Судья Власенко Ф.В. Дело № 2-720/2023
(первая инстанция)
№ 33-1646/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
председательствующего судьи – Устинова О.И.,
судей: Балацкого Е.В., Савиной О.В.,
при секретаре – Бабийчук Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и дополнения к ней представителей Марташевской М. Ю. – Тюшляева А. В. и Волвенкова А. А.ича на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 26 января 2023 года по гражданскому делу по иску Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя к Марташевской М. Ю. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия в натуре, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,
установила:
Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя обратилось в суд с иском к Марташевской М.Ю. в котором просила обязать ответчика немедленно приостановить строительные работы на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г. Севастополь, <адрес>, расположенном в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь), запретить Марташевской М.Ю. осуществлять земляные, строительные, мелиоративные и иные работы на данном земельном участке и на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположенных в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь).
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе мероприятий по контролю осмотрены земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные в границах территории объекта культурного наследия. Оба земельных участка огорожены металлическим некапитальным забором.
В ходе мероприятий по контролю установлено в том числе, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, с использованием тяжелой техники проводятся земляные, строительные работы. Составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 23 августа 2022 года и протокол осмотра объекта культурного наследия.
В ходе осуществления дальнейших контрольных мероприятий также установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> земляные и строительные работы. Установлен забор, проведено устройство фундамента, смонтированы металлические конструкции. Составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия 16 декабря 2022 года и протокол осмотра объекта культурного наследия.
Указанными обстоятельствами мотивировано обращение Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя в суд.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 26 января 2023 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Марташевскую М.Ю. немедленно приостановить строительные работы на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположенном в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь).
Этим же решением Марташевской М.Ю. запрещено осуществлять земляные, строительные, мелиоративные и иные работы на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> расположенных в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь).
В апелляционной жалобе представители ответчика просят решение суда отменить, в иске отказать. Ссылаются на то, что судом не установлено в чем конкретно состоят допущенные ответчиком нарушения. Указывают, что ответчик является собственником земельных участков и вправе производит на них строительные работы, нарушений градостроительных регламентов Марташевской М.Ю. не допущено, выписки из ЕГРН не содержат сведений о каких-либо ограничениях или обременениях на данных земельных участках, категория земель определена как земли населенных пунктов, а вид разрешенного использования участков – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. В границах участка В-1-4 разрешается строительство новых зданий и сооружений.
Отмечают, что указанные в предостережениях направленных истцом нормы и положения только должны быть учтены в будущем при подготовке Правил землепользования и застройки города Севастополя, а следовательно, ссылка на них в документах датированных до 30 декабря 2022 года (то есть до утверждения градостроительного регламента) незаконна и не обоснована.
Также ссылаются на акт государственной историко-культурной экспертизы от 28 августа 2022 года, из которых следует, что на земельных участках истца объекты археологии отсутствуют, археологический подъемный материал и признаки археологического культурного слоя не обнаружены и которому судом надлежащая оценка не была дана.
В дополнениях к апелляционной жалобе указывается, что в действиях собственника земельных участков отсутствуют нарушения, а запрет осуществления строительных работ нарушает права и законные интересы Марташевской М.Ю. Не дана оценка историко-культурной экспертизе 2022 года, а также не учтена ранее проведенная экспертиза 2008 года, согласно которой выделение земельных участков для строительства квартала индивидуальных жилых домов было согласовано. Также отмечается, что земельные участки ответчика находятся в границах ТСН «Вымпел», которые освоены, однако само товарищество ни контролирующим органом при проведении проверки, ни судом к участию в деле не привлекалось.
Ссылаются на то, что ранее на земельном участке располагался жилой дом предыдущего собственника, что подтверждается техническим паспортом на домовладение Круш В.Н.
Представитель ответчика – Волвенков А.А. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней подержал, просил удовлетворить.
Представитель Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя – Лаго О.Е. относительно доводов жалобы возражал, полагал решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Судебная коллегия, выслушав мнение представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Марташевская М.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> также земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>л.д. 6, 9, том 1).
Во исполнение пункта 1 положения об Управлении охраны объектов культурного наследия города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2015 № 840-ПП, сотрудниками Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя на основании задания № 48-Ф от 23 июня 2022 года проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» в районе <адрес>
Из материалов дела следует, что в ходе контрольных мероприятий Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположенным по адресу <адрес> с использованием тяжелой техники проводятся земляные, строительные работы о чем Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и протокол осмотра объекта культурного наследия от 23 июня 2022 года (л.д. 10-15, том 1).
23 июня 2022 года с целью недопущения уничтожения или повреждения объекта культурного наследия, Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя в адрес Марташевской М.Ю. направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия (лд. 19-20, том 1).
Предостережение получено Марташевской М.Ю. 26 июля 2022 года, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 21, том 1).
23 августа 2022 года исполняющим обязанности начальника отдела надзора, контроля и охраны объектов культурного наследия Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя – Мельниченко А.С. проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия (район <адрес>
В ходе мероприятий по контролю осмотрены земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные в границах территории объекта культурного наследия. Установлено в том числе, что на земельном участке с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> с использованием тяжелой техники проводятся земляные, строительные работы. Составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 23 августа 2022 года, протокол осмотра объекта культурного наследия от 23 августа 2022 года (л.д. 22-25, том 1).
16 декабря 2022 года сотрудниками Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя проведено выездное обследование.
В ходе мероприятия установлено, что на земельном участке с кадастровыми номером: №, расположенным по адресу: <адрес>, неустановленными лицами в неустановленное время проведены земляные и строительные работы. Установлен забор, проведено обустройство фундамента, смонтированы металлические конструкции (л.д.78-87, том 1).
Аналогичные обстоятельства установлены при осмотре земельного участка с кадастровым номером №, который расположен по адресу: г.Севастополь, <адрес>. В ходе осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № проведены земляные и строительные работы. Установлен забор, проведено устройство фундамента, смонтированы металлические конструкции. Составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и протокол осмотра объекта культурного наследия от 16 декабря 2022 года (л.д. 88-108, том 1).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 август 2016 года № 1864 (далее – Приказ МК РФ № 1864), согласно которым указанные земельные участки находятся на территории застроенных участков многофункционального назначения с высокой степенью, сохранившейся исторической планировочной структуры, расположенных в зоне влияния объектов культурного наследия — Режим Р-4-1, участок В-1-4 и пришел к выводу, что установленные при рассмотрении дела обстоятельства свидетельствуют о нарушении Марташевской М.Ю., как собственницей земельных участков, требований статьи 5.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 и специальных требований Приказа МК РФ № 1864 при осуществлении строительных работ, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
При этом судом был отклонен представленный стороною ответчика акт экспертного исследования № 461/1-7 от 2 июня 2016 года, поскольку данный акт изготовлен до введение в действие Приказа МК РФ № 1864 от 12 августа 2016 года, является мнением специалиста, который об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации не предупреждался, при подготовке акта материалами гражданского дела не располагал.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными, основанными на надлежащей правовой оценке представленных суду доказательств и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик, как собственник земельных участков вправе производить на них строительные работы и требований положений статьи 5.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Приказа МК РФ № 1864 при осуществлении строительных работ ею не допущено, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколения многонационального народа Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлено, что в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
Приказом Министерства культуры Российской федерации от 8 июня 2016 года № 1279 достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический крепости Чембало и Каламита» признан объектом культурного наследия Федерального значения и включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее – Достопримечательное место). Согласно данному приказу утверждены границы территории – Достопримечательное место. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 август 2016 года № 1864 утверждены требования к осуществлению деятельности в границах Достопримечательное место.
Земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные в районе <адрес>, согласно Приказу МК РФ № 1864 находятся на территории застроенных участков многофункционального назначения с высокой степенью, сохранившейся исторической планировочной структуры, расположенных в зоне влияния объектов культурного наследия – режим Р-4-1, участок В-1-4 территории – Достопримечательное место, где запрещается проведение земляных и строительных работ без предварительных археологических полевых работ (пункт 1.3 Приказа).
Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Таким образом, проводя на земельных участках с кадастровыми номерами № расположенных в районе <адрес> земляные, строительные работы с использованием тяжелой техники без проведения обязательных археологических полевых работ, ответчиком допущено нарушение статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ и пункта 1.3 Приказа МК РФ № 1864 в связи с чем, судом обоснованно удовлетворены требования истца и запрещено осуществлять земляные, строительные, мелиоративные и иные работы на указанных земельных участках.
Данные обстоятельства подтверждаются в том числе постановлением Гагаринского районного суда от 14 февраля 2023 года, оставленным без изменения решением Севастопольского городского суда от 12 апреля 2023 года, которым Марташевская М.Ю. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка ответчика на акт государственной историко-культурной экспертизы от 28 августа 2022 года проведенной ООО «Крымский региональный центр археологических исследований» согласно которому в результате выполненных научно-исследовательских археологических полевых работ в том числе на земельных участках, принадлежащих ответчику, объекты археологии, включенные в реестр, выявленные объекты археологии, объекты, обладающие признаками объектов археологии, в границах земельных участков отсутствуют; археологический подъемный материал и признаки археологического культурного слоя на земельных участках не обнаружены, не может быть принята во внимание, поскольку согласно пункту 1 статьи 31 Закона № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала строительных и земляных работ, осуществление которых может оказать прямое и косвенное воздействие на объект культурного наследия. Данная экспертиза является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения таких работ (статья 32), в случае несогласия с данной экспертизой орган охраны объектов культурного наследия вправе назначить повторную экспертизу.
Поскольку данная экспертиза была проведена уже после произведенных ответчиком строительных и земельных работ, доказательств направления ее в орган охраны объектов культурного наследия, а также согласия данного органа с выводами экспертизы не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что акт государственной историко-культурной экспертизы от 28 августа 2022 года не может являться допустимым доказательством по делу.
Кроме того, согласно пункту 38.11 Приказа МК РФ № 1864 в границах участка Р-4-1, В-1-4, запрещается новое строительство, не связанное с исследованием, сохранением и музеефикацией памятников.
Ответчиком не отрицается тот факт, что ею проводится новое строительство жилых домов на спорных земельных участках, а не реконструкция ранее существующих объектов капитального строительства. Ссылка на то, что на одном из спорных земельных участков располагался жилой дом предыдущего собственника, не может быть принята во внимание, поскольку сведения о наличии ранее размещенных объектов капитального строительства на спорных земельных участках согласно сведениям из ЕГРН отсутствуют. На момент проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществленных сотрудниками Управления, размещение иных объектов капитального строительства на спорных участках установлено не было.
Ссылка представителя ответчика на то, что Приказ МК РФ № 1864 устанавливает требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, при этом указанный приказ не является нормативным актом, утверждающим и устанавливающим на территории города Севастополя градостроительные регламенты, а такой регламент начал действовать только с 30 декабря 2022 года, в связи с чем ссылка на данные нормы до указанной даты не может быть законной, судебной коллегией отклоняются, так как осуществление нового строительства или реконструкции после вступления в законную силу нормативного правового акта, регулирующего особый режим использования земель достопримечательного места, в данной регламентной зоне прямо противоречит требованиям Приказа МК РФ № 1864.
В суд апелляционной инстанции стороной ответчика представлено заключение кадастрового инженера по домовладению, расположенному <адрес>, составленное в 2023 году (без даты).
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их предоставления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Данное заключение было изготовлено после вынесения судом решения и доказательств невозможность подготовить его ранее не представлено. Кроме того, в данном заключении специалистом, по сути, дана оценка выпискам из ЕГРН, комплексному градостроительному заключению от 10 июля 2007 года, научному заключению от 2008 года, технической документации по землеустройству от 2009 года, заключению по проведению археологических исследований с целью определения наличия (отсутствия) объектов археологического наследия от 2012 года, акту экспертного исследования от 2016 года, акту государственной историко-культурной экспертизы от 2022 года в их совокупности, иных доказательств, существенным образом влияющих на рассмотрение настоящего дела, не приведено. Вместе с тем, о данных доказательствах суду было известно и им дана оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по итогам которой суд пришел к выводу о допущенных ответчиком нарушениях при производстве строительных работ на указанных в иске земельных участках.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 26 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителей Марташевской М. Ю. – Тюшляева А. В., Волвенкова А. А.ича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 мая 2023 года.
Председательствующий судья О.И. Устинов
Судьи: Е.В. Балацкий
О.В. Савина