Дело № 2а-747/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
26 августа 2019 года город Тейково
Тейковский районный СЃСѓРґ Рвановской области РІ составе:
председательствующего судьи Алешиной О.А.,
при секретаре Ткачук К.Р.,
с участием административного истца – и.о. заместителя Тейковского межрайонного прокурора Гвоздаревой Ю.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Тейковского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рє Администрации Рі.Рѕ. Тейково Рвановской области, администрации Тейковского муниципального района Рвановской области Рѕ признании незаконным бездействия Рё обязании совершить определенные действия,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Тейковский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором, сформулировав свои требования в окончательном виде, просит признать незаконным бездействие административных ответчиков по созданию инженерной инфраструктуры земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми на территории г.о. Тейково и Тейковского муниципального района, и обязать обеспечить безопасность дорожного движения для целей пожарной безопасности в части организации возможности проезда спецтехники в районе расположения земельных участков, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Тейковской межрайонной прокуратурой проведена проверка РїРѕ обращению депутата РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы Рі.Рѕ. Тейково Агафоновой Р.Р. РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ РЅРµ принятия должных мер РїРѕ исполнению законодательства РѕР± общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ федерации Администрацией Рі.Рѕ. Тейково Рвановской области.
Постановлением администрации Рі.Рѕ. Тейково РѕС‚ 11.11.2013 РіРѕРґР° в„– 688 утверждена муниципальная программа «Обеспечение населения Рі.Рѕ. Тейково услугами жилищно-коммунального хозяйства Рё развитие транспортной системы РІ 2014-2020 годах». Р’ рамках указанной программы предусмотрена подпрограмма «Реализация мероприятий РїРѕ обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления (предоставленных) семьям СЃ тремя Рё более детьми РІ Рі.Рѕ. Тейково Рвановской области РЅР° 2014-2020 годы».
Согласно п.4 приложения к мероприятиям, подлежащим реализации в ходе подпрограммы отнесено развитие дорожной сети (общая площадь твердого покрытия – 55000 кв.м.), обеспечение подъездными путями с твердым покрытием 200 индивидуальных жилых домов.
Постановлением администрации г.о. Тейково от 29 октября 2012 г. № 617 утвержден перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность, предусмотрено предоставление 285 земельных участков названной категории.
До настоящего времени вышеназванные мероприятия в рамках утвержденной муниципальной программы не реализуются.
Кроме того, в ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что проезд пожарной и иной автомобильной техники к земельным участкам, предоставленным и подлежащим предоставлению многодетным семьям, невозможен ввиду ненадлежащего эксплуатационного состояния автомобильной дороги, что препятствует эффективной деятельности аварийно-спасательных и иных служб, в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
В феврале текущего года Тейковской межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства в части обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, однако до настоящего времени конкретные действия, направленные на создание условий для жилищного строительства семьям указанной категории, администрацией г.о. Тейково не произведены.
Административный истец считает, что ненадлежащее исполнение требований законодательства административным ответчиком создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, ссылаясь на положения ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 6, ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 года № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», был вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.
Определением СЃСѓРґР° РѕС‚ 20 августа 2019 РіРѕРґР° Рє участию РІ деле РІ качестве административного соответчика привлечена администрация Тейковского муниципального района Рвановской области
Представитель административного истца – и.о. заместителя Тейковского межрайонного прокурора Гвоздарева Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административным иске с учетом представленного в порядке ст. 46 КАС РФ заявления об уточнении требований от 26.08.2019 года, просила их удовлетворить.
Представители административных ответчиков Администрации Тейковского муниципального района Рвановской области Касаткина Р•.Рњ., действующая РЅР° основании надлежащим образом оформленной доверенности, представившая диплом Рѕ наличии высшего юридического образования РїРѕ специальности «Юриспруденция», Рё Администрации Рі.Рѕ. Тейково Рвановской области Касаткина Рќ.Рњ., действующая РЅР° основании надлежащим образом оформленной доверенности, представившая диплом Рѕ наличии высшего юридического образования РїРѕ специальности «Юриспруденция», РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ месте Рё времени слушания извещены надлежащим образом, ранее РґРѕ начала судебного заседания представили заявления Рѕ признании административного РёСЃРєР° РІ полном объеме, возражений РїРѕ РёСЃРєСѓ РЅРµ имеют.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на жизнь (п. 1ст.20 Конституции Российской Федерации); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (п.1ст.41 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.15 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ч. 1 названной статьи к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· СЃС‚.1 Федерального закона РѕС‚ 21.12.1994 N 69-ФЗ "Рћ пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества Рё государства РѕС‚ пожаров, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. РџРѕРґ первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРѕСЂРј Рё правил РїРѕ предотвращению пожаров, спасению людей Рё имущества РѕС‚ пожаров.
В силу ст. 10 того же ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с названным законом являются расходными обязательствами муниципального образования.
Как следует из ст. 5 ФЗ от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
На основании ст.6 ФЗ N123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании". Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного закона.
В соответствии с названной нормой права первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Требования пожарной безопасности по обеспечению подходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в СНиП 2.07.01-89.
Все требования указанных норм права являются обязательными и направлены на обеспечение пожарной безопасности для сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, в том числе путем организации беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
РР· материалов дела следует, что Тейковской межрайонной прокуратурой была проведена проверка РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ РЅРµ принятия должных мер РїРѕ исполнению законодательства РѕР± общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Администрацией Рі.Рѕ. Тейково Рвановской области.
Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что РІ рамках муниципальной программы «Обеспечение населения Рі.Рѕ. Тейково услугами жилищно-коммунального хозяйства Рё развитие транспортной системы РІ 2014-2020 годах», утвержденной постановлением администрации Рі.Рѕ. Тейково РѕС‚ 11.11.2013 РіРѕРґР° в„– 688, предусмотрена подпрограмма «Реализация мероприятий РїРѕ обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления (предоставленных) семьям СЃ тремя Рё более детьми РІ Рі.Рѕ. Тейково Рвановской области РЅР° 2014-2020 годы».
Согласно п.4 приложения к мероприятиям, подлежащим реализации в ходе подпрограммы отнесено развитие дорожной сети (общая площадь твердого покрытия – 55000 кв.м.), обеспечение подъездными путями с твердым покрытием 200 индивидуальных жилых домов.
Постановлением администрации г.о. Тейково от 29 октября 2012 г. № 617 утвержден перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность, предусмотрено предоставление 285 земельных участков названной категории.
До настоящего времени вышеназванные мероприятия в рамках утвержденной муниципальной программы не реализуются, в том числе не оборудованы подъездные пути, обеспечивающие проезд пожарной и иной автомобильной техники к земельным участкам.
Таким образом, в ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что проезд пожарной и иной автомобильной техники к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям невозможен ввиду ненадлежащего эксплуатационного состояния автомобильной дороги, что препятствует эффективной деятельности аварийно-спасательных и иных служб, в случае возникновения чрезвычайной ситуации и также свидетельствует о не исполнение ответчиком обязанности по обеспечению жителей надлежащей инфраструктурой.
04.02.2019 в адрес главы г.о. Тейково направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (л.д. 7-8).
Р’ ответ РЅР° данное представление Администрацией Р·Р° РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ Главы РѕС‚ 11.03.2019 РіРѕРґР° сообщено, что Администрацией РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° предпринят СЂСЏРґ необходимых мер Рє реализации прав Рё гарантий неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц РЅР° получение гарантированного Законом Рвановской области РѕС‚ 31.12. 2002 в„– 111-РћР— «О бесплатном предоставлении земельных участков РІ собственность гражданам РФ» право приобрести бесплатно, РІ том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов Рё предварительного согласования мест размещения объектов находящихся РІ государственной или муниципальной собственности земельные участки РІ случае Рё РїРѕСЂСЏРґРєРµ, которые установлены законом субъекта Р Р¤.
РџСЂРё рассмотрении дела установлено, что земельные участки, предоставленные Рі.Рѕ. Тейково РІ собственность бесплатно семьям СЃ тремя Рё более детьми, граничат СЃ земельными участками Тейковского муниципального района, выделенными для бесплатного предоставления семьям, имеющим трех Рё более детей, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Рє участию РІ деле РІ качестве административного ответчика привлечена администрация Тейковского муниципального района Рвановской области.
В ходе судебного разбирательства административные ответчики иск признали в полном объеме и возражений по иску не имели, о чем имеются их письменные заявления, приобщенные к материалам дела.
Как установлено положением части 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Рзложенное выше СЃ учетом приведенных РЅРѕСЂРј материального права позволяет СЃСѓРґСѓ прийти Рє выводу Рѕ наличии предусмотренных законом оснований для признания незаконным бездействия административных ответчиков РїРѕ созданию инженерной инфраструктуры земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям СЃ тремя Рё более детьми Рё обязания обеспечить безопасность РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, РІ том числе для целей пожарной безопасности, организовав возможность проезда спецтехники РІ районе названных земельных участков.
Учитывая обстоятельства дела, объем и характер предстоящих работ, в том числе необходимость заключения государственного контракта на разработку проектной сметной документации на строительство автомобильных дорог, принимая во внимание, что неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе для целей обеспечения проезда спецтехники в деревню ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, суд, считает возможным, установить шестимесячный срок исполнения обязанности административным ответчиком, как необходимый и достаточный для устранения заявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Тейковского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тейково Рвановской области, Администрации Тейковского муниципального района Рвановской области Рѕ признании незаконным бездействия Рё обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тейково Рвановской области, Администрации Тейковского муниципального района Рвановской области РїРѕ созданию инженерной инфраструктуры земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям СЃ тремя Рё более детьми.
Обязать Администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тейково Рвановской области, Администрацию Тейковского муниципального района Рвановской области обеспечить безопасность РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, РІ том числе для целей пожарной безопасности РІ части организации возможности проезда спецтехники РІ районе земельных участков, предназначенных для предоставления семьям СЃ тремя Рё более детьми бесплатно, РІ течение 6 месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.А. Алешина
Мотивированное решение суда изготовлено 30 августа 2019 года.