РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Антипиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3195/2018 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области к ХВМ о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась с иском к ХВМ о взыскании обязательных платежей, указав, что административный ответчик в 2014-2015 году являлся собственником недвижимого имущества (квартиры). В силу закона ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2014-2015 год. Налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц за 2014-2015 год в сумме 3 928,00 рублей. В соответствии со ст.69 Налогового кодекса РФ ответчику направлено требование об уплате налогов и пени, до настоящего времени задолженность не уплачена. Просит взыскать с ответчика сумму задолженности по обязательным платежам на общую сумму 3 974,79 рублей.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлений и ходатайств суду не представлено.
Административный ответчик ХВМ в судебном заседании требования не признал, указал, что требования не обоснованы, противоречат Конституции РФ. Он не является лицом, обязанным уплачивать налог на имущество, т.к. указанное жилое помещение является его единственным жильем, кроме того, административным истцом не приведено экономического обоснования начисления налога. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав пояснения административного ответчика, изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», утратившего свою силу с 01.01.2015 года, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строение, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).
Исчисление налогов на строения, помещения, сооружения производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (ст. 5 Закона).
На основании п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производится не позднее 01 ноября.
Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно части 1,2 статьи 75 Налогового Кодекса РФ «Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты суммы налога … в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки» и то, что «Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога … и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности».
Судом установлено:
ХВМ в 2014-2015 году являлся собственником недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ...
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав на недвижимое имущество, представленных Ангарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области, предоставленной на основании п.4 ст.85 гл.14 Налогового Кодекса РФ. Сведения, отраженные в данной выписке ответчиком не оспорены.
В соответствии с действующим законодательством ИФНС по г. Ангарску Иркутской области правомерно произвело начисление ответчику налога:
- за 2014 год на имущество физического лица в сумме 1 833,00 рублей. Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ** о необходимости оплатить налог по сроку оплаты **. Своевременно в полном объеме налог уплачен не был.
- за 2015 год на имущество физического лица в сумме 2 095,00 рублей. Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ** о необходимости оплатить налог по сроку оплаты **. Своевременно в полном объеме налог уплачен не был.
По истечении сроков для уплаты налогов ИФНС по г. Ангарску Иркутской области направило ответчику требование об уплате налога:
за 2014 год требование № от ** об уплате налога на имущество в сумме 1 833,00 рублей, срок уплаты **,
за 2015 год требование № от ** об уплате налога на имущество в сумме 2 095,00 рублей и пени 46,79 рублей, срок уплаты **.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
** административный истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика суммы недоимки по налогам и пени. Мировым судьей 31 судебного участка выдан судебный приказ № от ** о взыскании с ответчика налога на имущество за 2014-2015 в сумме 3 927,00 рублей и пени за 2015 в сумме 46,79 рублей.
Анализируя материалы приказного производства №, суд приходит к выводу, что административным истцом был пропущен срок для обращения в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании налога и пени.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с ХВМ превысила 3 000 рублей в день выставления требования № от **, со сроком исполнения **. Таким образом, за взысканием недоимки по налогам и пени административный истец был вправе обратиться в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, т.е. до ** (**+6месяцев=**)
Вместе с тем, налоговым органом заявление о выдаче судебного приказа подано **, с пропуском срока, установленного законом, доказательств уважительности пропуска данного срока материалы дела не содержат. В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Не влияет на выводы суда об отказе в иске то обстоятельство, что административный истец обратился в Ангарский городской суд в соответствии с положениями п.3 ст. 48 НК РФ, т.е. в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. При этом, суд учитывает, что административным истцом пропущен установленный основной шестимесячный срок для предъявления заявления о взыскании недоимки по налогам и сборам, дальнейшее соблюдение иных сроков не влечет восстановление указанного срока.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано истцом в суд с пропуском шестимесячного срока, установленного для подачи заявления о взыскании налогов и сборов, пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, следовательно, в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к ответчику о взыскании недоимки по налогам надлежит отказать.
Доводы административного ответчика ХВМ об отсутствие правовых оснований для взыскания налога на имущество за спорный период основаны на неверном толковании норм действующего налогового и гражданско-процессуального законодательства, не могут быть приняты судом, т.к. не имеют правового значения для рассмотрения настоящего административного дела.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области к ХВМ о взыскании обязательных платежей и санкций – налога на имущество за 2014 – 2015 в сумме 3 928,00 рублей, пени по налогу на имущество за 2015 в сумме 46,79 рублей за период с **-**.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 24 июля 2018 года.
Судья М.В. Ягжова