Решение по делу № 2-672/2023 от 24.10.2023

                        Дело № 2-672/2023                 копия

УИД 66RS0034-01-2023-000724-19

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноуральск                                               22.12.2023

Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Маклаковой А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Гардановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Муниципальному бюджетному учреждению «Муниципальный заказчик» о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратилось с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Муниципальный заказчик» о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства. В исковом заявлении и объяснениях представитель истца Гарькуша ФИО5 указал, что согласно выписке из ЕГРЮЛ МБУ «Муниципальный заказчик» осуществляет деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки. У юридического лица на территории Свердловской области находится следующий объект:

- кладбище в городском округе Красноуральск Свердловской области (кадастровый номер земельного участка ). Согласно п. 12.3.1 раздела 12 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га относятся к 3 классу, размер санитарно-защитной зоны – 300 метров.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура в адрес МБУ «Муниципальный заказчик» направлен запрос о представлении информации о наличии Решения об установлении окончательных границ санитарно-защитной зоны, а также о проведении натурных исследований в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов па границе жилой застройки. Согласно информации МБУ «Муниципальный заказчик» на ДД.ММ.ГГГГ проведение натурных исследований на границе санитарно-защитной зоны предприятия находится на стадии выполнения.

Документы, подтверждающие проведение натурных исследований на границе санитарно-защитной зоны объекта кладбище в городском округе Красноуральск Свердловской области (кадастровый номер земельного участка 66:51:0107009:26) в Роспострбенадзор не представлялись. Отсутствие Решения об установлении санитарно-защитной зоны у МБУ «Муниципальный заказчик» приводит к нарушению прав граждан на благоприятную среду обитанию, негативному воздействию на их здоровье. Непроведение натурных исследований на границе санитарно-защитной зоны не позволяет оценить вредное влияние физических факторов объекта кладбище в городском округе Красноуральск Свердловской области (кадастровый номер земельного участка 66:51:0107009:26). Понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную среду и охрану здоровья.

Представитель ответчика МБУ «Муниципальный заказчик» Лаврентьев ФИО6 в судебном заседании против исковых требований не возражал, пояснил, что мероприятия для проведения натурных исследований начаты. Натурные исследования до настоящего времени не были проведены в связи с низким финансированием.

Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в отношении источников воздействия (объектов), создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0.1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на: границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов); границы полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий далее - полоса отвода); границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством Российской Федерации размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта. архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее - граница объекта).

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

В пределах земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" - в решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются:

а)наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта);

б)ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

в)информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил.

В силу п.2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. (п.2.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03)

Пунктом 3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Согласно п.3.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. (пункт 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03

Согласно п.4.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

- оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.

Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, МБУ «Муниципальный заказчик» осуществляет деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (л.д.6-17).

МБУ «Муниципальный заказчик» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не проводились натурные исследования на границе жилой застройки, отсутствует решение об установлении окончательных границ санитарно-защитной зоны для объекта: -кладбище в городском округе Красноуральск Свердловской области (кадастровый номер земельного участка ).

МБУ «Муниципальный заказчик» получено экспертное заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны требованиям санитарных правил и нормативов (№ 911-Э от 17.02.2020) для объекта: кладбище в городском округе Красноуральск Свердловской области (кадастровый номер земельного участка ).В соответствии с указанным заключением на проект санитарно-защитной зоны для объекта, расположенного на земельном участке по адресу: Свердловская область, г. Красноуральск, (кадастровый номер ), по результатам проведенных расчетов рассеивания приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере и оценки воздействия предприятия по фактору шумового воздействия было установлено, что от источников воздействия проектируемого объекта «Кладбище в городском округе Красноуральск Свердловской области» МБУ «Муниципальный заказчик» за контуром объекта (который принят по границе земельного участка с кадастровым номером ) не формируются уровни химического и физического воздействия, превышающие санитарно-эпидемиологические требования (изолинии 1 ПДН и ПДУ не выходят за контуры объекта). Установление санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта «Кладбище в городском округе Красноуральск Свердловской области» (кадастровый номер земельного участка ), не требуется.

Между тем, натурные исследования атмосферного воздуха и измерение уровней физических воздействий на атмосферный воздух спорного объекта не проведены, что ответчиком не отрицалось, в этой связи учитывая вышеизложенные нормы санитарного законодательства, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Соответственно, с ответчика МБУ «Муниципальный заказчик» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН ), удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Муниципальный заказчик» (ИНН ):

Провести натурные исследования атмосферного воздуха и измерение уровней физических воздействий на атмосферный воздух на границе жилой застройки для объекта:

- кладбище в городском округе Красноуральск Свердловской области (кадастровый номер земельного участка ).

До 1 октября 2024 года обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны или о прекращении существования ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне для объекта:

- кладбище в городском округе Красноуральск Свердловской области (кадастровый номер земельного участка ).

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Муниципальный заказчик» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Красноуральский городской суд.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья Красноуральского\

городского суда:                            А.А. Маклакова

2-672/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральс, город Нижняя ТУра
Ответчики
МБУ Муниципальный заказчик
Суд
Красноуральский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
krasnouralsky.svd.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2024Дело оформлено
22.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее