Дело № 12-120/2020
РЕШЕНИЕ
05 ноября 2020 года г. Липецк
Судья Октябрьского районного суда г.Липецка Букреева С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» на постановление старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 10.06.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.8.1 КоАП РФ в отношении ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания»
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жукова А.И. от 10 июня 2020 года ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно постановлению, в нарушение пункта 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пунктов 4-6 "Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", утвержденного приказом Минприроды России от 4 марта 2016 года №66, ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания" не провело в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду на полигоне твердых бытовых отходов по адресу: <адрес>, и не предоставило до 15 января 2020 года отчет о результатах мониторинга в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора.
Не согласившись, с указанным постановлением, ОГУП «ЛОКК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление от 10.06.2020г. отменить, указывая, что ОГУП «ЛОКК» не является надлежащим субъектом, подлежащим привлечению к административной ответственности, т.к. не занимается деятельностью по обращению с отходами, не имеет соответствующей лицензии на это, и не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности положениями Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления». Указанный объект никем не эксплуатируется, фактически он выведен из эксплуатации и готовится к рекультивации. Полигон принадлежит ОГУП «ЛОКК» на праве хозяйственного ведения, передан был в том состоянии, в котором находится в настоящее время.
В судебном заседании представители ОГУП «ЛОКК» поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, просили постановление отменить, ссылаясь на его незаконность. Дополнительно пояснили, что указанный полигон никогда их организацией не эксплуатировался и по настоящее время не эксплуатируется. Обратили внимание на тяжелое фининсовое положение ОГУП «ЛООК», в котором введена процедура банкротства – наблюдение и отсутствуют денежные средства для исполнения обязательств перед контрагентами.
Инспектор Карпова Д.А. возражала против удовлетворения жалобы ссылаясь на отсутствие оснований.
Изучив письменные материалы дела, суд считает постановление законным и обоснованным.
В соответствии со ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с п.2 ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением отходами, обязаны, в частности, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством РФ в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч.3 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с "Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 года № 66, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов иосуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьщения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектовразмещения отходов (пункт 2).
Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами. Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления иминепосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (пункт 4).
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее – программа мониторинга) (пункт 5).
Результаты мониторинга оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным (пункт 6).
Вина ОГУП «ЛОКК» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении 48 АЮ № от 04.06.2020г., из которого следует, что 26.05.2020г. ОГУП «ЛОКК» нарушило требования п.3 ст.12 ФЗ от 24.06.1988г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016г. №66, за что было привлечено к административной ответственности по ч.11 ст.8.2 КоАП РФ; решением Управления имущественных и земельных отношений от 10.02.2017г. № о передаче государственного имущества в хозяйственное ведение ОГУП «ЛОКК», согласно которому в хозяйственное ведение ОГУП «ЛОКК» передано государственное имущество, расположенное по адресу: <адрес> – 1-я очередь полигона для твердых бытовых отходов (назначение: иное), общей площадью застройки 2507,4 кв.м.; актом приема-передачи государственного имущества от 10.02.2017г., согласно которому ОГУП «ЛОКК» приняло вышеуказанное государственное имущество в хозяйственное ведение.
Таким образом, вопреки доводам заявителей, ОГУП «ЛОКК», как владелец полигона твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> обязано было в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, и предоставить его результаты до 15 января 2020 года в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора, чего им сделано не было.
Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в частности, на объектах размещения отходов, выведенных из эксплуатации (в том числе рекультивированных или законсервированных в соответствии с установленным порядком (пункт 3).
Вместе с тем, доказательства фактической консервации полигона отсутствуют.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 56598-2015 (раздел 7 "Требования к закрытию и рекультивации полигонов"), приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 сентября 2016 года №614 "Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов", СП 2.1.7.1038-01 (пункты 5.8,5.9,5.10,5.12), установлен специальный порядок выведения объектов размещения отходов из эксплуатации и их консервации.
Согласно выписке из ЕГРН, указанный полигон учтен как действующий объект размещения твердых бытовых отходов. Сами по себе сведения о том, что полигон не эксплуатируется, не свидетельствуют о его консервации и отсутствии у владельца обязанности соблюдать законодательство в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.3.1 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая тяжелое финансовое положение ОГУП «ЛОКК», в отношении которого введена процедура банкротства – наблюдение, прихожу к выводу о возможности в виду исключительности обстоятельств, и отсутствии негативных последствий, связанных с данным правонарушением, снизить ОГУП «ЛОКК» размер назначенного штрафа до 100000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 10.06.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.8.1 КоАП РФ в отношении ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» изменить, назначить ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» наказание в виде штрафа с учетом положений ч.3.1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья: С.И.Букреева