заключено дополнительное соглашение № 1 к предварительному договору купли-продажи машино-места № 1/03-19 от 07.03.2019, на основании которого, срок заключения основного договора купли-продажи был продлен до 31.12.2020, а после чего, на основании дополнительных соглашений № 2 и № 3, срок заключения основного договора купли-продажи был продлен до 30.06.2021.
22.06.2021 истцом ответчику было вручено требование о заключении основного договора купли-продажи, однако, указывая, что данное требование ответчиком исполнено не было, основной договор купли-продажи машино-мест не заключен до настоящего времени, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца адвокат Орлов В.А. настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям, указал, что фактически машино-место передано во владение истцу, однако он лишен возможности оформить право собственности на него в связи с уклонением ответчика от заключения договора купли-продажи.
Представитель ответчика АО «Петровский строитель» Мельникова Т.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, поддержав ранее представленные в письменном виде возражения, согласно которым ответчик полагает, что заключенный между сторонами 07.03.2019 договор в силу разъяснений, содержащихся в п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 №54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» является основным договором с условием о предварительной оплате, в связи с чем, заключение основного договора, в данном случае, не требуется.
Суд, выслушав доводы представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации /ГК РФ/ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании части 2 статьи 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 219 ГК РФ, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 07.03.2019 между АО «Петровский строитель» /продавец/ и Третьяковым А.Г. /покупатель/ был заключен предварительный договор купли-продажи машино-места № 1/03-19, по условиям п.1.1 которого стороны взяли на себя обязательство заключить в будущем договор купли-продажи машино-мест, расположенных на первом этаже нежилого помещения /помещение 2-Н/ общей площадью 1313,7 кв.м. по адресу: <адрес>
Согласно п. 1.3. предварительного договора купли-продажи, стороны согласовали, что основной договор должен быть заключен сторонами до 31.12.2019.
При этом, согласно п.2.3 предварительного договора стороны пришли к соглашению о том, что цена машино-мест составляет 2 500 000 руб., и подлежит уплате в течение 5 дней с даты подписания предварительного договора.
11.03.2019 истцом была оплачена цена машино-мест в размере 2 500 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от указанной даты.
30.12.2019 между сторонами было заключено дополнительное соглашение № 1 к предварительному договору купли-продажи машино-места № 1/03-19, которым срок заключения основного договора купли-продажи был продлен до 31.12.2020.
30.12.2020 между сторонами было заключено дополнительное соглашение № 2 к предварительному договору купли-продажи машино-места № 1/03-19, которым срок заключения основного договора купли-продажи был продлен до 31.05.2021.
31.05.2021 между сторонами было заключено дополнительное соглашение № 3 к предварительному договору купли-продажи машино-места № 1/03-19, которым срок заключения основного договора купли-продажи был продлен до 30.06.2021.
22.06.2021 истцом ответчику было вручено требование о заключении основного договора купли-продажи машино-места на основании предварительного договора купли-продажи машино-места № 1/03-19 от 07.03.2019, которое, однако, было оставлено без удовлетворения, основной договор не заключен между сторонами до настоящего времени, что не оспаривалось ответчиком в ходе разбирательства по делу.
В соответствии с п.п.1, 2 и 3 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Согласно п.1 ст.429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора /п.3 ст.429 ГК РФ/.
Таким образом, предметом предварительного договора является обязательство сторон исключительно поводу заключения будущего договора, в связи с чем, заключенный между АО «Петровский строитель» и истцом договор, поименованный предварительным договором купли-продажи машино-места, не являлся предварительным договором по смыслу ст.429 ГК РФ, так как в соответствии с условиями данного договора стороны предусмотрели не только обязанность заключить в будущем договор купли-продажи недвижимого имущества, но и обязанность истца произвести предварительную оплату основного договора купли-продажи.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заключенный между сторонами 07.03.2019 предварительный договор необходимо квалифицировать как смешанный договор, при этом в силу п.3 ст.421 ГК РФ к отношениям по данному договору в части обязательств заключить основной договор подлежат применению правила о предварительном договоре.
Кроме того, суд также принимает во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны /пункт 2 статьи 10 ГК РФ/, например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим /пункт 3 статьи 157 ГК РФ/; указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения /пункт 5 статьи 166 ГК РФ/.
Оценивая, с учетом изложенного, юридически значимое поведение ответчика АО «Петровский строитель», суд принимает во внимание, что заключенный между сторонами договор от 07.03.2019, несмотря на очевидную осведомленность ответчика, являющегося юридическим лицом, обладающим штатом квалифицированных юристов, к моменту его заключения о разъяснениях, содержащихся в постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 №54 в силу его опубликования в установленном порядке, на которые ответчик в настоящее время и ссылается, был разработан им именно в качестве предварительного договора, а не договора купли-продажи с условием о предварительной оплате, данный договор носит типовой характер, в связи с чем, истец Третьяков А.Г., являющийся, очевидно, экономически слабой стороной в возникших правоотношениях, повлиять на его условия не мог, что само по себе свидетельствует о недобросовестности ответчика и злоупотреблении им правом.
Кроме того, впоследствии ответчик неоднократно заключал с истцом дополнительные соглашения к предварительному договору, в которых продлевал срок, установленный для заключения основного договора, то есть фактически своими действиями давал истцу объективные основания полагать, что заключенный между сторонами договор является именно предварительным и, что ответчик намерен в будущем заключить с истцом основной договор купли-продажи машино-мест.
При этом, суд считает заслуживающими внимания доводы истца о том, что поскольку договор от 07.03.2019 поименован как предварительный, то оформление права собственности в установленном законом порядке на его основании невозможно, так как предварительный договор не является сделкой, правовым последствием которой является возникновение права собственности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Третьякова А.Г. об обязании ответчика заключить основной договор купли-продажи машино-места на условиях предварительного договора купли-продажи машино-места № 1/03-19 от 07.03.2019 подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего конкретно ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан заключить с истцом основной договор купли-продажи машино-места, предложенный истцом - 5 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку с учетом характера действий, которые необходимо совершить ответчику данный срок является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 167, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. –– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ № 1/03-19 ░░ 07.03.2019 ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░