Дело № 2-108/2022
Поступило в суд 10.01.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2022 г. г.Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Комаровой Т.С.,
с участием истца Пресова Ю.Н.,
представителя истца Пестова И.В.,
представителя ответчика-
администрации г.Чулыма Новосибирской области Прохоренко Е.В.,
при секретаре Полянской Т.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пресова Юрия Николаевича к администрации г.Чулыма Новосибирской области о возложении обязанности заключить с ним договор приватизации жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Пресов Ю.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Чулыма Новосибирской области о возложении обязанности заключить с ним договор приватизации жилого помещения, указав, что 07 июля 2020 г. на основании договора социального найма жилого помещения ему была предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Жилое помещение истцу было передано по акту приема-передачи имущества от 07 июля 2020 г..
Он намерен воспользоваться своим правом на приватизацию занимаемого жилого помещения по вышеуказанному адресу. Реализуя свое право, он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении квартиры в собственность. Постановлением от 20 июля 2021 г. № 183 истцу была разрешена приватизация вышеуказанного жилого помещения.
В дальнейшем он обращался к ответчику для заключения договора приватизации. Однако, прилучил устный отказ, мотивированный тем, что договор заключить невозможно, поскольку в данной квартире приживает посторонний человек, не являющийся членом его семьи. Своего согласия на вселение он не давал, он является единственным лицом, зарегистрированным в данном жилом помещении.
Он самостоятельно несет все расходы, связанные с эксплуатацией данного помещения, лицевой счет не разделен.
Полагает, что перепланировка жилого помещения невозможна без существенного нарушения его прав, как квартиросъемщика.
Отказ от заключения с истцом договора приватизации <адрес> в г.Чулыме Новосибирской области не обоснован по следующим причинам.
Он не участвовал и не реализовал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации.
Поскольку по независящим от него причинам, он не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, полученного по договору социального найма, которое не относится в соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» к категории жилья, не подлежащего приватизации, и, учитывая, что ранее в приватизации жилья не участвовал, он вынужден обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение.
Просит обязать администрацию г.Чулыма Новосибирской области заключить с ним Пресовым Ю.Н. договор на бесплатную передачу жилого помещения - <адрес> (л.д.5-6).
01 февраля 2022 г. определением Чулымского районного суда Новосибирской области администрации г.Чулыма Новосибирской области применены обеспечительные меры в виде запрета администрации г. Чулыма производить перепланировку указанной квартиры (л.д.51).
17 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющая самостоятельных требований, на стороне истца привлечена ФИО11 (л.д.123-124).
В судебном заседании истец Пресов Ю.Н. заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что в 2020 году он был переселен из ветхого жилья, в котором он проживал по договору найма на подселении. Взамен администрацией г.Чулыма для проживания ему было предоставлено изолированное жилое помещение - <адрес> площадью 36,7 кв.м. Квартира состоит из двух жилых изолированных комнат, кухни, коридора и двух санузлов, всего площадью 62 кв.м. Он с дочерью проживает в комнате площадью 14,4 кв.м. Все остальные помещения фактически являются общими для пользования с посторонним лицом, которого не известно на каком основании вселяла администрация г. Чулыма, а потому предоставленного ему по договору найма изолированного помещения площадью 36,7 кв.м в этой квартире не имеется.
До заселения в администрации г. Чулыма ему поясняли, что предоставляется часть квартиры равноценная ранее занимаемой. Однако, в договоре социального найма указано, что ему предоставлено изолированное жилое помещение- <адрес>, г.Чулыма Новосибирской области. Никто не выделил ему жилое помещение площадью 37 кв.м в указанной квартире в натуре, не смотря на его обращения. Согласно акту приема-передачи ему в пользование предоставлена квартира в целом. Администрация также приняла решение о разрешении ему приватизировать указанную квартиру, но договор на бесплатную передачу жилого помещения ему в собственность до настоящего времени с ним не заключен. Просит удовлетворить его требования.
Представитель истца ФИО6 поддержал заявленные истцом требования, пояснил, что первоначально заключенный договор социального найма жилого помещения от 07.07.2020 дает Пресову Ю.Н. право на приватизацию данной квартиры, где в п.1 указано «Наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированной жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 36,7 кв.м по адресу: <адрес> для проживания в нем». В п.2 данного договора указано «Характеристика предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указана в техническом паспорте жилого помещения».
Из представленного технического паспорта следует, что данная жилая квартира состоит из коридора площадью 9,4 кв.м, санузла площадью 3,3 кв.м, ниши – 0,6 кв.м, кухни- 9 кв.м, жилой комнаты – 14,4 кв.м, жилой комнаты – 23,3 кв.м, и двух сан.узлов-2,6 кв.м, всего общая площадь квартиры составляет 62,6 кв.м. В акте от 07.07.2020 № 10 о передаче этой квартиры Пресову Ю.Н. указано, что жилая квартира передается истцу без указания какой-либо части площади квартиры. Ни о какой части квартиры в данных документах указания не имеется.
На основания заявления истца от 20.07.2021 жилищная комиссия муниципального образования г.Чулыма вынесла решение о разрешении приватизации жилой квартиры, расположенной по адресу <адрес>. В дальнейшем в постановлении от 05.03.2022 № 75 администрации г.Чулыма имеется ссылка, что в разрешении на приватизацию была допущена техническая ошибка в части указания передаваемой площади Пресову Ю.Н., в связи с чем в приватизации ему было отказано.
Техническая ошибка – это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка, возникшая в процессе внесения записи в документ.
Первоисточник документа, впоследствии которого было издано постановление от 05.03.2022 № 75, им не был предоставлен, в связи с чем, они были лишены возможности узнать о произошедшей ошибке. Полагает, что данное постановление было вынесено лишь после подачи истцом настоящего иска.
Платежи за коммунальные услуги он оплачивал по выставляемым ему счетам, возможно, исходя из указанной в договоре найма площади.
Просит удовлетворить исковые требования Пресова Ю.Н., обязать администрацию г.Чулыма Новосибирской области заключить с ним договор на бесплатную передачу жилого помещения - <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чулыма Прохоренко Е.В. заявленные исковые требования не признала, пояснила, что в 2002 г. Пресову Н.Н. была предоставлена жилая комната № 2 по договору социального найма, расположенная в доме по <адрес>, был выдан ордер. Совместно с ФИО9 в данную жилую квартиру также был вселен его сын – Пресов Ю.Н..
Впоследствии с ФИО9 был заключен договор социального найма по <адрес>, а с Пресовым Ю.Н. в 2010 г. был заключен договор социального найма, по которому ему была предоставлена жилая комната площадью 37 кв.м, находящаяся в муниципальной собственности в одной жилой квартире общей площадью 57,6 кв.м по <адрес>. Вторая комната в этой квартире площадью 25,1 кв.м принадлежала на праве собственности ФИО7. Жилой дом, в котором Пресову Ю.Н. была предоставлена жилая комната, был признан ветхим аварийным жильем.
По программе переселения был построен новый жилой многоквартирный дом по <адрес> <адрес> <адрес>.
Предоставить Пресову Ю.Н. равнозначное по площади жилое помещение не представилось возможным, в связи с чем, в соответствии с постановлением «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан, проживающих в г.Чулыме из жилых домов, признанных после 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу» в июле 2020 г. Пресов Ю.Н. был переселен в отдельную жилую комнату двухкомнатной жилой квартиры, расположенной по адресу : <адрес>. Состав семьи при предоставлении не учитывался. ФИО7, как инвалиду, выделили отдельную квартиру.
Пресову Ю.Н. администрацией г. Чулыма было разрешено приватизировать квартиру, но предоставленное жилое помещение не является изолированным, поэтому администрация г.Чулыма заключила муниципальный контракт на подготовку проекта по перепланировке спорной жилой квартиры. В дальнейшем ответчик намерен установить перегородку, разделить и установить приборы электроучета для каждой из квартир, а также установить раздельные входы с целью обеспечения изолирования жилых помещений. Техническая возможность проведения данных работ имеется, контракт заключен, через электронный магазин ответчик будет осуществлять поиск подрядчика для выполнения работы по изоляции жилого помещения. После завершения всех мероприятий по разделу квартиры с Пресовым Ю.Н. можно будет заключить договор на передачу занимаемой им комнаты в собственность.
В договоре социального найма, заключенного с Пресовым Ю.Н., указано, что ему предоставлено жилое помещение площадью 36,7 кв.м, а не 62 кв.м. По программе переселения администрация никак не могла предоставить Пресову Ю.Н. 62 кв.м жилой площади, т.к. это являлось бы нарушением законодательства, т.к. деньги для программы переселения использовались федеральные.
Согласно будущей перепланировки у Пресова Ю.Н. в пользовании будет находиться изолированное жилое помещение: комната, кухня, санузел и часть коридора, примерно около 33,7 кв.м. Оставшаяся площадь жилой квартиры будет предоставлена в наем по договору социального найма, либо будет переведена в маневренный жилой фонд.
Временно во второй комнате, являющейся муниципальным жилым помещении, проживал сотрудник администрации <адрес>, нуждающийся в жилом помещении и попавший в сложную жизненную ситуацию. В настоящее время в этой комнате никто не проживает.
Действительно, в решении жилищной комиссии о предоставлении Пресову Ю.Н. жилого помещения не было указано, что ему предоставляется часть квартиры. При обнаружении технической ошибки в постановлении администрацией г.Чулыма было вынесено новое постановление от 05.03.2022 № 75, с указанием о заключении с истцом договора социального найма на часть <адрес> общей площадью 36,7 кв.м. <адрес>, а также внесены изменения в постановление от 2ДД.ММ.ГГГГ №, указано на разрешение приватизации части спорной квартиры.
Пресову Ю.Н. была предоставлена именно часть муниципальной квартиры площадью 36,7 кв.м в силу закона, по программе переселения, то есть равнозначное ранее занимаемому жилое помещение. Истец знал и не оспаривал, что ему предоставили не всю квартиру, а ее часть. Платежи за коммунальные услуги он вносил также, исходя из указанной в договоре найма площади. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, на стороне истца ФИО11 и ее законный представитель ФИО12 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.132), возражений против рассмотрения дела не представили.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч.2 и 3 ст.40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В силу положений п.3 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1, ч.2 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ч.1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры;3) комната.
В силу ч.ч.2, 4 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 11.06.2021) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.7 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно ст.11 указанного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из представленных администрацией г.Чулыма документов на переселение по заявке 2019-2020 г.г. следует, что под номером 41 значится Пресов Ю.Н. в составе двух членов семьи, проживающий в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 62,10 кв.м, где ему предоставлена жилая площадь 37,0 кв.м. (л.д.64).
Администрация г.Чулыма обращалась к министру ЖКХ и энергетики НСО с заявкой на предоставление финансовой поддержки г.Чулыму Новосибирской области за счет средств государственной корпорации- Фонда Содействия реформированию ЖКХ на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 (л.д.65-66). Согласно перечню многоквартирных домов муниципальной программы «Переселение граждан, проживающих в г.Чулыме из жилых домов, признанных после 01.01.2012 аварийными», по заключению межведомственной комиссии указанный жилой <адрес>, признан аварийным (л.д.73-75), подлежащим сносу на 2019-2022 г.г. (л.д.76) (л.д.63-91).
Постановлением администрации г.Чулыма от 06.07.2020 № 180 утверждено решение жилищной комиссии муниципального образования г.Чулыма, в соответствии с которым на основании поданного заявления постановлено заключить с Пресовым Ю.Н. договор социального найма на <адрес> (л.д.99-101).
ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Чулыма Новосибирской области и Пресов Ю.Н. заключили договор социального найма жилого помещения, по которому наймодатель передает Пресову Ю.Н. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 36,7 кв.м, по адресу: <адрес>, для проживания в нем (п.1). Совместно с Пресовым Ю.Н. в жилое помещение вселяются члены семьи: ФИО8, 1984 г.рождения и ФИО9, 1962 г.рождения (л.д.19-22).
Согласно акту № 10 приема-передачи имущества от 07.07.2020, администрация г.Чулыма Новосибирской области передала Пресову Ю.Н. жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> (л.д.18).
Как следует из сообщения начальника миграционного пункта от 14.12.2021 г., Пресов Ю.Н. с 13 мая 2021 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с ним граждан, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания не имеется (л.д.10).
29.06.2021 Пресов Ю.Н. обратился в администрацию г.Чулыма с заявлением о приватизации жилого помещения общей площадью 36,7 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.13).
Согласно постановлению от 20.07.2021 № 183 Об утверждении решения жилищной комиссии муниципального образования г.Чулыма, на основании поданного заявления и в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» Пресову Ю.Н. разрешена приватизация жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, из договора социального найма исключены ФИО9 и ФИО8 (л.д.12, 102-103).
В соответствии с техническим паспортом ГБУ НСО «ЦКО и БТИ», по состоянию на 22 января 2020 г. <адрес>, расположенная по <адрес> имеет общую площадь 62,6 кв.м, в том числе жилую 37,7 кв.м., состоит из: коридора площадью 9,4 кв.м; санузла- 3,3 кв.м; ниши – 0,6 кв.м; кухни- 9 кв.м; жилой комнаты – 14,4 кв.м; жилой комнаты – 23,3 кв.м; сан.узла- 2,6 кв.м. (л.д.14-17, 92-98).
16 декабря 2021 г. администрация г.Чулыма Новосибирской области заключила муниципальный контракт № 3842413 с ГБУ НСО «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации» на выполнение работ по подготовке проекта перепланировки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.32-41, 42-44).
Из сообщения администрации г.Чулыма от 29.12.2021 Пресову Ю.Н. следует, что ФИО9 на основании ордера от 19.07.2002№ 261 была предоставлена комната № в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Впоследствии 04.03.2010 между администрацией г.Чулыма и Пресовым Ю.Н. был заключен договор социального найма на вышеуказанную комнату. Распоряжением администрации г.Чулыма от 20.02.2014 № 11-р «О признании жилых помещений непригодными для проживания» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. В июле 2020 г. по договору социального найма Пресову Ю.Н. была предоставлена комната в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, взамен комнаты № в <адрес>, расположенной в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>. Данная квартира состоит на кадастровом учете. Пресову Ю.Н. предоставлена часть квартиры, которая не выделена в натуре, для приватизации его доли необходимо поставить на кадастровый учет в Росреестр комнаты в квартире. Администрацией <адрес> заключен договор с ГБУ НСО «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации» на выполнение работ по подготовке проекта перепланировки многоквартирного жилого дома, с целью раздела <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> и указанием раздела прибора учета электроэнергии. После проведения перепланировки будет изготовлены отдельные технические планы на комнаты (выделены комнаты из общей квартиры) и комнаты в квартире будут поставлены на кадастровый учет. При завершении всех процедур с Пресовым Ю.Н. будет заключен договор на передачу комнаты в собственность (л.д.104-105).
Постановлением администрации г.Чулыма от 05.03.2022 № 75 в связи с допущенной технической ошибкой и необходимостью приведения постановления администрации г.Чулыма от 06.07.2020 № 180 «Об утверждении решения жилищной комиссии муниципального образования г.Чулыма» в соответствие, в п.1.3 ч.1 указанного постановления внесены изменения, данный пункт изложен в следующей редакции: «На основании поданного заявления и в соответствии со ст.49 ЖК РФ заключить с Пресовым Ю.Н. договор социального найма на часть <адрес> общей площадью 36,7 кв.м <адрес>».
Также внесены изменения в п. 1.2 ч.1 постановления главы администрации г. Чулыма Новосибирской области от 20.07.2021 № 183 «Об утверждении решения жилищной комиссии муниципального образования г. Чулыма», пункт изложен в следующей редакции : « 1.2. На основании поданного заявления и в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» разрешить приватизацию части <адрес> общей площадью 36,7 кв.м <адрес>» (л.д.106-108).
Согласно справке МУП «Чулым-Сервис», Пресов Ю.Н., зарегистрированный по адресу: <адрес>, оплачивает услуги теплоснабжения за площадь <адрес>,7 кв.м (л.д.122).
Свидетель Свидетель №1 пояснила, что в силу своих служебных обязанностей, ей известно, что Пресов Ю.Н. участвовал в программе по переселению из ветхого жилья и входил в число граждан, которым были предоставлены жилые помещения по договорам социального найма. Данная программа являлась федеральной. В соответствии с Федеральным законом № 185, было предусмотрено приобретение жилых помещений с целью расселения граждан из аварийного жилого фонда.
Аварийное жилое помещение на момент проживания в нем Пресова Ю.Н. являлось муниципальным. В этой квартире он занимал часть жилого помещения. Когда формировался график предоставления жилых помещений по Программе переселения, учитывались площади ранее занимаемых жилых помещений, так как одним из обязательных условий участия в федеральной программе являлось то, что жилое помещение предоставляется собственнику либо нанимателю равноценное, и оно должно соответствовать уровню благоустройства на территории города.
Пресову Ю.Н. было предоставлено жилое помещение взамен ветхого жилья по программе переселения, как нанимателю, в соответствии с фактически занимаемой им площадью в аварийном жилом фонде. Любые отклонения по площадям являлись нарушением программы и соответственно должностные лица несли определенную ответственность.
На момент расселения от Пресов Ю.Н. обращений об увеличении предоставляемой жилой площади не поступало. За истцом сохранено право обратиться в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении большей площади жилого помещения, если она ему необходима.
В связи со сложной жизненной ситуацией она действительно временно занимала часть жилого помещения в спорной жилой квартире на основании договора найма, заключенного с администрацией г.Чулыма.
Проанализировав изложенное, суд полагает, что заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что <адрес> общей площадью 62,6 кв.м является жилым помещением муниципального жилищного фонда. Пресов Ю.Н. до переселения также занимал жилое помещение, предоставленное ему из муниципального жилищного фонда, площадью 37 кв.м в квартире площадью 62,1 кв.м.
В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Такая же позиция отражена в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», а также указано, что если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Как указал представитель ответчика, истцу предоставлена квартира по программе переселения из аварийного ветхого жилья. Пресов Ю.Н. знал о том, что ему предоставлялась равнозначное ранее занимаемому жилое помещение- часть квартиры № 7 площадью 36,7 кв.м. Сам истец подтвердил данный факт. В заявлении он также просил разрешить приватизацию квартиры площадью 36,7 кв.м. Коммунальные услуги истец оплачивает, исходя из площади занимаемой им части квартиры площадью 36,7 кв.м. В договоре социального найма указана аналогичная площадь. В постановление об утверждении жилищной комиссии администрацией г. Чулыма внесены изменения, указано о предоставлении Пресову Ю.Н. в пользование части <адрес> и принято решения о передачи этого жилого помещения ему в собственность бесплатно. Спорная квартира имеет два санитарных узла, что также свидетельствует о том, что она предназначалась для коммунального проживания граждан.
Из представленных материалов, в том числе договора социального найма жилого помещения, объяснений сторон следует, что Пресову Ю.Н. было предоставлено в пользование жилое помещение площадь 36,7 кв.м в жилой <адрес>, которое является равнозначным по общей площади ранее занимаемому им помещению. Оснований для предоставления истцу квартиры площадью 62,6 кв.м при переселении его из аварийного жилья у администрации <адрес> не имелось.
Учитывая, что в договоре социального найма указано, что Пресову Ю.Н. предоставляется изолированное жилое помещение, он настаивает на том, чтобы ему было предоставлено жилье без подселения, а администрацией г. Чулыма заключен контракт на выполнение работ по подготовке проекта перепланировки спорной квартиры с целью дальнейшей ее приватизации истцом, суд полагает, что в настоящее время отсутствуют основания для принятия решения о понуждении ответчика к заключению с истцом договора о бесплатной передачи ему в собственность спорного жилого помещения, тем более всей квартиры площадью 62,6 кв.м.
Поскольку жилое помещение предоставляется гражданам в связи с признанием дома аварийным, предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в населенном пункте, жилищные условия вселяемых в него граждан не должны быть ухудшены.
Предоставление Пресову Ю.Н. жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома непригодным для проживания и подлежащим сносу носит компенсационный характер и гарантирует ему условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом, Пресов Ю.Н. не лишается права обратиться в администрацию г. Чулыма с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по иным основаниям, если для него таковые не отпали.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, позволяющих суду принять иное решение, сторонами не представлено.
Обеспечительные меры, примененные на основании определения Чулымского районного суда Новосибирской области от 01 февраля 2022 г. в виде запрета администрации г.Чулыма Новосибирской области производить перепланировку <адрес> подлежат отмене со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░> - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░., ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-108/2022 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ 54RS0042-01-2022-000006-93