УИД: 26RS0029-01-2024-008718-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2024 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Суворовой С.М.,
при секретаре судебного заседания Азизовой Е.Р.,
с участием:
представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО3,
представителя ответчика администрации города Пятигорска по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Пятигорска об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении указал, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером № общей площадью 97,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>6, заключенного между ним и ФИО5 Указанный жилой дом находится в границах земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 286кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилую застройку. Указанный земельный участок находится в пользовании истца на основании заключенного с ФИО5 договора от ДД.ММ.ГГГГ об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.11.2023 №2700/23Д, заключенного ФИО5 с администрацией города Пятигорска.
30.07.2024 истцом в адрес администрации города Пятигорска направлено заявление с просьбой предоставить вышеуказанный земельный участок в собственность в соответствии с положениями ст.39.2, пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ, поскольку он является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке.
В ответном письме от 09.08.2024г. №08-2762-А, администрация города Пятигорска, сославшись на правовую неопределенность в данном вопросе, а также на наличие представления прокуратуры гор. Пятигорска от 02.08.2011 г., воздержалась от принятия решения по вопросу предоставления истцу земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов.
Истец считает, что бездействием администрации города Пятигорска нарушено его исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено здание, строение, сооружение, собственником которого он является. Указанное право закреплено в законе: ст. 39.20 и пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Обязанность администрации заключить договор купли- продажи земельного участка по результатам рассмотрения соответствующего заявления также закреплена в законе: пп. 7, п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом. Согласно ст. 12 ГК РФ, присуждения к исполнению обязанности в натуре является надлежащим способом защиты права. Истец полагает, что, поскольку администрация воздержалась от принятия решения, защита права истца в порядке, предусмотренном КАС РФ, не является надлежащей, так как отсутствует отказ в предоставлении земельного участка в собственность, законность (незаконность) которого может быть предметом спора в порядке КАС РФ.
Истец просит суд обязать администрацию города Пятигорска Ставропольского края в течение одного месяца после вступления судебного акта в законную силу заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:33:130511:340, площадью 286кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилую застройку, расположенного по адресу <адрес>.
В судебном заседании полномочный представитель истца заявленные требования поддержал пот доводам, изложенным в иске, иск просил удовлетворить.
Полномочный представитель ответчика представил письменные возражения, также в судебном заседании пояснил, что ввиду правовой неопределенности в вопросе ограничения в обороте некоторых категорий земельных участков в г. Пятигорске, положительно рассмотреть вопрос передачи в собственность земельного участка не представляется возможным.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные ФИО1, подлежат удовлетворению последующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 названного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 67 и частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан в мотивировочной части решения указать доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, доводы и мотивы, по которым одни доказательства приняты, а другие отвергнуты судом.
В судебном заседании достоверно установлено, чтоистцу ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером № общей площадью 97,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>6, заключенного между ним и ФИО5, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2024
Указанный жилой дом с кадастровым номером 26:33:130511:41 находится в границах земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 286кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилую застройку.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, земельный участок с кадастровым номером № находится в пользовании истца на основании заключенного с ФИО5 договора от ДД.ММ.ГГГГ об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №Д, заключенного ФИО5 с администрацией <адрес>.
Впоследствии администрацией города Пятигорска и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в установленном законом порядке, что подтверждается данными выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом достоверно установлено, что испрашиваемый земельный участок является объектом муниципальной собственности, на кадастровый учет поставлен ДД.ММ.ГГГГ, находится в аренде у истца, на земельном участке располагается жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности.
30.07.2024 истцом в адрес администрации города Пятигорска направлено заявление с просьбой предоставить вышеуказанный земельный участок в собственность в соответствии с положениями ст.39.2, пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ, поскольку он является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке.
В ответном письме от 09.08.2024г. №08-2762-А, администрация города Пятигорска, сославшись на правовую неопределенность в данном вопросе, а также на наличие представления прокуратуры гор. Пятигорска от 02.08.2011 г., воздержалась от принятия решения по вопросу предоставления истцу земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В подпункте 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи.
В силу частей 1, 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ, от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов о земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
В пункте 5 статьи 27 названного кодекса содержится перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, к которым относятся участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно положений пп.15 п.5 ст. 27 ЗК РФ (с учетом изменений, вступивших в законную силу с 01.09.2024 года) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственностив границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса.
Испрашиваемый земельный участок при этом относится ко второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса, что подтверждается надлежащими письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела.
Таким образом, довод ответчика об ограничении в обороте спорного земельного участка является несостоятельным, в связи с чем требование истца об обязании администрации города Пятигорска Ставропольского края в одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:33:130511:340, площадью 286кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под жилую застройку, расположенного по адресу <адрес> подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1,░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░, ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, 2, ░░░░ 1022601627575, ░░░ 2632033540, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░1,░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░, ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 286 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░