Дело № 2а-993/19
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
03 июня 2019года гор. Владикавказ
Промышленный районный СЃСѓРґ Рі.Владикавказа Р РЎРћ-Алания РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Арбиевой Р.Р .,
при секретаре судебного заседания Джанаевой А.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Промышленного района РіРѕСЂ. Владикавказа поданного РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ федерации, неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Управлению Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания, Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, обязании Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Р РЎРћ - Алания включить интернет сайт: http://alkomarket.info/ https://alcogol.kz/ РІ единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Промышленного района г. Владикавказ РСО-Алания в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением с требованием к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания с требованием признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресом: http://alkomarket.info/ https://alcogol.kz/; запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Р’ обоснование РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ требования было указано РЅР° то, что прокуратурой Промышленного района Рі. Владикавказа проведена проверка исполнения законодательства РѕР± обороте алкоголя, РІ том числе незаконной продаже спиртосодержащей продукции через сеть В«Рнтернет».
Р’ С…РѕРґРµ проверки осуществлен мониторинг сети В«Рнтернет», РїРѕ результатам которого РЅР° страницах сайтов http://alkomarket.info/ https://alcogol.kz/, РІ сети В«Рнтернет» выявлено наличие информации, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений в условиях соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 Ф3№149).
Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ № 149 - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно С‡.1 СЃС‚. 15.1 ФЗ в„– 149 РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети Рнтернет, содержащим информацию, распространение которой РІ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети Рнтернет».
Согласно С‡. 2 СЃС‚. 15.1 данного ФЗ в„– 149 РІ реестр включаются: сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ запрещено; доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ В«Рнтернет», содержащих информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Основанием для включения РІ реестр указанных сведений является, РІ том числе вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено ( С‡. 5 СЃС‚. 15.1 в„– 149-ФЗ).
Как установлено в ходе проверки, в соответствии с Законом Российской от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" «становлением Правительства Российской Федерации от 27.09 2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом.
Пунктом 5 Правил закреплено, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя (п. 2 ст. 16).
Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона запрещается (п. 1 ст. 26).
Заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, поскольку в силу п. 1 ст. 26 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 и п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи дистанционным способом заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.
Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
С учетом положений ст. 437 ГК РФ предложение заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 ГК РФ (т.е. дистанционным способом продажи), адресованное неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, является публичной офертой, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Законом РФ № 2300-1, являются условиями, необходимыми (существенными) для заключения договора данного вида (ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с прямым указанием Закона РФ № 2300-1 (п.2 ст. 26.1) при дистанционном способе продажи продавцом до заключения договора, должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (места нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Аналогичное положение содержится в пункте 8 Правил.
Р’ С…РѕРґРµ проверки прокуратурой Промышленного района Рі. Владикавказа установлено, что РЅР° указанных Рнтернет-сайтах гражданам, РІ том числе несовершеннолетним, предоставляются сведения Рѕ способах РїРѕРєСѓРїРєРё дистанционным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, РІ том числе РІ ночное время алкогольной Рё СЃ спиртосодержащей продукции.
Актом осмотра сайта информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет РѕС‚ 19.04.2019Рі. установлено, что РїСЂРё РІРІРѕРґРµ РІ РѕРєРЅРѕ «поиск» запроса СЃ РїРѕРєСѓРїРєРµ алкогольной продукции, РІ том числе реплик элитного алкоголя, выбора нажатия соответствующей РєРЅРѕРїРєРё осуществляется переход РЅР° страницы сайта Рё устанавливается возможность доступа РЅР° Рнтернет-сайты: http://alkomarket.info/ https://alcogol.kz/, РіРґРµ размещена информация Рѕ реализации алкоголя; возможности его приобретения без каких-либо ограничений, РІ том числе РїРѕ возрасту, то есть Рё несовершеннолетним, РІ выходные РґРЅРё Рё ночное время.
Государственная политика основывается на необходимости обеспечению детей полноценным уровнем развития. Согласно Федеральному гакону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, восстановление прав детей в случаях нарушений (ч. 1 ст. 4 ).
Распространение алкогольной продукции, ее реклама и сбыт являются неблагоприятным фактором, разрушающим полноценное развитие ребенка, то есть продажа алкоголя несовершеннолетнему приравнивается к нанесению ему физического и морального вреда.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в том числе, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, РІ целях восстановления нарушаемых прав несовершеннолетних, РІ соответствии СЃ действующим законодательством, доступ Рє указанному Рнтернет-сайту следует ограничить.
Целью обращения РІ СЃСѓРґ СЃ данным заявлением РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рѕ признании размещенной РІ сети Рнтернет информации - вовлекающей неограниченный РєСЂСѓРі граждан, РІ том числе несовершеннолетних, РІ приобретение алкогольной продукции РІ ночное время, - запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, является последующее включение РІ реестр сведений, указанных РІ С‡.2 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 149-ФЗ, для ограничения доступа Рє указанной информации как незаконной.
Поскольку местонахождение IP-адреса не установлено, привлечь лиц, осуществивших распространение информации с использованием данного сайта, к участию в процессе не представляется возможным.
В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дел.
Представитель административного истца - помощник прокурора Промышленного района г.Владикавказа Саламова В.У. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении.
Р’ судебное заседание представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций (Роскомнадзор) РїРѕ Р РЎРћ-Алания, надлежаще извещенный Рѕ времени рассмотрения дела, РІ СЃСѓРґ РЅРµ явился, ходатайствовал Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие представителя Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания, представив СЃСѓРґСѓ письменный отзыв, РІ обоснование указано, что Рнтернет-ресурс СЃ URL адресом: http://alkomarket.info/ https://alcogol.kz/ РІ «Едином реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети Рнтернет Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» РЅРµ содержится.
Внесение РІ Единый реестр информации, признанной СЃСѓРґРѕРј запрещенной для распространения РЅР° территории Р Р¤, осуществляется РІ соответствии СЃ Рї. 9 постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 26.10.2012 в„–1101 РІ течение суток СЃРѕ РґРЅСЏ получения вступившего РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», запрещенной.Выслушав мнение административного истца, исследовав письменные доказательства, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ законности Рё обоснованности заявленных требований РїРѕ следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного Кодекса. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика. Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ).
Как усматривается из п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц,
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Распространение информации РІ сети В«Рнтернет» Рё доступ несовершеннолетних Рё граждан Рє ней попадает РІ сферу регулирования Федерального закона в„–149-ФЗ РѕС‚ 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях Рё защите информации».
В соответствии с п.1 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
РР· Рї.7 СЃС‚.2 Федерального закона РѕС‚ 29 декабря 2010 Рі. в„–436-Р¤3 «О защите детей РѕС‚ информации, причиняющей вред РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё развитию» следует, что информация, причиняющая вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, - информация (РІ том числе содержащаяся РІ информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено РІ соответствии СЃ настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как усматривается РёР· рапорта Рё акта осмотра помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Промышленного района Рі. Владикавказа Саламовой Р’.РЈ. РѕС‚ 19.04.2019 РіРѕРґР°, РІ С…РѕРґРµ мониторинга сети Рнтернет установлено, что РЅР° страницах РїРѕ адресу: http://alkomarket.info/ https://alcogol.kz/ РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј доступе находится информация, содержащая сведения Рѕ продаже алкогольной продукции. Данные адреса РІ Единый реестр доменных имен РЅРµ внесены.
Согласно объяснению Управления Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания РѕС‚ 13.05.2019 РіРѕРґР° в„–1754-03/15, РІ результате анализа РґРѕРІРѕРґРѕРІ, изложенных РІ заявлении РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, Управлением установлено, что выше указанная интернет-страница РІ «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» (далее-Единый реестр) отсутствуют, доступ Рє интернет- странице установлен.
Р’ силу С‡. 1 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27 июля 2006 Рі. в„– 149-ФЗ "РћР± информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации" (РІ ред. РѕС‚ 28 декабря 2013 Рі.) РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет».
Согласно С‡. 2 СЃС‚. 15.1 данного Закона РІ реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено; доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», содержащих информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Основанием для включения РІ реестр указанных сведений является, РІ том числе вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27 июля 2006 Рі. в„– 149-ФЗ "РћР± информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации").
Целью обращения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Промышленного района Рі. Владикавказа РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт РІ сети В«Рнтернет», содержащий информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, РІ соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено СЃС‚. 15.1 Федерального закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ "РћР± информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации", для ограничения доступа Рє указанной информации как незаконной.
РџРѕ делам Рѕ признании информации, запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения РЅР° таком сайте РІ сети В«Рнтернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной РІ сети В«Рнтернет», запрещенной.
При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора Промышленного района г. Владикавказа в полном объеме по приведённым выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Промышленного района РіРѕСЂ. Владикавказа, поданного РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ федерации, неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Управлению Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания, Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL- адресами: http://alkomarket.info/ https://alcogol.kz/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Р РЎРћ - Алания включить интернет сайты: http://alkomarket.info/ https://alcogol.kz/ РІ единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
РљРѕРїРёСЋ вступившего РІ законную силу решения направить РІ Управление Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания для включения указателей страниц сайтов СЃ электронными адресами: http://alkomarket.info/ https://alcogol.kz/ РІ сети Рнтернет, РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети Рнтернет Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца.
РЎСѓРґСЊСЏ: Р.Р . Арбиева