ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело №88-13089/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
04 июля 2022 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ромасловской И.С.,
судей Нечаевой Т.М., Ивановой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя ООО «Золотой Ярлык» Субботиной Е.А., Валовой <данные изъяты> Касенкиной <данные изъяты> на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03 марта 2022 года по гражданскому делу №2-1450/2021 по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Золотой Ярлык», обществу с ограниченной ответственностью «Развитие», Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Валовой Юлие Анатольевне, Касенкиной Фариде Габитовне, Ахметову Рашиду Рафиковичу о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан),
заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., пояснения представителя ООО «Золотой Ярлык» Субботиной Е.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Гареева А.Ф.,
установила:
истец Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам ООО «Золотой Ярлык», ООО «Развитие», Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Валовой Ю.А., Касенкиной Ф.Г., Ахметову Р.Р., в котором с учетом изменений в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать Администрацию городского округа г.Уфы Республики Башкортостан, ООО «Золотой ярлык», ООО «Развитие», Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Валову Ю.А., Касенкину Ф.Г., Ахметова Р.Р.: в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).
Решением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13.09.2021 года иск Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Золотой Ярлык», обществу с ограниченной ответственностью «Развитие», Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Валовой <данные изъяты>, Касенкиной <данные изъяты>, Ахметову <данные изъяты> о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) удовлетворен частично.
На общество с ограниченной ответственностью «Золотой ярлык», общество с ограниченной ответственностью «Развитие», Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Валову <данные изъяты>, Касенкину <данные изъяты>, Ахметова <данные изъяты> возложена обязанность:
в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий);
в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий);
в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).
В удовлетворении исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03.03.2022 года решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13.09.2021 года отменено в части возложения обязанности на Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).
В указанной части вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) отказано.
В остальной части решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13.09.2021 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Золотой Ярлык», Валовой <данные изъяты>, Касенкиной <данные изъяты> без удовлетворения.
В кассационных жалобах представителя ООО «Золотой Ярлык» Субботиной Е.А., Валовой <данные изъяты> и Касенкиной <данные изъяты> ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права, без надлежащей оценки значимых для дела обстоятельств и доказательств.
Изучив доводы кассационных жалоб и материалы дела, заслушав участников процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Так, судами установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Здание», расположенный по адресу: <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий), в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13.04.1994 года №359р поставлен на государственную охрану.
На объект культурного наследия в порядке, установленным ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство) от 30.10.2014 года №0/429.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 27.12.2016 года №68919-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и ему присвоен регистрационный номер <данные изъяты>.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 08.07.2020 года №<данные изъяты> <адрес> городского округа г.Уфа Республики Башкортостан зарегистрирован под кадастровым номером 02:55:010205:88.
Из указанной выписки судом установлено:
нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:398, площадью 289.3 кв.м, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ г.Уфа Республики Башкортостан;
нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:108, площадью 93.5 кв.м (на п/пл.5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18), принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;
жилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:191, площадью 33.2 кв.м, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;
нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:458, площадью 549.8 кв.м (на п/пл. 3, 3а, 36, 4, 4а, 46, 1, 2, 1, мансарда: 1, 2), принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;
нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:357 площадью 57.8 кв.м, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;
жилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:188, площадью 30.6 кв.м (квартира 2), принадлежит на праве собственности ООО «Развитие»;
1/4 доля жилого помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:192, площадью 83.2 кв.м (квартира 6), принадлежит на праве собственности Валовой Ю.А.;
1/4 доля жилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>192, площадью 83,2 кв.м (квартира 6), принадлежит на праве собственности Касенкиной Ф.Г.;
жилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:109, площадью 34 кв.м (квартира 3), принадлежит на праве собственности Ахметову Р.Р.
30 июля 2020 года Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан на основании ст.11 Федерального закона №73-ФЗ выдано задание №32 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Здание», входящее в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий), расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которых установлено, что объект представляет собой разноэтажное кирпичное здание. Лицевая часть, участвующая в формировании красной линии <адрес> оштукатурена и окрашена. Объем здания, тянущийся во двор, двухэтажный, в кирпичном стиле, с аттиком. В 2000-е годы лицевая часть здания перестроена, искажена без учета исторического облика.
Одноэтажное здание по красной линии <адрес> разделяется на три объема. В одноэтажном здании во втором (в центре) и третьем (с правой стороны, западнее) объемах выполнен (надстроен) мансардный этаж. Все три объема завершаются парапетными столбиками. В центре одноэтажного здания (второго объема) в мансарде расположены три арочных объема с окнами. С правой стороны (третий объем, с западной стороны) мансарды расположен по центру большой полукруглый объем, где расположены большие окна разной формы. На первом этаже окна прямоугольной формы. Оконные проемы в здании в процессе эксплуатации были изменены, окна в настоящее время представляют собой большие оконные витражи.
В результате визуального осмотра установлено, что над окнами первого этажа главного (южного) фасада здания со стороны <адрес>, размещены вывески различных размеров с надписями следующего содержания: «Фрея цветочная мастерская», «Офис Продаж», «Жилстройинвест группа компаний» и «Будильник». Под вывеской «Будильник» над окном лицевой части здания установлены металлические конструкции в виде «козырька» зеленого цвета. Нижняя часть главного фасада здания (кафе «Будильник») окрашена в зеленый цвет. Также на главном фасаде здания, а именно по бокам оконных проемов и дверного проема закреплены деревянные доски. Карниз здания со стороны <адрес> имеет небольшой участок повреждения.
На торцевом западном фасаде одноэтажного здания, где размещена вывеска «Фрея цветочная мастерская» размещен 1 блок кондиционера, в левой боковой части мансардного этажа размещено 6 блоков кондиционера.
С западной стороны к двухэтажному объему здания примыкают современные пристрой (входной группы), обшитые деревянными досками. Также на западном (внутридворовом) фасаде двухэтажного здания установлено 3 блока кондиционера, а также из стены второго этажа здания выведена 1 вентиляционная труба (вытяжка). На западном и северном (дворовых) фасадах двухэтажного здания наблюдается обесцвечивание и отслоение окрасочного слоя. Нижняя часть кирпичной кладки одного из оконных проемов 1 этажа восточного (дворового) фасада разрушена (оконный проем магазина экзотических фруктов). Отдельными местами кирпичная кладка цоколя с восточной стороны двухэтажного здания разрушена.
07 августа 2020 года Управлением в адрес ООО «Золотой ярлык» направлено предостережение от 07.08.2020 года №39 с требованием: проведения работ по размещению вывесок меньшего размер на фасадах здания, которые не будут закрывать видимость и препятствовать визуальному восприятию объекта культурного наследия; демонтировать с главного (южного) фасада здания металлические конструкции в виде козырька, деревянные доски, а также кондиционеры, размещенные на торцевом западном фасаде одноэтажного здания, в левой боковой части мансардного этажа, на западном (внутридворовом) фасаде двухэтажного здания; организовать работы по приведению фасадов здания в надлежащий вид с предоставлением срока их выполнения в срок до 25.10.2020 года.
07 августа 2020 года Управлением в адрес ООО «Развитие» направлено предостережение от 07.08.2020 года №40 с требованием: демонтировать современную постройку, где в настоящее время располагается магазин экзотических фруктов и организовать работы по приведению фасадов здания в надлежащий вид с предоставлением срока их выполнения в срок до 25.10.2020 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что ООО «Золотой ярлык» и ООО «Развитие» при осуществлении предпринимательской деятельности провели строительные работы по изменению внешнего облика (фасада) здания, в настоящее время декоративные элементы украшений фасадов местами частично разрушены, общее состояние объекта культурного наследия (памятника) неудовлетворительное и требует принятие срочных мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания, а затем проведение ремонтно-реставрационных работ. При этом судом учтено, что по состоянию на 25.10.2020 года и до настоящего времени собственниками (правообладателями) здания какие-либо меры, установленные ст.ст.40, 45, 47.2, п.1 ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа (комплекс из 4-х зданий)», не приняты, с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта собственники (правообладатели) в Управление не обращались, разрешение на проведение работ по сохранению объекта Управлением не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта в Управление не представлялась и не согласовывалась.
На основании изложенного, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие ответчиков свидетельствуют о несоблюдении ими требований Федерального закона и охранного обязательства, соответственно, уточненные исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к ответчикам о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан), подлежат частичному удовлетворению, с возложением на них соответствующих обязанностей.
Частично удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.09.2021 года нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:398, площадью 289.3 кв.м, расположенное на 1 этаже по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Ленинский район, ул.Коммунистическая, дом 51, 20.05.2021 года снят с учета, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан отказал.
Суд апелляционной инстанции, по итогам проверки состоявшегося по делу решения, с выводами суда первой инстанции об обоснованности требований, заявленных Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан согласился, вместе с тем, установив снятие объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>:398 с государственного кадастрового учета, учитывая, что в собственности Администрации г.о. г.Уфа и Управления земельных и имущественных отношений Администрации г.о. г.Уфа в спорном объекте недвижимости отсутствуют объекты недвижимости, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации г.о. г.Уфа о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) в остальной части, в связи с чем состоявшееся по делу решение в соответствующей части изменил.
Судебная коллегия находит, что изложенные выводы следуют из анализа всей совокупности представленных и исследованных судом доказательств, которые суды оценили в соответствии с правилами ст.ст.12, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом мотивы, по которым суды пришли к данным выводам, подробно изложены в обжалуемых судебных постановлениях.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).
Согласно п.1 ст.47.2 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Положениями п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 данного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п.2 ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на спорный объект культурного наследия в порядке, установленном ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр от 30.10.2014 года №0/429. Согласно п.2.1.1, 2.1.2, 2.1.10, 2.1.12, 2.1.13 охранного обязательства собственник объекта обязан использовать передаиваемый Объект в целях: сохранения памятника истории и культуры исключительно по назначению, согласовывать с госорганом любые изменения указанного в п.2.1.1 вида разрешенного функционального использования объекта, проводить работы по сохранению объекта в соответствии с заданием и научно-проектной документацией на проведение работ, согласованной с госорганом, на основании письменного разрешения госоргана, с привлечением к проведению paбoт по сохранению объекта культурного наследия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление деятельности по реставрации, поддерживать территорию земельного участка, исторически и функционально связанного с объектом в надлежащем, техническом, санитарном, противопожарном состоянии и благоустроенном состоянии, не допускать ее использования под новое строительство и другие хозяйственные нужды, а также не производить никаких пристроек к используемому объекту (включая его переделки снаружи), не изменять внешний облик объекта, незамедлительно извещать госорган о всяком ставшем известным собственнику, повреждении аварии или ином обстоятельстве, причинившем ущерб объекту, его территории, или угрожающем причинением такого ущерба, и безотлагательно принимать находящиеся в пределах полномочий собственника меры для предотвращения дальнейшего разрушения, а также при наличии возможности, незамедлительно проводить необходимые работы по его сохранению.
Выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия, вытекающих из общего бремени содержания имущества, в их правовом единстве с нормами гражданского законодательства и ст.ст.40, 48 Федерального закона №73-ФЗ по своей правовой природе является публичной обязанностью пользователя, предусмотренной п.3 ст.44 Конституции Российской Федерации, ограничивающей право собственности и другие права как вещные, так и обязательственные на объект культурного наследия как на особый вид имущества.
По итогам проверки установлено, что в нарушение действующих норм ответчики, собственники соответствующего объекта, произвели либо допустили мероприятия по устройству, переоборудованию конструктивных и иных элементов здания без проведения историко-культурной экспертизы, без получения разрешения на проведение указанных работ, выданных уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, в отсутствие проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также без осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Собственниками (правообладателями) здания какие-либо меры, установленные ст.ст.40, 45, 47.2, п.1 ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа (комплекс из 4-х зданий)», в установленные сроки не приняты.
Таким образом, установив, что ответчики являются лицами, ответственными за надлежащее состояние объекта культурного наследия, который требует проведения работ, указанных в исковом заявлении, суды ни нижестоящих инстанций пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Управления.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с п.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Из обстоятельств дела следует, что ответчики, уклоняются и не принимают меры по сохранению объекта культурного наследия, указанные в вышеприведенных нормах, не принимают своевременного, полного и необходимого комплекса мер, направленного на поддержание объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не обращаются в уполномоченные органы за получением заданий, разрешительной документации, в проектные организации - за составлением проектной документации.
При этом конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия, в соответствии со ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяются на стадии разработки научно-проектной документации по сохранению памятника на основании задания, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Поскольку ответчики не обращаются в уполномоченный орган за получением таких заданий, научно-проектная документация ответчиками не разрабатывалась, в настоящее время не представляется возможным определить конкретные работы, которые необходимо провести для сохранения объекта культурного наследия, уполномоченный орган не лишается возможности обратиться в суд с требованиями о понуждении собственников исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре, а именно обратиться за получением задания, осуществить меры по организации разработки научно-проектную документацию и организации выполнения предусмотренных в ней работ. Таким образом, на ответчиков возложена обязанность инициировать и пройти предусмотренную законом процедуру, поручить составление проекта и проведение работ уполномоченным лицам.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 сентября 2021 года в части оставленной без изменения судом апелляционной инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03 марта 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ООО «Золотой Ярлык» Субботиной Е.А., Валовой <данные изъяты> и Касенкиной <данные изъяты> - без удовлетворения.
Председательствующий И.М. Ромасловская
Судьи Т.М. Нечаева
С.Ю. Иванова