Дело № 2а-170/2021 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красновишерск 19 августа 2021 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Байдериной И.В.,
при секретаре судебного заседания Бибиковой Т.С.,
с участием представителя истца – старшего помощника Красновишерского районного прокурора - Рачевой Е.П., действующей на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Красновишерского районного суда административное дело по иску Красновишерского районного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Иванову А.А., Копылову С.А., Расулову М.А. о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, о возложении на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю обязанности включить указатели страниц сайтов в сети «Интернет» в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»,
у с т а н о в и л :
Красновишерский районный прокурор обратился в Красновишерский районный суд, с учетом уточненных требований с иском к Иванову А.А., Копылову С.А., Расулову М.А., в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту законный прав и интересов неопределенного круга лиц, с требованием о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, о возложении на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю обязанности включить указатели страниц сайтов в сети «Интернет» в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Красновишерской районной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, а также Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ходе которой установлены факты размещения в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Проверкой установлено, что на следующих интернет-ресурсах: http://pravacar.ru/, https://pravadoc.ru/, https://prava-msk.ru/, https://perm.kupi-doki.online/, размещена информация о продаже водительских удостоверений, дающих право на управление транспортным средством.
Доступ на указанные сайты является свободным, предварительной регистрации, введения логина и пароля не требуется. Информация распространяется бесплатно, срок её использования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь.
В содержащейся информации на указанных сайтах предлагается приобрести водительские удостоверения без прохождения в установленном порядке обучения в автошколе, успешной сдачи лицом соответствующих экзаменов и при отсутствии медицинских противопоказаний.
Прокурор просил признать в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, побуждающую граждан приобретать водительские удостоверения в неустановленном законом порядке, фактически способствующей совершению преступлений, содержащуюся в сети Интернет на сайтах: http://pravacar.ru/, https://pravadoc.ru/, https://prava-msk.ru/, https://perm.kupi-doki.online/, указать, что решения является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет», имеющего выше указанный URL-адрес, в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», ведение которой обеспечивает Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю.
Представитель истца старший помощник Красновишерского районного прокурора Рачева Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях в уточненной редакции настаивает по доводам искового заявления.
Ответчики Иванов А.А., Копылов С.А., Расулов М. А. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались, что подтверждает информация сайта АО «Почта России», возражения на исковое заявление прокурора не представили. Доводов и доказательств не привели. Об отложении рассмотрения дела не просили.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю явку представителя в суд не обеспечило. О рассмотрении дела извещены. Представили в суд письменный отзыв на исковое заявление, а так же ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав представителя истца, изучив доводы искового заявления, доводы письменного отзыва на исковое заявление, поступившего от заинтересованного лица, принимая во внимание отсутствие возражений на иск со стороны ответчиков, проанализировав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ, разъяснениями п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в порядке административного судопроизводства рассматриваются, в том числе дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29).
Реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).
Аналогичные по своему содержанию положения содержатся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии со статьей 10 Конвенции каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (пункт 1).
Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Из п. 13 ст. 12 Федерального закона № 149-ФЗ следует, что сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Частью 1 ст. 15 Федерального закона Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Частью 6 статьи 10 указанного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Федеральным законом от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в ст. 1 указано, что под экстремистской деятельностью понимается, в том числе, организация и подготовка деяний экстремистского характера.
В п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» указано, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
В силу ст. 15.1 Федерального закона Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела установлено, что Красновишерской районной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, а также Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ходе которой установлены факты размещения в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Проверкой установлено, что на интернет-ресурсах: http://pravacar.ru/, https://pravadoc.ru/, https://prava-msk.ru/, https://perm.kupi-doki.online/ размещена информация с конкретными предложениями либо непосредственно предлагающие приобрести за деньги документы: водительские удостоверения, дающие право на управление транспортным средством, то есть размещены информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, так как это информация способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации. Доступ на указанные сайты является свободным. Предварительной регистрации, введения логина и пароля для получения потенциально опасной информации не требуется. Систем, предупреждающих о возрастном ограничении доступа, не имеется. Информация распространяется бесплатно, срок её использования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь.
На основании ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 вышеуказанного Федерального закона, право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Вопросы выдачи водительских удостоверения регулируются Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и Приказом МВД России от 20.02.2021 № 80. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, а Приказом МВД России утвержден Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
Статьей 327 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по изготовлению, сбыту поддельных документов, к числу которых относятся и водительские удостоверения, в том числе через сеть «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.
Основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведений, указанных в части 2 указанной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда. Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что беспрепятственный доступ к вышеуказанным интернет-сайтам способствует незаконному обороту поддельных официальных документов, предоставляющих права управления транспортным средством на территории Российской Федерации. С учетом того, что размещение информации на указанных интернет-сайтах противоречит требованиям законодательства, нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, то такое размещение является незаконным. В целях защиты интересов государства, прав и законных интересов граждан, и во исполнение действующего законодательства доступ к выше указанной информации, размещенной на Интернет сайте следует ограничить. Иск прокурора подлежит удовлетворению. Оснований для отказа в иске не установлено.
Таким образом, решение является основанием для включения указателя страницы сайтов в сети Интернет: http://pravacar.ru/, https://pravadoc.ru/, https://prava-msk.ru/, https://perm.kupi-doki.online/в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В силу ч.4 ст.265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
исковые требования Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Иванову А.А., Копылову С.А., Расулову М.А. удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах:
http://pravacar.ru/,
https://pravadoc.ru/,
https://prava-msk.ru/,
https://perm.kupi-doki.online/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет», имеющего выше указанный URL-адрес, в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», ведение которой обеспечивает Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме – 24.08.2021 года.
Судья /подпись/ И.В. Байдерина
Копия верна. Судья И.В. Байдерина