Решение по делу № 2-387/2018 от 09.06.2018

Гражданское дело № 2-387/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Яранск                            01 августа 2018 года

Яранский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Назаровой И.Е.

при секретаре Чернядьевой Т.Ю.

с участием прокурора Яранского района Кировской области Ильина Е.С.

представителей ответчиков: администрации Яранского района Кировской области – Бусыгиной Е.Л., администрации Яранского городского поселения Кировской области – Косолаповой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яранского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яранского района Кировской области об организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и администрации Яранского городского поселения Кировской области об осуществлении деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов,

установил:

Прокурор Яранского района Кировской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Яранского района Кировской области об организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и администрации Яранского городского поселения Кировской области об осуществлении деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Исковые требования обоснованы тем, что в результате проверки соблюдения требований природоохранного законодательства установлено, что на территории Яранского городского поселения на земельном участке в кадастровом квартале № <...> имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов горбыля из натуральной чистой древесины и опилок натуральной чистой древесины. Общая площадь свалки занятая отходами составляет приблизительно, 0,1644 га., ориентировочный объем свалки не менее 3071,2 куб.м. Отходы расположены непосредственно на почве.

Также на территории Яранского городского поселения, автодорога <адрес> по направлению <адрес>, слева съезд в карьер, на земельном участке в кадастровом квартале № <...> имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов в виде сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, древесных отходов от сноса и разборки зданий. Общая площадь свалки приблизительно составляет 0,08 га, ориентировочный объем свалки – не менее 400 куб.м. Отходы расположены непосредственно на почве.

Требования представления прокурора от 09.01.2018 об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами администрацией Яранского городского поселения Кировской области не исполнены. Прокурор считает, что выявленные нарушения могут привести к нарушению биологической устойчивости окружающей среды, нарушают права граждан на благоприятную среду обитания, вредно воздействуют на человека, создают угрозу жизни и здоровью, в том числе будущих поколений, являются недопустимыми и подлежат устранению.

Принимая во внимание уточнение иска, прокурор просит обязать администрацию Яранского района Кировской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Яранского городского поселения, по <адрес> и возле автодороги <адрес> по направлению <адрес> (слева съезд в карьер), в кадастровых кварталах № <...> соответственно.

Обязать администрацию Яранского городского поселения Яранского района Кировской области организовать деятельность по сбору ( в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Яранского городского поселения по <адрес> и возле автодороги <адрес> по направлению <адрес> (слева съезд в карьер), в кадастровых кварталах № <...> и № <...> соответственно.

В судебном заседании прокурор Ильин Е.С. уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Яранского района Кировской области Бусыгина Е.Л. исковые требования не признала, пояснила, что несанкционированные свалки расположены на земельных участках, находящихся в государственной неразграниченной собственности. Принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок относится к компетенции исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации. Соответствующие полномочия органам местного самоуправления в установленном порядке не делегированы. Муниципальный район не имеет возможности принять решение об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств района для осуществления предъявленных прокурором требований.

Представитель ответчика администрации Яранского городского поселения Косолапова Н.М. уточненные исковые требования прокурора не признала. Считает требования прокурора незаконными и необоснованными, поскольку данные требования фактически направлены на понуждение администрации Яранского городского поселения к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Яранского городского поселения в кадастровых кварталах № <...>. Ликвидация несанкционированных свалок не связана с осуществлением полномочий органов местного самоуправления администрации Яранского муниципального района и администрации Яранского городского поселения в рамках полномочий ФЗ «Об отходах производства и потребления». Представитель Косолапова Н.М считает, что речь идет о неисполнении органом местного самоуправления своих обязательств в рамках осуществления полномочий по благоустройству на территории муниципального образования, а также о незаконном бездействии в части своевременной ликвидации несанкционированных свалок. При этом необходимо доказать, что бездействие по ликвидации носит незаконный характер. Считает, что данные требований рассматриваются в рамках Кодекса об административном судопроизводстве РФ. Кроме того, свалка на <адрес> не содержит твердых коммунальных отходов и состоит из отходов обработки древесины

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддержал.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Беляков С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, позицию по иску не представил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Семенов Р.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, позицию по иску не представил.

Изучив письменные материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Статьей 11 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.1 ст.22 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены нормами № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст.1 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с положениями абз.16 ст.6 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно положениям п.18 ст.14 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с положениями п.1 и п.2 ст.5 Закона Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО "Об отходах производства и потребления в Кировской области" к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений в сфере обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п.12 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Яранский муниципальный район Кировской области к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Яранского района.

Согласно п.19, п.20 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Яранское городское поселение Яранского района Кировской области к вопросам местного значения городского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения.

Разделом 13 Правил внешнего благоустройства на территории муниципального образования Яранского городского поселения Яранского района Кировской области, утвержденных решением Яранской городской Думы от 20.03.2013 № 54, установлены требования по регулированию очистки территории Яранского городского поселения от отходов.

Судом установлено, что прокуратурой Яранского района Кировской области проведена проверка соблюдения администрацией Яранского городского поселения Яранского района Кировской области требований природоохранного законодательства. В ходе проверки на земельных участках в кадастровых кварталах № <...> выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления.По результатам проверки в адрес заместителя главы Яранского района Кировской области направлено представление от 09.01.2018 об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды в части несанкционированного размещения отходов на территории Яранского городского поселения. Администрацией Яранского муниципального района Кировской области представление прокурора рассмотрено и дан ответ от 26.01.2018 № <...> о невозможности ликвидации несанкционированных свалок в виду погодных условий. В ответе указано, что ликвидация несанкционированных свалок администрацией Яранского городского поселения запланирована на 1 полугодие 2018 года. Прокуратурой Яранского района Кировской области совместно со специалистом ООС и ЭБ по Яранскому району Симоновой О.Н. проведен рейд повторного обследования территории Яранского городского поселения на наличие мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. По результатам рейда составлена справка № <...> от 08.05.2018. Согласно сведениям справки в кадастровом квартале № <...> расположена ранее выявленная свалка отходов по адресу: Яранское городское поселение, автодорога <адрес> по направлению <адрес>, слева съезд в карьер. Площадь свалки приблизительно 0,08 га, ориентировочный объем свалки не менее 400 куб.м. Состав отходов: отходы из жилищ несортированные, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, древесные отходы от сноса и разборки зданий. Отходы расположены непосредственно на почве. Согласно сведениям справки № <...> от 08.05.2018 в ходе рейда повторно проверена несанкционированная свалка отходов по адресу: Яранское городское поселение, <адрес>, кадастровый квартал № <...>. Свалка состоит из двух частей: отходы горбыля из натуральной чистой древесины и опилки натуральной чистой древесины с отходами коры. Общая площадь свалки приблизительно составляет 0,1644 га, ориентировочный объем свалки не менее 3071,20 куб.м. Из прилагаемых к справкам фототаблицам следует, что на указанных территориях также размещены твердые коммунальные отходы. В справках сделаны выводы, что складирование отходов вне специально оборудованных объектов является несанкционированным размещением отходов. Земельные участки не имеют асфальтного и иного химического покрытия. Данный способ размещения отходов является опасным для окружающей среды и здоровья человека, способствует загрязнению и захламлению почвы. 27.06.2013 между Яранским муниципальным районом Кировской области (арендодатель) и Беляковым С.А (арендатор) заключен договор аренды № <...> земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, кадастровый номер № <...>, местоположение <адрес>, площадь участка 4824 кв.м., вид разрешенного использования: размещение пилорамы. Данный договор ежегодно пролонгируется и действует по настоящее время. На земельном участке расположен производственный комплекс состоящий из трех арочных ангаров (пилорама). Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5 представлен договор купли-продажи № <...> от 01.10.2017. Согласно условиям данного договора Беляков С.А продал ИП <Е> производственный комплекс, состоящий и трех арочных ангаров. Сведений о регистрации данного договора и сделки, материалы дела не содержат. Семенов Р.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, местоположение: <адрес>, площадь земельного участка 11833 кв.м. Однако, информации о лицах, допустивших захламление вышеуказанных территорий твердыми коммунальными отходами, в деле не имеется.Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.В соответствии с п.4.13"ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенному постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст несанкционированная свалка – это территория, используемая, но не предназначенная для размещения на ней отходов; свалка – это местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается. Сведений о предоставлении земельных участков в кадастровых кварталах № <...> для размещения отходов ответчиками не представлено. Территории кадастровых кварталов № <...>, на которых размещены отходы, не предназначены для размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов. Данные территории также не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов ст.12 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Указанные места размещения отходов, расположены на территории Яранского городского поселения Кировской области. Местоположение территорий в пределах кадастровых кварталов № <...> территориально не уточнено. В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, на которых размещены отходы, и государственная собственность на которые не разграничена, согласно п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами, указанными в пункте 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ. В соответствии с п.2 ст.3.3 Закона указано, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района. Таким образом, суд приходит к выводу, что органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком, на котором расположены отходы и государственная собственность на который не разграничена, является администрация Яранского муниципального района Кировской области

При этом суд учитывает, что Яранский муниципальный район, реализуя полномочие по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, заключил с ФИО5 договор аренды земельного участка от 27.06.2013 с кадастровым номером № <...>, расположенного в пределах кадастрового квартала № <...>

Кроме того, примечанием к пункту 7.8 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенному постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Суд приходит к выводу, что администрация Яранского муниципального района Кировской области, как и администрация Яранского городского поселения Яранского района Кировской области в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду на территории городского поселения в рамках исполнения полномочий обязаны принять своевременные и необходимые властно-распорядительные меры по участию в организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.

Являясь органом публичной власти и обладая властными полномочиями, администрация Яранского района Кировской области не предприняла всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований на территории муниципального образования Яранское городское поселение в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Утверждение Постановлением администрации Яранского муниципального района Кировской области от 29.12.2017 № 905 паспорта муниципальной программы администрации Яранского района «Охрана окружающей среды на территории Яранского района» подтверждают выполнение администрацией Яранского района некоторых, явно недостаточных мероприятий, в области охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии пп.17 п.2 ст.45.1 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Правила внешнего благоустройства на территории муниципального образования Яранское городское поселение Яранского района Кировской области, утвержденные решением Яранской городской Думы от 20.02.2013 № 54, подтверждают выполнение администрацией Яранского городского поселения Яранснского района Кировской области полномочий в области благоустройства поселения. Сведений о контроле за соблюдением пользователями земельных участков, гражданами и юридическими лицами Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в муниципальном образовании Яранское городское поселение в части сбора и вывоза отходов ответчиками не представлено.

Отсутствие финансирования не является основанием для невыполнения ответчиками возложенных законом полномочий в области обращения с отходами на территории поселения.

    Непринятие администрацией Яранского муниципального района Кировской области и администрацией Яранского городского поселения Яранского района Кировской области своевременных и необходимых мер по организации мероприятий в области охраны окружающей среды привело к захламлению территории Яранского городского поселения на земельных участках в кадастровых кварталах № <...> отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами.

    Учитывая изложенное выше, исковые требования прокурора Яранского района Кировской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Яранского района Кировской области к администрации Яранского района Кировской области, администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области удовлетворить.

Обязать администрацию Яранского района Кировской области участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Яранского городского поселения по адресу:

<адрес>

<адрес>

Обязать администрацию Яранского городского поселения Яранского района Кировской области участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Яранского городского поселения, по адресу:

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Яранский районный суд Кировской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 06.08.2018.

    

Судья                                     И.Е. Назарова

2-387/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Яранского района Кировской области
Ответчики
администрация Яранского района Кировской области
Администрация Яранского городского поселения Яранского района Кировской области
Другие
Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области
Министерство охраны окружающей среды Кировской области
Суд
Яранский районный суд Кировской области
Судья
Назарова И.Е.
Дело на сайте суда
yaransky.kir.sudrf.ru
09.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2018Передача материалов судье
14.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2018Судебное заседание
10.07.2018Судебное заседание
25.07.2018Судебное заседание
01.08.2018Судебное заседание
06.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2018Дело оформлено
24.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2020Передача материалов судье
24.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2020Дело оформлено
24.04.2020Дело передано в архив
29.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2020Дело оформлено
29.04.2020Дело передано в архив
01.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее