Дело № 2-329/2024
44RS0001-01-2023-003814-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,
при секретаре Маловой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой И.В. к Администрации города Костромы об обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Васильева И.В. обратилась в суд с иском, просит обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить ему на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории города Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы. Свои требования мотивирует следующим. Она является лицом из числа детей – сирот, которому в нарушении норм действующего законодательства не предоставлено жилое помещение. Жилья по договору социального найма или в собственности, в котором имелась бы возможность проживать, истец не имеет.
Истец Васильева И.В. в судебном заседании не участвует, о рассмотрении дела извещена, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации города Костромы Морозов А.С. в судебном заседании требования истца не признал, поддержал письменный отзыв ответчика. Ответчик полагает, что истец в связи с достижением возраста 23 лет утратила статус лица из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До 23 лет с заявлением о постановке на учет не обращалась.
Третье лицо Васильева Н.П. в судебном заседании требования истца полагала обоснованными. Васильева И.В., как жена сына, зарегистрирована в квартире, которая принадлежит Васильевой Н.П. на праве собственности. Пояснила, что приходится свекровью Васильевой И.В., однако членом ее семьи не является. Общего хозяйства с ней не ведут, у сына и Васильевой И.В. своя семья и свой бюджет.
Третье лицо Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, извещались судом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а так же материалы гражданского дела № Свердловского районного суда города Костромы, суд приходит к следующему.
Судом по материалам дела установлены следующие фактические обстоятельства.
Истец ФИО18 (... И.В. родилась <дата>. ФИО1, <дата> умерла <дата>. Отец – ФИО2, <дата> умер <дата>.
Решением Кадыйского районного суда Костромской области от <дата> (дело №) ФИО2 и ФИО3 были лишены родительских прав в отношении своих детей, в том числе, дочери И., <дата>
Постановлением № от <дата> Главы администрации Кадыйского района Костромской области РФ ФИО4, ... была назначена опекуном над несовершеннолетними внучками, в том числе, Смирновой И.В. (л.д.14).
<дата> Приказом № Департамента по труду и социальной защите населения <адрес> ФИО7 было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
<дата> решением Свердловского районного суда города Костромы по делу № в удовлетворении административных исковых требований Васильевой И.В. к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области об оспаривании отказа в постановке на учете нуждающихся в жилом помещении.
Решение вступило в законную силу.
Согласно ответу № от <дата> (дело№, л.д.23) МТО СЗНОиП №4 (<адрес>) Департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области, истец. является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С <дата> и до совершеннолетия И. проживала и воспитывалась в семье опекуна ФИО3 (<адрес>). За ФИО14 Постановлением Главы администрации Кадыйского района № от <дата> было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежало на праве собственности отцу ... (ФИО17) ФИО2
<дата> в жилищную комиссию при администрации Кадыйского муниципального района органами опеки направлялось ходатайство об оказании содействия в решении вопроса обследования жилого помещения, закрепленного за ФИО14, с целью признания его пригодным (непригодным) для проживания. Поскольку закрепленное за ФИО5 жилое помещение МВК администрации Кадыйского муниципального района непригодным для проживания не признавалось, ФИО5 в МТО СЗНОиП № (<адрес>) Департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области не обращалась с заявлением о предоставлении жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, она (ФИО5) в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, не включалась.
<дата> Теротделом соцзащиты населения, опеки и попечительства по Кадыйскому муниципальному району составлен Акт проверки сохранности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Комиссией было установлено, что общее состояние закрепленного за детьми, в том числе, ... (Васильевой) И.В., дома неудовлетворительно. <дата> в жилищную комиссию при администрации Кадыйского муниципального района направлено ходатайство с просьбой об оказании содействия в решении вопроса об обследовании жилого помещения, закрепленного за ... (Васильевой) И.В. и ФИО6, для признания этого помещения пригодным или непригодным для проживания.
Согласно Справке № от <дата> Администрации Паньковского сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области, дом по адресу: <адрес> не пригоден для проживания и находится в аварийном состоянии.
Согласно Справке № от <дата> Администрации Паньковского сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области, дом по адресу: <адрес>, принадлежал ФИО2, <дата>
Согласно Справке № от <дата> Территориального отделения надзорной деятельности Макарьевского и Кадыйского районов ГУ МЧС России по Костромской области, пожар, произошедший <дата> в здании магазина по адресу: <адрес> в результате которого указанное здание уничтожено полностью. Пожар зарегистрирован в книге регистрации сообщений о преступлениях Территориального отделения НД Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области под №
В соответствии с заявлением от <дата> ... (Васильева) И.В. отказалась от причитающейся ей доли в наследственном имуществе по закону после умершего <дата> своего отца ФИО2 в пользу его дочери ФИО6.
Согласно справке № от <дата> ТП УФМС России по Костромской области в Кадыйском районе ФИО2 на день своей смерти был зарегистрирован по адресу <адрес>. Совместно с ним по данному адресу зарегистрирована ФИО6, <дата>.
<дата> Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Кадыйского муниципального района № от <дата> жилое помещение по адресу <адрес>, признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодным для проживания.
Постановлением №б от <дата> администрации Паньковского сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области жилое помещение по адресу <адрес>, признано непригодным для проживания.
Однако, только <дата> МТО СЗНО и П № Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области составили Заключение № (в отношении ФИО6, <дата>. (сестра истца) о признании невозможным факт проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Администрации Костромской области от <дата> № «Об утверждении порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда.
Ранее учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляли органы местного самоуправления.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (часть 2).
Законом Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» регулируются отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления городских округов Костромской области (далее органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии со ст.3 указанного закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия) (ч.1).
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;
3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок (ч.2).
Согласно ст. 10 указанного закона он вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
Небрежное и невнимательное отношение к своим обязанностям и незаконное бездействие МТО СЗНОиП № Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в части исполнения своих обязанностей по контролю за соблюдением прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период с <дата> (пожар в помещении, закрепленном за несовершеннолетней ... (Васильевой) И.В., которой на тот момент было ... лет) в данном случае привело к нарушение жилищных прав истца.
В ... году Васильева И.В. обращалась с данной проблемой за защитой своих жилищных прав в Прокуратуру города Костромы. Однако, формальное отношение к вопросу (достижение возраста 23 лет на момент обращения) со стороны сотрудников прокуратуры, так же привело к тому, что жилищные права Васильевой И.В. остались не защищенными.
Согласно данным регистрирующих органов истец Васильева И.В. и ее супруг ФИО15 прав на объекты недвижимого имущества (жилые помещения) не имеют.
При установленных судом обстоятельствах, с учетом указанного нормативного положения, требования истца подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика не могут быть основанием для отказа в удовлетворении требований Васильевой И.В. о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░ ... ░░░░ ... ░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░> ░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2024 ░░░░.