Дело № 2а-1204/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 октября 2019 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в лице председательствующего судьи Осипова А.А.,
с участием: административного истца Васильева В.Г.,
представителя административного истца Апаршина М.И.,
при секретаре Бормаковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Валерия Григорьевича о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о приостановлении «изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав», решения апелляционной комиссии административного ответчика по заявлению об обжаловании решения, о понуждении к осуществлению государственной регистрации возникновения права собственности на вновь созданное жилое строение на садовом участке, государственной регистрации прекращения права собственности на снесенный садовый домик на садовом участке,
У С Т А Н О В И Л:
Васильев В.Г. обратился в суд с вышеприведенными исковыми требованиями, сославшись на следующие обстоятельства.
Он в 2009 году приобрел в собственность земельный участок площадью 635 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> и находящийся на нем садовый домик общей площадью 36,3 кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенные по адресу: г. Смоленск, садоводческое товарищество <данные изъяты>, дом <данные изъяты>. В апреле 2016 года снес садовый домик и на его месте возвел двухэтажный жилой дом общей площадью 101,1 кв.м., закончив его строительство в ноябре 2017 года.В силу Федерального закона от 03.08.2018. №340-ФЗ (часть 7 статьи 16) до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемом строительстве и реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Однако после того, как он 8 февраля 2019 года обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на построенное жилое строение (государственной регистрации возникновения права собственности на вновь созданное жилое строение и об осуществлении его кадастрового учета) с предоставлением технического плана нового жилого строения, свидетельства о государственной регистрации права собственности на садовый участок и свидетельства о государственной регистрации права собственностина снесенный садовый домик, административный ответчик решением от 14.02.2019. приостановил «изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав» по причине не предоставления на регистрацию уведомления о планируемой реконструкции садового дома, решения уполномоченного органа местного самоуправления о признании садового дома жилым домом.
Решением апелляционной комиссии от 27.03.2019. было отказано в удовлетворении его жалобы.
Административный истец считает данные решения незаконными, поскольку он обращался с заявлением о государственной регистрации возникновения права собственности на вновь созданное жилое строение и об осуществлении его кадастрового учета, но не обращался с заявлением об изменении основных характеристик зарегистрированного ранее (снесенного) садового домика.
Решение апелляционной комиссии является незаконным, в том числе, по причине его принятия неуполномоченным составом - решение принималось комиссией в составе четырех человек, а не шести, как требуется по закону (л.д. 2-3).
В судебном заседании административный истец и его представитель Апаршин М.И. административный иск поддержали, вышеприведенные доводы подтвердили.
Представитель административного ответчика Леутина О.О., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, а также представила в суд в письменном виде возражения на административный иск Васильева В.Г., суть которых сводится к следующему.
Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) содержит сведения о таком объекте капитального строительства, расположенном по указанному в иске адресу, правообладателем которого является Васильев В.Г., как садовый домик общей площадью 36,3 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>. 8 февраля 2019 года административный истец в лице своего представителя обратился с заявлением об осуществлении государственного учета изменений (изменения характеристик объекта: назначения, наименования, количества этажей, площади, в том числе в связи с реконструкцией) данного объекта капитального строительства, но никак не о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимого имущества, как указано в административном исковом заявлении. К заявлению был приложен технический план от 30.01.2019., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о наименовании, назначении, площади, этажности здания с кадастровым номером <данные изъяты>, в том числе в связи с реконструкцией здания. В заключениикадастрового инженера содержится указание на то, что представитель заказчика был предупрежден о необходимости предоставления уведомления о реконструкции объекта.
14 февраля 2019 года решение о приостановлении регистрационных действий было принято в связи с не предоставлением на государственную регистрацию уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В силу закона технический план в подобных случаях подготавливается на основании декларации и уведомления застройщика о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика, параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, установленным правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории. Такое уведомление в составе представленных документов отсутствует.Не представлено также и решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании садового домика жилым домом.
Представитель административного ответчика также обращает внимание суда на то обстоятельство, что административный истец все же обращался в Администрацию г. Смоленска с уведомлением о планируемой реконструкции садового домика, однако ему было выдано уведомление о несоответствии указанных в этом уведомлении параметров садового домика установленным параметрам.
Кроме того представитель административного ответчика утверждает о неправильном толковании административным истцом приведенного положения части 7 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018. №340-ФЗ, указывает на соблюдение установленного порядка рассмотрения жалобы административного истца апелляционной комиссией, наличие необходимого кворума (л.д. 40-49, 69-77).
Заслушав объяснения административного истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, других объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи1 Закона о регистрации недвижимости).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, а именно Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами (часть 1 статьи 3 Закон о регистрации недвижимости, пункты 1 и 4 утвержденного постановлениемПравительства Российской Федерации от 01.06.2009. №457 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии).
В ходе судебного разбирательства установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие, расположенные в г. Смоленске Смоленской области, в садоводческом товариществе <данные изъяты>, уч. <данные изъяты>, объекты недвижимости:
- земельный участок площадью 635кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенным использованием: для садоводства;
- садовый домик общей площадью 36,3 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение - нежилое, одноэтажный, с наличием мансарды.
Это усматривается из объяснений административного истца, его представителя, копий свидетельств о государственной регистрации права, свидетельства о праве на наследство по закону (л.д. 14-15, 25), а также из сообщения органа государственной регистрации недвижимости.
Как следует из текста письменных возражений представителя административного ответчика, согласующихся с письменными материалами дела, представленными им же, а также административным истцом (л.д.7-13, 16-24, 52-59, 80-87), 8 февраля 2019 года имело место обращение представителя административного истца к административному ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик вышеуказанного объекта с кадастровым номером 67:27:0012301:258, а именно следующих изменений:
- назначения - на «здание жилое»;
- наименования - на «жилое строение»;
- количества этажей - на 3, в том числе подземных;
- площади здания - на 101,1 кв.м., площадь помещений - 94,8 кв.м., в том числе в связи с реконструкцией здания.
К этому заявлению был приложен выполненный работником ООО «ГеоТехПлан», кадастровым инженером Слободичем В.В., технический план здания, подготовленный, как в нем указывается, в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о наименовании, назначении, площади и этажности здания с кадастровым номером <данные изъяты>, в том числе в связи с реконструкцией здания.
14 февраля 2019 года административный ответчик принял решение о приостановлениидо 14 мая 2019 года осуществления действий по изменению основных характеристик вышеуказанного объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> с указанием следующих причин:
- отсутствие в составе представленных документов уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика, уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика на земельном участке;
- не представление решения уполномоченного органа местного самоуправления о признании садового домика жилым домом.
Административный истец обратился с жалобой на данное решение в апелляционную комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, решением которой от 27.03.2019. в удовлетворении этой жалобы было отказано.
Установленный порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предполагает при выявлении препятствий к осуществлению таких действий (но при отсутствии предусмотренных Законом оснований для возврата заявления и приложенных к нему документов) принятие первоначально решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, установления срока для устранения причин, послуживших для такого приостановления. При этом заявителю направляются соответствующие уведомления (статья 26, пункт 2 части 4, часть 5 статьи 29 Закона о регистрации недвижимости).
Согласно пунктам 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 и пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется, помимо заявления, на основании межевого плана, технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Причем частью 11 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости установлено, что если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (в части 9 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости упоминается разрешение на строительство объекта недвижимости, а в части10 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости -разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
А согласно части 11.1. статьи 24 Закона о регистрации недвижимости технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местногосамоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) и являются его неотъемлемой частью.
Как следует из объяснений сторон, письменных материалов дела, в составе документов, на основе которых кадастровым инженером был подготовлен технический план указанного объекта недвижимости, отсутствуют вышеупомянутые уведомления, и к техническому плану они приложены не были.
Из текста данного технического плана усматривается, что кадастровым инженером заказчик был предупрежден о необходимости предоставления вышеуказанного уведомления (л.д. 59).
При этом установлено, что в связи с обращением 22 января 2019 года административного истца Администрацией г. Смоленска 24 января 2019 года было выдано уведомление «о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции садового дома параметров садового дома установленным параметрам и(или) недопустимости размещения садового дома на земельном участке» (л.д. 60-61).
Действительно, на момент обращения представителя административного истца к административному ответчику с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта капитального строительства действовала часть 7 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которую ссылается административный истец.
Однако следует иметь в виду, что часть 7 статьи 16 данного Федерального закона №340-ФЗ к рассматриваемой ситуации не применима, поскольку устанавливала, что до 1 марта 2019 года без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции объектов допускаетсяосуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав лишь на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства.
В рассматриваемом же случае, как выше указано, административный истец обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик ранее учтенного объекта капитального строительства в виде садового домика, в том числе в связи с реконструкцией объекта.
Утверждение административного истца и его представителя о том, что 8 февраля 2019 года имело место обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект капитального строительства (жилое строение), противоречит фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства.
В связи с тем, что административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик садового домика, в том числе характеристик, касающихся назначения (на здание жилое) и наименования (на жилое строение), необходимо, кроме того, учитывать следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 введенного в действие с 1 января 2019 года Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» (далее - Закон о садоводстве и огородничестве) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В силу Закона жилыми домами признаются расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона о садоводстве и огородничестве с назначением "жилое", "жилое строение" (часть 9 статьи 54 Закона о садоводстве и огородничестве).
В силу части 3 статьи 23 Закона о садоводстве и огородничестве садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
Согласно пункту 55 Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Как выше указано, ко дню вступления в силу Закона о садоводстве и огородничестве в ЕГРН содержались сведения о данном объекте недвижимости с указанием назначения «нежилое», и решение органа местного самоуправления о признании садового дома жилым домом административным истцом (его представителем) к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик садового домика также не было приложено.
В ходе судебного разбирательства не нашло своего подтверждения утверждение административного истца о том, что решение по его жалобе принималось неуправомоченным составом апелляционной комиссии.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» апелляционная комиссия формируется органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации. В состав апелляционной комиссии включаются по три представителя соответственно от органа регистрации прав и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - национальное объединение), которые подлежат ротации один раз в два года. Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пункту 15 утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016. №193 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, заседание апелляционной комиссии правомочно, если на нем присутствуют более половины ее членов.
Решения апелляционной комиссии принимаются путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих на заседании апелляционной комиссии членов.
Распоряжением заместителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 13.09.2018. №Р/0205 указанная апелляционная комиссия Управления Росреестра по Смоленской области была утверждена в следующем составе: З. (заместитель начальника Управления Росреестра по Смоленской области), Г. (заместитель директора ООО «МФЦ Бином»), Е. (работник Управления Росреестра по Смоленской области), А. (работник ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области), а также Т. и К. (кадастровые инженеры - л.д. 138-139).
Заявление представителя административного истца об обжаловании приостановления административным ответчиком регистрационных действий рассматривалось, обжалуемое решение 27 марта 2019 года принималось апелляционной комиссией в составе З., Е., К. и Т., т.е. управомоченным составом (на заседании комиссии присутствовало более половины членов комиссии, единогласно проголосовавших за указанное решение (л.д. 9-13).
Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления Васильева В.Г.о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о приостановлении «изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав», решения апелляционной комиссии административного ответчика по заявлению об обжаловании решения, о понуждении к осуществлению государственной регистрации возникновения права собственности на вновь созданное жилое строение на садовом участке, государственной регистрации прекращения права собственности на снесенный садовый домследует отказать, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178, 179,180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Васильева Валерия Григорьевичао признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о приостановлении «изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав», решения апелляционной комиссии административного ответчика по заявлению об обжаловании решения, о понуждении к осуществлению государственной регистрации возникновения права собственности на вновь созданное жилое строение на садовом участке, государственной регистрации прекращения права собственности на снесенный садовый домик на садовом участке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через районный суд в течение месяца.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ