№
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 июня 2021 г. г. Красноярск
Судья Советского районного суда г. Красноярска Рудиш Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении
Константиновой Юлии Олеговны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, замужней, имеющей двоих малолетних детей, не работающей зарегистрированной по адресу: <адрес> и проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ УУП ОУУПиДН ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» составлен протокол об административном правонарушении в отношении Константиновой Ю.О. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно представленным материалам, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 час. 30 мин. до 15 час. 30 мин. на территории парковки около гипермаркета «Окей», расположенного по адресу: <адрес>, состоялось несогласованное с органами местного самоуправления публичное мероприятие. Граждане размещали на предположительно своих автомобилях флаги красного цвета следующего содержания: «За Быкова! Сила в правде» и «Свободу Быкову». В дальнейшем автомобили с установленными вышеуказанными флагами одновременно начали движение по улицам г. Красноярска, а именно: <адрес>, резиденция «Сосны» и в обратном направлении на о. Татышев. Согласно ответу ЦПЭ ГУ МВД России по Красноярскому краю установлено, что одним из участников несогласованного с органами местного самоуправления публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> была Константинова Ю.О., которая передвигалась на автомобиле с государственным регистрационным знаком У 878 ХУ /38 регион.
Начальником ОУУП и ДН ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» Шевцовым А.А. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, осуществляя обязанности, связанные с охраной общественного порядка, с использованием звукоусиливающего устройства до сведения участников пикета неоднократно было доведено специальное аудиообращение, подготовленное сотрудниками МУ МВД России «Красноярское», в котором сообщалось, что проводимое мероприятие не согласовано с органами местного управления, гражданам необходимо прекратить участие в пикете и покинуть место его проведения, в противном случае, за невыполнение требований, установленных Федеральным законом РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» граждане будут привлечены к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ. Однако Константинова Ю.О., осознавая, что указанное сообщение транслируется сотрудником полиции, имела объективную возможность слышать и осознавать содержание и законность требований, последние не выполнила, продолжила участие в публичном мероприятии, чем допустила нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 г. № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» (в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 03.06.2020 N 141-уг).
Константинова Ю.О. просила прекратить производство по делу, указывая, что оснований для привлечения к административной ответственности не имеется, так как это является чрезмерным вмешательством в свободу собраний и свободу выражения мнения. Она привлекается к административной ответственности за участие в публичном мероприятии, которое проходило мирно, без каких-либо негативных последствий, собравшиеся граждане вели себя мирно, правомерно и не посягали на конституционно охраняемые ценности и интересы. Полиция не предоставила «релевантные и достаточные» основания для вмешательства в ее право на свободу выражения мнения, чем были допущены нарушения ст. 31 Конституции РФ, статьи 10 Конвенции. Также пояснила, что она приехала в ТРЦ «Планета» за покупками, когда вышла из ТРЦ, увидела, что рядом с ее автомобилем находится скопление людей, сотрудник полиции высказывал требования покинуть мероприятие, она послушала, что говорят окружающие и выполнила требование, уехала с парковки ТРЦ «Планета». Также ее попросил ранее незнакомый парень довезти вместе с флагом по пути сторону района Удачный, на что она согласилась, поскольку ей было по пути. Поскольку флаг был громоздким и в автомобиль полностью не помещался, то было принято решение выступающую часть поместить в люк. В колонне транспортных средств не ехала, двигалась последней, не предполагала, что флаг является незаконной атрибутикой. В районе Удачного высадила парня, который передал флаг в другой автомобиль, после чего она уехала.
Помощник прокурора Советского района г. Красноярска Кравцова М.А. полагала, что событие административного правонарушения и причастность к нему Константиновой Ю.О. доказана совокупностью собранных по делу доказательств.
В судебное заседание представитель ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из разъяснений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона от 19 июня 2004 г. дано легальное определение публичного мероприятия, которым признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 названного Федерального закона от 19 июня 2004 г., организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г.№ 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г.№ 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Несмотря на то, что проведение 21 июня 2020 г. публичного мероприятия не было согласовано с органом местного самоуправления, Константинова Ю.О. принимала участие в указанном несанкционированном публичном мероприятии. Неоднократные требования сотрудника полиции о прекращении указанного несанкционированного публичного мероприятия Константинова Ю.О. проигнорировала и продолжила участвовать в публичном мероприятии, перешедшего из пикетирования в проезд колонной автомобилей по определенному маршруту, который являются смешенным публичным мероприятием - митингом и шествием.
Константинова Ю.О., действуя в качестве участника публичного мероприятия, нарушила установленный порядок проведения публичного мероприятия, чем допустила нарушение п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Факт совершения Константиновой Ю.О. административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства проведения публичных мероприятий в форме пикета, митинга и шествия без уведомления о его проведении и участия в нем Константиновой Ю.О., протокол составлен без участия Константиновой Ю.О. при надлежащем извещении по месту жительства, копия протокола направлена в адрес лица;
- рапортом начальника ОИАЗ МУ МВД России «Красноярское» Шнайдера А.В. об обнаружении признаков административного правонарушения в действиях Константиновой Ю.О., передвигавшейся на автомобиле гос.рег.знак У 878 ХУ/38, рапорт зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ №.
- ответом начальника ЦПЭ ГУ МВД России по Красноярскому краю, согласно которому следует, что по факту проведения несанкционированного публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Красноярска был установлен 41 автомобиль, принимающий участие в автопробеге, в том числе автомобиль Mercedes Benz, гос.рег.знак У 878 ХУ /38 под управлением Константиновой Ю.О.
- рапортом начальника ОУУП и ДН ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» Шевцова А.А., согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период времени примерно с 14.00 часов до 15.30 часов на территории ТРЦ «Планета» по адресу: <адрес> неустановленными гражданами в количестве примерно 60 человек был проведен пикет, на котором граждане держали в руках флаги красного цвета с надписью «Свободу Быкову», «сила в правде», «За Быкова», после чего данными гражданами была организована автомобильная колонна, которая выехала с автопарковки данного торгового центра, из автомобилей этих граждан в ветровые окна были выставлены указанные флаги с надписями. Перед пикетированием гражданам он неоднократно устно озвучил предупреждение о соблюдении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, однако граждане продолжили пикетирование (рапорт КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ).
- видеозаписями, на которых зафиксированы участие Константиновой Ю.О. в публичном мероприятии, в том числе с использованием транспортного средства, предъявление требований сотрудниками полиции по прекращению публичного мероприятия, которое не согласовано органами местного самоуправления, с разъяснением последствий в виде административной ответственности, предусмотренной ст. 20.2 КоАП РФ, в случае отказа в исполнении требований.
Данные доказательства являются достоверными, допустимыми и достаточными для признания Константиновой Ю.О. виновной в совершении административного правонарушения.
Поскольку проведение данного публичного мероприятия не было согласовано в установленном законом порядке с органами местного самоуправления, Константинова Ю.О. лично не подавала в администрацию города Красноярска уведомление о проведении публичного мероприятия, при этом знала, что разрешение на проведение указанного публичного мероприятия в установленном законом порядке получено не было, что было доведено до сведения участников сотрудниками полиции с использованием звукоусиливающих устройств, то участие в указанном мероприятии является неправомерным.
Доводы Константиновой Ю.О. о том, что она не принимала участия в публичном мероприятии, покинула парковку по требованию сотрудника полиции, суд полагает не состоятельными. Из видеозаписи следует, что Константинова Ю.О. находится на парковке возле ТРЦ по <адрес>, также находится рядом транспортное средство, с гос.рег.знаком №, в люк которого выставлен флаг красного цвета, полотно флага развеяно, при этом сотрудник полиции произносит предупреждение, также из видеозаписи следует, что автомобиль под управлением Константиновой Ю.О. с развеянным флагом, движется в колонне по пр. Свободному в г. Красноярске. Демонстрация флага предполагает выражение мнения Константиновой Ю.О., ее согласие с идеями и целями проводимого публичного мероприятия. В связи с чем суд полагает, что Константинова Ю.О. располагала возможностью отказаться от дальнейшего участия публичном мероприятии, поскольку требования сотрудниками полиции высказывались с использованием звукоусиливающих устройств, неоднократно, однако требование проигнорировала, покинув парковку ТРЦ продолжила участие в публичном мероприятии с использованием транспортного средства, двигаясь в колонне с выставленным флагом.
Разрешая доводы о том, что участие в публичном мероприятии, проходившем мирно, без применения насилия является реализацией права, гарантированного ст. 31 Конституции РФ, суд учитывает следующее.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
При этом исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.07.2016 N 1428-О... такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения разумных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Статьей 8 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с п. 1 Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края" (в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 03.06.2020 N 141-уг) временно приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2.10 Указа проведение на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Таким образом, праву Константиновой Ю.О. на участие в митинге, корреспондирует обязанность по соблюдению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, что в рассматриваемом деле лицом, привлекаемым к административной ответственности, не выполнено.
С учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о виновности Константиновой Ю.О. в совершении административного правонарушения, квалифицирует его действия по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ - нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Нарушений требований КоАП РФ при составлении рассматриваемого протокола не установлено.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность предусмотренных ст.4.2 КоАП РФ, судом учитывается наличие малолетних детей.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
Суд не усматривает в действиях Константиновой Ю.О малозначительности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения.
При назначении административного наказания суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также положения ст. 3.1 КоАП РФ, согласно которым административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. По изложенным основаниям Константиновой Ю.О. следует назначить административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░.20.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░); ░░░ №; ░░░ №; ░/░ №; ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░; ░░░ №; ░░░░░ №; ░░░ №; ░░░ №.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31.5 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░