Решение по делу № 3а-874/2021 от 14.09.2021

дело № 3а-874/2021

УИД 26OS0000-04-2021-000564-40

                                              РЕШЕНИЕ

                            Именем Российской Федерации

город Ставрополь                              16 декабря 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи                Шишовой В.Ю.

при секретаре судебного заседания        Заболоцкой Г.А.,

с участием представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «ИСТОКЪ» – Аксельрод А.В.,

представителя административного ответчика ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» - Кузнецовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ИСТОКЪ» к государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество», министерству имущественных отношений Ставропольского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ИСТОКЪ» (далее - ООО «ИСТОКЪ»), действуя через представителя по доверенности Аксельрод А.В., обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее - ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество»), министерству имущественных отношений Ставропольского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае.

Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: <…>, определена в размере 12 867 078,26 рублей. Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования: «для использования приобретенных в собственность административного истца здания (литер «А»), гаражного бокса (литер «Б»), склада арочного».

Полагает, что вид разрешенного использования земельного участка вносит неясное и неочевидное понимание того, к какому сегменту должен быть отнесен земельный участок. При проведении государственной кадастровой оценки ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» пришло к необоснованному выводу об отнесении данного земельного участка с кадастровым номером <…> к сегменту 4 «предпринимательство», как земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования (смешанным видом разрешенного использования), ошибочно рассчитав кадастровую стоимость по УПКЗС вида разрешенного использования, для которого УПКЗС является наибольшим, т.е. по виду разрешенного использования: «для использования административного здания» (литер «А»). Фактически земельный участок с кадастровым номером <…> (по проекту позиция 1943 (1937)) отнесен к Сегменту 4 «предпринимательство», коду вида разрешенного использования 4.1, коду расчета вида разрешенного использования 04:010.

Считает, что при определении кадастровой стоимости земельного участка допущена ошибка вследствие неправильного определения условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (разрешенное использование земельного участка), поскольку земельный участок с кадастровым номером <…> имеет один вид разрешенного использования «производственная деятельность» и соответственно относится к сегменту 6, а не к сегменту 4.

Допущенная административным ответчиком ошибка повлекла несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке, вследствие чего кадастровая стоимость земельного участка является недостоверной.

29 июля 2021 года ООО «ИСТОКЪ» обратилось в ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…>. При этом в заявлении № <…> данные ошибки были подробно изложены.

26 августа 2021 года ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» вынесено решение № <…> об отказе в пересчете кадастровой стоимости, в котором указано, что по результатам проверки расчета кадастровой стоимости ошибок не выявлено.

Считая данное решение незаконным и необоснованным, затрагивающим его права как субъекта налоговых правоотношений, поскольку от кадастровой стоимости производится расчет арендной платы и выкупная стоимость участка, административный истец ООО «ИСТОКЪ» просил признать незаконным решение ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» от 26 августа 2021 года № <…> об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…> ; обязать ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» устранить допущенные нарушения при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…>, определив ее по сегменту 6 «Производственная деятельность», виду разрешенного использования 6.9 «Склады» (т.1 л.д. 12-30).

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ИСТОКЪ» – Аксельрод А.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» Кузнецова В.В., действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении требований административного истца ввиду их необоснованности. Предоставила письменные возражения по требованиям ООО «ИСТОКЪ» (т.2 л.д. 98-100).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Остроухов Е.В. пояснил, что он работает в ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» в должности начальника управления государственной кадастровой оценки и он подписывал оспариваемое административным истцом решение от 26 августа 2021 года № <…> об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…>.

Свидетель Остроухов Е.В. пояснил, что при проведении государственной кадастровой оценки ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» определило сегментацию спорного земельного участка в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке", в которых говорится, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.

Так как спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: «для использования приобретенных в собственность административного истца здания (литер «А»), гаражного бокса (литер «Б»), склада арочного», учреждение считает, что все три объекта могут использоваться отдельно и самостоятельно, однако, максимальный доход будет получен от использования здания в качестве административного. Объект оценки был отнесен к 4 сегменту «предпринимательство», код расчета вида использования 04:010 «деловое управление. Размещение ОКС с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг…»

После поступления в ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» заявления ООО «ИСТОКЪ» об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…>, учреждением был направлен запрос в администрацию г. Железноводска с просьбой уточнить фактическое использование земельного участка, расположенного по адресу: <…>. В случае иного фактического использования учреждение просило указать сегмент. Администрация подтвердила, что на земельном участке располагаются объекты капитального строительства – ангар, нежилое здание и склад. Он расценил данный ответ в качестве подтверждения того, что при проведении государственной кадастровой оценки сегментация была определена верно, в связи с изложенным он пришел к выводу о том, ошибок не выявлено. В адрес заявителя было направлено соответствующее решение от 26 августа 2021 года № <…> об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…>.

Административные ответчики – министерство имущественных отношений Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, а также заинтересованные лица: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрация города-курорта Железноводска, Управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

От представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Дегтяревой О.И. поступили возражения на административное исковое заявление ООО «ИСТОКЪ», в которых содержится ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя Управления (т.1 л.д. 112-114).

Другие участники судебного разбирательства по административному делу о причинах неявки не известили, доказательств уважительности причин неявки не предоставили и не просили об отложении дела слушанием.

В соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - Кодекс административного судопроизводства РФ) информация о времени и месте рассмотрения административного дела размещена на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде первой инстанции.

Принимая во внимание, что стороны и представители заинтересованных лиц по административному делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 8212 от 08 апреля 2020 г., в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID – 19), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства по данному административному делу.

Выслушав представителя административного истца ООО «ИСТОКЪ» – Аксельрод А.В., представителя административного ответчика ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» Кузнецову В.В., допросив свидетеля Остроухова Е.В., исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в связи со следующим.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее по тексту - Закон о государственной кадастровой оценке).

Положениями части 3 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 27 июня 2018 года N 253-п "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Ставропольском крае в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ - с 01 июля 2018 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

На территории Ставропольского края таким бюджетным учреждением является Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» (ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество»), которое наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 года N 570 (ред. от 21 августа 2018 года).

В соответствии с приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 03 октября 2018 года N 690 (ред. от 26 ноября 2018 года N 874) "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края" принято решение о проведении в 2019 году государственной кадастровой оценки следующих видов объектов недвижимости на территории Ставропольского края:

1.1. Всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков).

1.2. Земельных участков из категории земель населенных пунктов.

1.3. Земельных участков из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная техническая ошибка); 2) системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная техническая ошибка); 3) единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная методологическая ошибка); 4) системная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная методологическая ошибка).

В случае исправления технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, допускается изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, только в сторону понижения (пункт 16 указанной статьи).

В силу пунктов 6 и 7 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По итогам рассмотрения обращения бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено (часть 14 названной статьи).

К ошибкам, допущенным при определении кадастровой стоимости, по смыслу части 13 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ), относится и использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что административный истец ООО «ИСТОКЪ» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: <…>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03 сентября 2021 года (т.1л.д. 83-85). Из содержания Выписки следует, что земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования «для использования приобретенных в собственность административного здания (литер «А»), гаражного бокса (литер «Б»), склада арочного».

На данном земельном участке располагаются принадлежащие административному истцу на праве собственности объекты недвижимого имущества: административное здание литер А, площадью 227,4 кв.м (т.1 л.д. 124, 96-97); склад арочный литер В, площадью 432,7 кв.м (т.1 л.д. 127, 99-100); гаражный бокс, литер Б, площадью 175 кв.м (т.1 л.д. 121, 102-103).

На территории Ставропольского края государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проведена по состоянию на 01 января 2019 года.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по Ставропольскому краю на 01 января 2019 года утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1175 от 25 ноября 2019 года.

Из содержания Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 03 сентября 2021 года (т.1 л.д. 57) видно, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: <…>, установленная на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» по состоянию на 01 января 2019 года, составила 12 867 078,26 рублей (т.1 л.д. 57).

На момент проведения государственной кадастровой оценки на территории Ставропольского края по состоянию на 01 января 2019 года положения статьи 12 Закона о государственной кадастровой оценке предусматривали, что сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2).

Частью 6 статьи 12 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции на момент проведения государственной кадастровой оценки на территории Ставропольского края по состоянию на 01 января 2019 года) было установлено, что бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.

Как видно из предоставленных суду документов, 23 октября 2019 года ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» направило в администрацию города-курорта Железноводска Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 января 2019 года для согласования (исх № <…>). Письмом администрации города-курорта Железноводска № <…> от 23 октября 2019 года указанный Перечень согласован, при этом спорный объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу: <…>, в кадастровом квартале <…>, отнесен к сегменту 4, коду расчета вида использования:04:010, коду ВРИ 4.1.

Из письменных пояснений представителя административного ответчика ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» следует, что объект оценки был включен в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01 января 2019 года со следующими характеристиками:

кадастровый номер <…>;

адрес (местоположение): <…>;

площадь: 3 754 кв.м;

наименование: землепользование;

категория: земли населенных пунктов;

вид использования по документам: для использования приобретенных в собственность административного здания (литер «А»), гаражного бокса (литер «Б»), склада арочного;

вид использования: для объектов общественно-делового значения.

Таким образом, судом достоверно установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года спорный объект недвижимости отнесен к 4 сегменту «предпринимательство», код расчета вида использования 04:010.

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» кодом 04:010 группы 4.1 предусмотрены объекты делового управления - здания, сооружения, помещения, используемые с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).

29 июля 2021 года ООО «ИСТОКЪ» обратилось в ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка. При этом представитель ООО «ИСТОКЪ» Аксельрод А.В. указала, что объект недвижимости должен быть отнесен к сегменту 6 «Производственная деятельность» с кодом расчета 06:090 «Склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, за исключением железнодорожных перевалочных складов», либо 06:093 «Склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов» (т.1 л.д. 132-133).

Из пояснений представителя административного ответчика ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество», показаний свидетеля Остроухова Е.В. и письменных доказательств следует, что в рамках проведения проверки по данному заявлению в адрес главы города-курорта Железноводска <…> 02 августа 2021 года направлен запрос № <…> с просьбой уточнить фактическое использование земельного участка с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: <…>. В случае иного фактического использования начальник управления государственной кадастровой оценки Остроухов Е.В. просил указать соответствующий сегмент (т.1 л.д. 157).

В материалы административного дела предоставлен ответ главы города-курорта Железноводска Моисеева Е.И. на указанный выше запрос от 02 августа 2021 года, направленный 13 августа 2021 года. В ответе указано, что на момент осмотра установлено, что земельный участок частично огорожен. На участке также расположены объекты капитального строительства (Ангар, Нежилое здание). К ответу исх № <…> приложена фототаблица на 4 листах (т.1 л.д.158-162).

По заявлению ООО «ИСТОКЪ» 26 августа 2021 года ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» вынесено решение № <…> об отказе в пересчете кадастровой стоимости, в котором указано, что по результатам проверки расчета кадастровой стоимости ошибок не выявлено (т.1 л.д. 76, 163).

В это же день, 26 августа 2021 года, в адрес административного истца направлен соответствующий ответ, содержащий рекомендацию обратиться в орган регистрации прав для внесения необходимых изменений (т.1 л.д. 164).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение по его обращению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, принято Государственным бюджетным учреждением Ставропольского края «Ставкрайимущество» в пределах полномочий, определенных статьей 21 Закона о государственной кадастровой оценке, в пределах компетенции, установленной федеральным и краевым законодательством, в той форме, в которой это учреждение вправе принимать предусмотренное Законом о государственной кадастровой оценке решение. Нарушений порядка рассмотрения данного обращения не допущено, обращение ООО «ИСТОКЪ» разрешено в срок, установленный частью 16 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке, ответ на обращение подписан начальником управления государственной кадастровой оценки ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество», наделенным данными полномочиями в соответствии с должностной инструкцией (т.1 л.д. 165-168).

Проверяя доводы административного истца о неправильном определении кадастровой стоимости спорного земельного участка, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 5 Закона о государственной кадастровой оценке государственное регулирование проведения государственной кадастровой оценки в части нормативно-правового регулирования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее - федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки), который разрабатывает и утверждает методические указания о государственной кадастровой оценке, вносит изменения в методические указания о государственной кадастровой оценке (часть 1, пункт 3 части 2).

Таким органом в силу пункта 1 и подпункта 5.2.2 пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 437, является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 утверждены методические указания о государственной кадастровой оценке (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объектов недвижимости, определяется на основе ценообразующих факторов в соответствии с указанным Законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Методические указания определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства (ОКС) (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (ОНС), помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов (ЕНК), и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение) (пункт 1.1).

Пунктом 1.2 Методических указаний предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для целей Методических указаний под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием, то есть фактическим (текущим) использованием объекта недвижимости, не противоречащим установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.

При этом в силу пункта 1.8 Методических указаний при определении кадастровой стоимости объект недвижимости оценивается исходя из допущения о продолжении сложившегося фактического использования такого объекта недвижимости. В случае, если имеются документы, подтверждающие невозможность продолжения фактического использования объекта недвижимости, такой объект оценивается в индивидуальном порядке на основе его наиболее эффективного использования.

В соответствии с пунктом 1.9 Методических указаний определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.

Земельный участок характеризуется его назначением (категорией и (или) разрешенным использованием), а также видом осуществляемой на нем деятельности (пункт 1.10 Методических указаний).

Согласно пункту 7.1 Методических указаний при определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением проводится группировка объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости методами массовой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы (при необходимости) в соответствии с Методическими указаниями. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в рамках каждой из групп (подгрупп). В рамках одной группы (подгруппы) должны быть использованы одни и те же подходы и методы, а также критерии взвешивания полученного результата.

В соответствии с пунктом 9.2.2 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям: 1 сегмент "Сельскохозяйственное использование"; 2 сегмент "Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)"; 3 сегмент "Общественное использование"; 4 сегмент "Предпринимательство"; 5 сегмент "Отдых (рекреация)"; 6 сегмент "Производственная деятельность"; 7 сегмент "Транспорт"; 8 сегмент "Обеспечение обороны и безопасности"; 9 сегмент "Охраняемые природные территории и благоустройство"; 10 сегмент "Использование лесов"; 11 сегмент "Водные объекты"; 12 сегмент "Специальное, ритуальное использование, запас"; 13 сегмент "Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка"; 14 сегмент "Иное использование" - вид использования земельных участков, не указанный в предыдущих 13 сегментах.

В силу вышеприведенных нормативных правовых актов определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с Указаниями служит обеспечением принципа единства методологии государственной кадастровой оценки на территории всех субъектов Российской Федерации.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <…> для использования приобретенных в собственность административного здания (литер «А»), гаражного бокса (литер «Б»), склада арочного предусматривает именно использование принадлежащих ООО «ИСТОКЪ» на праве собственности объектов недвижимости.

Тот факт, что спорный земельный участок используется административным истцом в соответствии с видом его разрешенного использования, нашел свое подтверждение в ходе судебной проверки, проведенной по запросу суда.

По результатам обследования земельного участка, произведенного 08 ноября 2021 года, в адрес суда направлен ответ № <…>, подписанный главой города-курорта Железноводска Моисеевым Е.И. Из содержания данного ответа видно, что земельный участок частично огорожен, в его границах находятся металлический ангар, гараж и одноэтажное нежилое здание. К ответу приложена фототаблица на 5 листах (т.2 л.д. 3-8,33-38).

Следовательно, тот факт, что спорный земельный участок предназначен для использования в целях размещения объектов недвижимости - административного здания, гаража и склада, не является доказательством необходимости его отнесения к 6 сегменту, коду расчета 06:090 либо 06:093, поскольку в соответствии с Методическими указаниями определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости (пункт 1.8).

Поскольку на земельном участке расположено административное здание, что соответствует сведениям в правоподтверждающих документах (т.1 л.д. 124), при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» правомерно исходило из максимально эффективного использования спорного земельного участка и отнесло его к 4 сегменту «предпринимательство», код расчета вида использования 04:010, предусматривающего размещение объектов делового управления - зданий, сооружений, помещений, используемых с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в ряде судебных актов Верховного Суда Российской Федерации, например, в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N АКПИ19-786, Указания предусматривают необходимым при определении кадастровой стоимости земельных участков основываться на том, какое использование из перечня предусмотренных законодательством является наиболее эффективным, то есть Указания предусматривают механизмы определения кадастровой стоимости как для случаев, когда земельный участок используется в соответствии с видами разрешенного использования, указанными в ЕГРН, так и для случаев, когда земельный участок используется не по назначению либо не используется.

Доказательств того, что земельный участок фактически используется административным истцом в целях производственной деятельности, в материалы дела не предоставлено. Доводы представителя административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером <…> имеет один вид разрешенного использования: «производственная деятельность», опровергаются материалами административного дела, в том числе Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 сентября 2021 года (т.1 л.д. 83-85)..

Таким образом, факт использования недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <…> при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2019 года не нашел своего подтверждения в ходе судебной проверки.

Регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере и призванными обеспечить комфортную окружающую среду в населенных пунктах, благоприятные условия жизни, транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных и других организаций (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06 октября 2015 года N 2317-О).

В рассматриваемом случае административный истец был вправе после вступления в силу Правил землепользования и застройки сохранить существующий в отношении арендованного им земельного участка вид разрешенного использования, либо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об изменении его в соответствии с фактическим использованием объекта недвижимости, с учетом положений градостроительного регламента.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском и административном процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов правоотношений.

С учетом изложенного стороны сами несут риски, связанные с неблагоприятными последствиями нераспоряжения своими правами.

Поскольку административный истец не воспользовался правом на приведение существующего в настоящее время вида разрешенного использования земельного участка: «для использования приобретенных в собственность административного здания (литер «А»), гаражного бокса (литер «Б»), склада арочного» в соответствие с видом разрешенного использования: «производственная деятельность», который по его мнению, должен быть установлен в отношении данного объекта недвижимости, последствия нераспоряжения данным правом не могут расцениваться в качестве незаконных действий ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество».

Оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности применительно к закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований, заявленных ООО «ИСТОКЪ».

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                          решил:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «ИСТОКЪ» к государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество», министерству имущественных отношений Ставропольского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2021 года.

Председательствующий судья                                                         В.Ю. Шишова

3а-874/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Истокъ"
Ответчики
Управление Росреестра по по Ставропольскому краю
ГБУ СК "Ставкрайимущество"
Министерство имущественных отношений СК
Другие
Управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска
Администрация города-курорта Железноводска СК
Аксельрод Анжелика Владимировна
ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Шишова Виктория Юрьевна
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
15.09.2021Регистрация административного искового заявления
15.09.2021Передача материалов судье
17.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.10.2021Предварительное судебное заседание
15.10.2021Предварительное судебное заседание
10.11.2021Предварительное судебное заседание
10.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2021Дело оформлено
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее