Дело № 2-179/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 июня 2017 года с.Камень-Рыболов
Ханкайский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Щедривой И.Н.,
с участием ст.помощника прокурора Ханкайского района Пархоменко С.В.,
при секретаре Мазур Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Ханкайского муниципального района к Николаеву А.В., Николаевой А.С., Н.Д.А., Н.Д., Администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района о признании недействительным договора социального найма жилого помещения и применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Ханкайского муниципального района обратилась в суд с иском о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №-в/г заключенного между администрацией Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района и Николаевым А.В., прекращении права общей долевой собственности Николаева А.В., Николаевой А.С.,Н.Д.А., Н.Д.А. на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, выселении Николаева А.В., Николаевой А.С., Н.Д.А., Н.Д.А. без предоставления другого жилого помещения, признании за Ханкайским муниципальным районом права муниципальной собственности на спорную квартиру. В обоснование иска указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Камень-Рыболовского сельского поселения и Николаевым А.В. заключен договор социального найма жилого помещения. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи – жена и двое детей. Решением Ханкайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за ответчиками признано право собственности на спорную квартиру. Между тем, указанный договор социального найма жилого помещения противоречит требованиям жилищного законодательства, поскольку основанием для предоставления гражданину жилого помещения на условиях социального найма является признание этого гражданина в установленном законом порядке и на законных основаниях малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановка его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Ответчики на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состояли, малоимущими не признавались,следовательно, договор социального найма жилого помещения является ничтожным. Учитывая выбытие спорной квартиры из собственности муниципального образования на основании ничтожной сделки, в силу ст.167 ГПК РФ стороны подлежат приведению в первоначальное положение, в соответствии с которым право собственности ответчиков на спорную квартиру подлежит прекращению, а квартира возврату в собственность муниципального образования. Поскольку у ответчиков законные основания для вселения и проживания в спорном жилом помещении отсутствуют, они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, основания для предоставления ответчикам другого жилого помещения, отсутствуют.
В судебном заседании представитель истца К.В.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что представленные ответчиками сведения о доходах и имуществе в период предшествующий постановке на учет в качестве нуждающихся и в период заключения договора социального найма свидетельствуют о том, что ответчики могли быть признаны малоимущими в целях предоставления жилого помещения наусловиях социального найма. Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой ранее проживали ответчики, принадлежит на праве собственности другому лицу, в связи с чем, выселение ответчиков в ранее занимаемое жилое помещение, невозможно. Несмотря на то, что установлено, что ответчики были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, тем не менее ответчики малоимущими не признавались, что свидетельствует о предоставлении жилого помещения с нарушением норм жилищного законодательства, в связи с чем, полагает, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению.
Ответчик Николаева А.С., действующая также в интересах ответчиков Николаева А.В., несовершеннолетних Н.Д.А. и Н.Д.А., исковые требования не признала, суду пояснила, что муж работал врачом в Ханкайской ЦРБ и ему была предоставлена квартира по договору социального найма в <адрес>, в дальнейшем эту квартиру они сдали и им предоставили квартиру № в доме № <адрес>. Они признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, однако справки о доходах они в сельское поселение не предоставляли, поскольку от них не требовали предоставление каких-либо справок.
Представитель ответчиков Николаевых -Розенко А.Н. также просит в удовлетворении исковых требований отказать, суду пояснил, что Николаев А.В. обратился в администрацию Камень-Рыболовского сельского поселения для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставил все необходимые документы, документы, подтверждающие доход, предоставить не просили. В дальнейшем семья ответчиков была признана нуждающимися в улучшении жилищных условий. Исходя из сведений о доходах и имуществе ответчиков, в период, предшествующий постановке на учет в качестве нуждающихся и в период предоставления жилого помещения, ответчики фактически имели статус малоимущих, иного жилья в собственности не имели и не имеют, в связи с чем, полагает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Глава администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края Петров Д.М. в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя сельского поселения, и принять решение, основанное на законе.
Ответчики Николаев А.В., Н.Д.А., Н.Д.А., в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся ответчиков.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией при администрации Камень-Рыболовского сельского поселения рассмотрено заявление Николаева А.В. о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, было принято решение о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий (л.д. 88-89).
Постановлением администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-па Николаев А.В. и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (л.д.111).
Согласно постановления администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района №-па от ДД.ММ.ГГГГ Николаеву А.В., как врачу КГБУЗ «Ханкайская ЦРБ» была предоставлена на условиях договора найма служебного жилого помещения квартира №, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.109).
Согласно постановления администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-па с квартиры№ д. № <адрес> снят статус служебного жилого помещения, и постановлено заключить с нанимателями бывших служебных жилых помещений договоры социального найма жилого помещения (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района и Николаевым А.В. заключен договор социального найма жилого помещения №-в/г, в соответствии с которым Николаеву А.В. и членам его семьи – супруге Николаевой А.С., сыну Н.Д.А., дочери Н.Д.А. из муниципальной собственности в бессрочное владение и пользование предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Решением Ханкайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, за Николаевым А.В., Николаевой А.С., Н.Д.А. и Н.Д.А. признано право общей долевой собственности (доля в праве 1/4) в порядке приватизации на квартиру № в доме № <адрес>. Право общей долевой собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (л.д. 12-17,155-160).
В соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Жилые помещения на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.
Согласно ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2 ст.49 ЖК РФ).
Статьёй 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 ст.13 ЖК РФ).
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 ст.14, части 4 и 5 ст.50 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу ч.7 ст.52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Частями 3 и 4 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Законом Приморского края от 15.05.2006 №360-КЗ «О порядке признания органами местного самоуправления Приморского края граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» установлен порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.4 вышеуказанного закона пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, устанавливаются представительными органами муниципального образования исходя из социально-экономического развития муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда и потенциальной возможности приобретения гражданами жилого помещения по норме предоставления за счет собственных средств на основе следующих критериев:
1) пороговое значение среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, устанавливается кратным к величине среднего прожиточного минимума, действующего на территории Приморского края на момент подачи заявления, но не менее его трехкратной величины;
2) пороговое значение стоимости имущества, подлежащего налогообложению, устанавливается кратным средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, сложившейся на территории муниципального образования, но не менее его десятикратного размера.
Превышение одного из пороговых значений на 30 процентов является основанием для отказа в признании граждан малоимущими (ч.4 ст.4 Закона).
В соответствии с Постановлением администрации Приморского края от 24.10.2013 № 379-па «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Приморского края за III квартал 2013 года» установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения – 9400 рублей. Исходя из данного постановления, малоимущими в целях получения жилого помещения по договору социального найма, могли быть признаны граждане, если доход на одного члена семьи не превышал по заявлениям, поданным в 3 квартале 2013 года 36660,00 руб - (30%(9400х3) + 9400х3).
В соответствии с Постановлением администрации Приморского края от 17.10.2014 № 425-па «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Приморского края за III квартал 2014 года» установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения – 10318 рублей. Исходя из данного постановления, малоимущими в целях получения жилого помещения по договору социального найма, могли быть признаны граждане, если доход на одного члена семьи не превышал 40240,20 рублей - (30%(10318х3) + 10318х3).
Для определения порогового значения стоимости имущества действовали Постановление администрации Приморского края от 28.05.2013 № 201-па «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Приморского края на I квартал 2013 года», в соответствии с которым утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Приморского края на Iквартал 2013 года в размере 22000 рублей, и с учетом п.2 ч.1 ст.4 Закона ПК №360-КЗ от 15.05.2006г пороговое значение на имущество не должно превышать 286000 рублей, и Постановление администрации Приморского края от 04.04.2014г №113-па «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Приморского края на Iквартал 2014 года», в соответствии с которым утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Приморского края на I квартал 2014 года в размере 40000 рублей, и с учетом п.2 ч.1 ст.4 Закона ПК №360-КЗ от 15.05.2006 пороговое значение на имущество не должно превышать 520000 рублей.
Из представленных ответчиком справок о доходах и имуществе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – (12 месяцев предшествующих постановке на очередь) и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев предшествующих получению жилого помещения) следует и не оспаривается истцом, что среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи Николаева А.В. ниже дохода, установленного для признания гражданина малоимущим в целях получения жилого помещения по договору социального найма. Имущество, подлежащее налогообложению в указанные периоды у членов семьи Николаевых отсутствовало (л.д.136-145,148-174).
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ ответчики были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, каких-либо справок о доходах, а также о стоимости имущества, ответчиков представить не просили, заявление о признании малоимущим также написать не предлагали. Николаевым А.В. для постановки его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставлены только те документы, которые от него потребовали в администрации Камень-Рыболовского сельского поселения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на момент подачи Николаевым А.В. в администрацию Камень-Рыболовского сельского поселения заявления о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также на момент заключения договора социального найма, Николаев А.В. и члены его семьи с учетом предоставленных суду доказательств, фактически являлись малоимущими, что также не оспаривалось в судебном заседании представителем истца, в связи с чем, имелись законные основания для признания Николаева А.В. и членов его семьи малоимущими, однако по независящим от них обстоятельств, решение о признании ответчиков малоимущими принято не было.
Учитывая, что Постановлением администрации Камень-Рыболовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-па Николаев А.В. и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, решение о предоставлении жилого помещения ответчику принималось, с Николаевым А.В. был заключен договор социального найма жилого помещения, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого договора социального найма, поскольку указанные выше решенияадминистрации Камень-Рыболовского сельского поселения и заключенный на их основе договор социального найма о предоставлении жилого помещения Николаеву А.В. были приняты в целях гарантированного Законом права Николаева А.В. на обеспечение жилым помещением.
Доказательств нарушения очередности предоставления жилого помещения истцом не представлено.
Судом установлено, что на момент признания ответчиков нуждающимися в улучшении жилищных условий, последние проживали по адресу: <адрес>, квартира была им предоставлена на основании договора социального найма жилого помещения №-н заключенного администрацией Камень-Рыболовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105-107).
Вместе с тем, собственником данной квартиры, согласно выписки из ЕГРП с ДД.ММ.ГГГГ является М.(л.д.127-129) и в настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и проживают граждане, что свидетельствует о невозможности выселения ответчиков в ранее занимаемое ими жилое помещение.
Кроме того, суд учитывает тот факт, что спорное жилое помещение первоначально было предоставлено семье ответчика на условиях договора найма служебного жилого помещения, согласно постановления администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района №-па от ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем имело место изменение правоотношений сторон в связи с изменением правового статуса жилого помещения.
Поскольку основания для признания договора социального найма спорного жилого помещения недействительным отсутствуют, то требования о прекращении права собственности ответчиков на спорное жилое помещение, выселении ответчиков из спорного жилого помещения и признания права муниципальной собственности за Ханкайским муниципальным районом на спорное жилое помещение, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечительные меры должны быть отменены после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░.░.░., ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░/░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░.;░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░ ░ ░░░░░ 1/4) ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░.░.░., ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░.░.░., ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░<░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № ░░░░ № <░░░░░> – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░.░.░., ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░ 14 ░░░░ 2017 ░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: