Решение по делу № 3а-623/2019 от 28.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область 17 апреля 2019 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Юликове Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-623/19 по административному исковому Горячевой Елены Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Горячева Е.В. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 790 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>

Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка.

В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.

Представитель административного истца в судебном заседании полностью поддержал требования.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не оспаривала право истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, установленной представленным административным истцом отчете № 1-1260/18 от 21 декабря 2018 года, не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, не представили письменных возражений против удовлетворения административного иска.

Суд считает возможным – на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения, суд полагает требования административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с положениями названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и/или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18).

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).

Согласно п. 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Судом установлено, что Горячевой Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 790 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>

Указанное обстоятельство подтверждается, представленной суду копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 7).

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области – по состоянию на 01 января 2013 года.

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Утвержденная Распоряжением №566-РМ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>– как следует из представленной суду Выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости (л. д.8) - составила <данные изъяты>.

В соответствии с представленным суду отчетом № 1-1260/18 от 21 декабря 2018 года, подготовленным ГУП МО «Московское областное БТИ», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату оценки – 01 января 2013 года составляла <данные изъяты>

Суд, проанализировав названный отчет в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 01 января 2013 года в отчете № 1-1260/18 от 21 декабря 2018 года.

Оценивая данный отчет с учетом требований ст. 59 КАС РФ отчет об оценке относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, приведенный выше отчет об оценке соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельного участка не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости.

Ходатайств о проведении судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, основания для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, сомнений в правильности или обоснованности данного отчета у суда не возникает, суд принимает выводы оценщика в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.

Исходя из изложенного административное исковое заявление Горячевой Е.В. подлежит удовлетворению, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна быть определена в размере, установленном в отчете – <данные изъяты>

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.

В данном случае заявление Горячевой Е.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> поступило в Московский областной суд 28 декабря 2018 года, и именно эта дата подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2018 года.

Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Горячевой Елены Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 790 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере <данные изъяты>

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи заявления в Московский областной суд «28 декабря 2018 года».

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Терещенко

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2019 года.

Судья А.А. Терещенко

3а-623/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горячева Е.В.
Ответчики
Управление Росреестра по МО
Министерство имущественных отношений МО
Другие
Администрация гродского округа Лобня
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
28.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
09.01.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
17.04.2019[Адм.] Судебное заседание
28.12.2018Регистрация административного искового заявления
28.12.2018Передача материалов судье
01.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2019Предварительное судебное заседание
18.04.2019Судебное заседание
19.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее