Решение по делу № 33а-12162/2018 от 13.09.2018

Судья: Строганкова Е.И.     адм. дело N 33а-12162/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 октября 2018 года                         г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Набок Л.А. и Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Лещевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Алексеева А.Ю. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 10 июля 2018 г., об отказе в удовлетворении административного искового заявления Алексеева А.Ю. к администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Алексеева А.Ю. – Завалищина М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения АО «ННК» Степанова К.Л., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Алексеев А.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконным отказа, указав, что 17 апреля 2017 г. он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для ведения садоводства земельного участка, площадью 517 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в кадастровом квартале . Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 15 мая 2017 г. в предварительном согласовании представления испрашиваемого земельного участка отказано. Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 23 августа 2017 г. данный отказ признан незаконным, на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Алексеева А.Ю. от 17 апреля 2017 г. Однако, постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск от 7 февраля 2018 г. в предварительном согласовании представления земельного участка вновь отказано.

Алексеев А.Ю. считает указанный отказ незаконным, поскольку в нарушении п.17 ст.39.15 ЗК РФ администрация г.о. Новокуйбышевск не приняла решение относительно отказа в утверждении или не утверждении схемы расположения земельного участка. Кроме того, в качестве причин для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка администрация г.о.Новокуйбышевск указала те же основания, которые были указаны в признанном ранее незаконным судом постановлении № 1086 от 15 мая 2017 г.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Алексеев А.Ю. просил суд признать постановление администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области №244 от 7 февраля 2018 г. незаконным и обязать административного ответчика в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть его заявление и принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность для ведения садоводства.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Алексеев А.Ю. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Пунктом 3 ст. 28 указанного федерального закона закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределением земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Согласно п. 1 ст.20 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.

В силу ст.21 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов.

Исходя из изложенного, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы испрашиваемый участок входил в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23 апреля 1998 г.; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Судом установлено, что Алексеев А.Ю., являясь членом СНТ «Водозабор» 17 апреля 2017 г. обратился в администрацию г.о. Новокуйбышевск с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для ведения садоводства земельного участка, площадью 517 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале .

Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 15 мая 2017 г. в предварительном согласовании представления испрашиваемого земельного участка отказано, ввиду того, образуемый земельный участок пересекает границы лесничества, а также то, что испрашиваемый земельный участок не входит в территорию СНТ «Водозабор».

Согласно ответу администрации г. о. Новокуйбышевск от 14 августа 2017 г. №7249 на запрос суда, испрашиваемый земельный участок не входит в границы лесных кварталов, предоставленных министерством лесного хозяйства и природопользования Самарской области, и входит в границы СНТ «Водозабор».

Установив данные обстоятельства, Новокуйбышевским городским судом Самарской области от 23 августа 2017 г. принято решение о признании постановления администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области № 1086 от 15 мая 2017 г., незаконным. На администрацию г.о.Новокуйбышевск Самарской области возложена обязанность в месячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Алексеева А.Ю. о предварительном согласовании представления в собственность бесплатно для ведения садоводства земельного участка.

Рассмотрев повторно заявление Алексеева А.Ю., администрация г.о. Новокуйбышевск постановлением №244 от 7 февраля 2018 г. вновь отказала в предварительном согласовании представления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 517 кв.м, расположенного: <адрес> в кадастровом квартале имеющего назначение «ведение садоводства», отнесенного к землям населенных пунктов по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок не входит в территорию СДНТ «Водозабор», границы которой протоколом заседания комиссии по согласованию план схем садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений от 28.12.2015 года согласованы с учетом исключения территории, занятой: охранными зонами водоводов волжской воды, высоковольтных линий электропередач; береговой полосой водных объектов; кварталами леса, расположенными на землях лесного фонда, а также землях иных категорий. По данному земельному участку проходят магистральные водоводы, принадлежащие сторонней организации. Охранные зоны водоводов не вошли в границы территории СДНТ.

Статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов).

Пунктом 2 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.16 того же Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Из материалов дела следует, что администрацией г.о. Новокуйбышевск согласована план-схема территории СДНТ «Водозабор», утвержденная председателем правления СДНТ «Водозабор». Согласно сопроводительным письмам за №135-ки от 9 февраля 2017 г., №1037-ки от 25 октября 2017 г., направленным в адрес правления СДНТ «Водозабор», орган местного самоуправления обращает внимание, что протоколом заседания комиссии по согласованию план-схем территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений от 28 декабря 2015 г. СДНТ «Водозабор» согласована план-схема территории с учетом исключения территории, занятой:

- охранными зонами водоводов волжской воды, высоковольтных линий электропередач;

- береговой полосой водных объектов;

- кварталами леса, расположенными на землях лесного фонда, а также землях иных категорий. Предоставление земельных участков гражданам - членам СДНТ «Водозабор» осуществляется на основании согласованного плана-схемы с учетом исключенной территории. Также сообщено, что СДНТ «Водозабор» письмом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Новокуйбышевск от 9 февраля 2017 г. исх. № 135-ки уведомлено о необходимости приведения документа, устанавливающего распределение земельных участков в соответствие с согласованным администрацией г.о. Новокуйбышевск схемой.

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).

В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10.

В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не принят.

Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

Установлено, что испрашиваемый земельный участок входит в санитарно-защитную полосу водовода АО «ННК» на основании п. 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, а также в границы первого пояса зоны санитарной охраны.

Данный факт подтверждается прилагаемым планом, подготовленным АО «ННК», из которого видно, что земельный участок расположен непосредственно на водоводе. Указанное также следует из план-схемы границ земельных участков СНТ «Водозабор», согласованной администрацией г.о. Новокуйбышевск. Административным истцом не представлено доказательств, что спорный земельный участок находится за пределами границ зоны санитарной охраны (санитарно-защитных полос) водоводов.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок находится непосредственно на водоводе в зоне санитарно-защитной полосы, план-схема СНТ «Водозабор» утверждена с учетом исключения территории, занятой: - охранными зонами водоводов волжской воды, и освоение земельного участка под садоводство может привести к техногенным авариям, причинению вреда имуществу и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, постановление администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области №244 от 7 февраля 2018 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью 517 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>», в кадастровом квартале , имеющего назначение «ведение садоводства», отнесенного к землям населенных пунктов является законным и обоснованным, ввиду чего решение суда об отказе Алексееву А.Ю. в удовлетворении заявления подлежит оставлению без изменения.

Ссылки административного истца на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 23 августа 2017 г. по делу №2а-1393/2017, которым признано недействительным постановление администрации г.о. Новокуйбышевск № 1086 от 15 мая 2017 г. «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.

Так, в постановлении № 1086 от 15 мая 2017 г. указывалось на пересечение границ испрашиваемого земельного участка и границ лесничеств, а также на то, что земельный участок не входит в территорию СДТ «Водозабор», что явилось основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Основанием для отказа в предоставлении земельного участка, обжалуемого в рамках настоящего дела постановления № 244 от 7 февраля 2018 г., являлось нахождение испрашиваемого земельного участка в границах охранных зон водоводов, в связи с чем они не входили в согласованную администрацией г.о. Новокуйбышевск границу территории СДТ «Водозабор». При этом судом в рамках дела № 2а-1393/2017 изучался только вопрос о расположении земельного участка в границах земель лесного фонда. Вопрос о вхождении данного земельного участка в согласованную администрацией г.о. Новокуйбышевск (с учетом исключения охранных зон водоводов) территорию СДТ «Водозабор» судом в рамках указанного дела не рассматривался.

В обжалуемом судебном решении по настоящему делу, напротив, дана правовая оценка расположению испрашиваемого земельного участка водоохранных зонах водоводов.

Предоставление иным лицам для садоводства земельных участков, находящихся в охранной зоне водовода в собственность и/или в аренду, с учетом, установленных по делу обстоятельств, не порождает право истца на приобретение земельного участка в собственность, бесплатно для ведения садоводства и соответственно не является основанием для принятия административным ответчиком решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Злоупотребления правом в действиях администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области, на что указывает административный истец в апелляционной жалобе, не усматривается и судом не установлено.

Фактически доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией административного истца в суде первой инстанции при разрешении спора, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна. Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 10 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жлобу Алексеева А.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий –

    Судьи –

33а-12162/2018

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Алексеев А.Ю.
Ответчики
Администрация г.о. Новокуйбышевск
Другие
АО ННК
Журавлев Д.А.
СДНТ Водозабор
Суд
Самарский областной суд
Судья
Сивохин Д. А.
02.10.2018[Адм.] Судебное заседание
12.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее