Гражданское дело № 2-141/2024
24RS0001-01-2024-000166-46
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Абан 11 апреля 2024 года
Абанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Фёдоровой О.В.,
при секретаре Игнатюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства, ссылаясь на то, что в феврале 2024 года в отношении администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края проведена плановая выездная проверка на основании решения № 141 от 19 января 2024 года, в ходе которой обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению; нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. По фактам выявленных нарушений в отношении юридического лица администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 14 февраля 2024 года № 2172).
В ходе проведения контрольно - надзорных мероприятий в отношении администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края выявлены нарушения п. 77 главы IV. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» отсутствует возможность отбора проб воды для проведения лабораторных исследований в месте водозабора (из скважин) по адресам: <адрес>.
01 февраля 2024 года с 11 часов 15 минут до 12 часов 20 минут с привлечением специалиста филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в городе Канске П - лаборанта отдела отбора и приёма образцов, проведен отбор проб питьевой воды - протокол отбора проб воды № 131 от 01 февраля 2024 года. При получении санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных исследований (испытания, измерения) от 12 февраля 2024 года № 1374, выданной филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в городе Канске, установлено:
согласно протоколу исследований (испытаний), измерений № 192-201 от 06.02.2024, проба воды, вода питьевая - централизованного водоснабжения из РЧВ (без разводящей сети) по адресу: <адрес>, исследовалась:
- по органолептическому показателю: мутность и составила 3,3 ± 0,7 мг/дм, при величине допустимого уровня - не более 1,5 мг/дм3, обнаруженные показатели превышают предельно допустимые значения, что выше нормируемого значения, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям раздела IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, раздела III таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- по санитарно-химическим показателям: железо составило 0,42 ±0,11 мг/дм3 при величине допустимого уровня – не более 0,3 мг/дм, что выше нормируемого значения, что не соответствует требованиям раздела III таблице 3.1, таблице 3.13 (556), СанПиН 1.2.3685-21, раздела IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; жесткость общая 9,5±1,4 градуса жесткости при величине допустимого уровня - не более 7 градуса жесткости, что выше нормируемого значения, что не соответствует требованиям раздела III (таблица 3.3) СанПиН 1.2.3685- 21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», раздела IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно протоколу исследований (испытаний), измерений № 193-201 от 06.02.2024, проба воды, вода питьевая - централизованного водоснабжения из РЧВ (без разводящей сети) по адресу: <адрес>, исследовалась:
- по органолептическому показателю: мутность и составила 6,9 ±1,4 мг/дм?, при величине допустимого уровня - не более 1,5 мг/дм, обнаруженные показатели превышают предельно допустимые значения, что выше нормируемого значения, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям раздела IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, раздела III таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- по санитарно-химическим показателям: железо составило 1,12± 0,28 мг/дм при величине допустимого уровня – не более 0,3 мг/дм?, что выше нормируемого значения, что не соответствует требованиям раздела III таблицы 3.13 (556) СанПиН 1.2.3685-21, раздела IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно протоколу исследований (испытаний), измерений № 194-201 от 06.02.2024, проба воды, вода питьевая - централизованного водоснабжения из РЧВ (без разводящей сети) по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Абанский район, с. Березовка, ул. Лесная, д. 7, исследовалась:
- по органолептическому показателю: мутность и составила 3,6 ± 0,7 мг/дм3, при величине допустимого уровня - не более 1,5 мг/дм3, обнаруженные показатели превышают предельно допустимые значения, что выше нормируемого значения, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям раздела IV. п.75 СанПиН 2.1.3684-21, раздела III таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- по санитарно-химическим показателям: железо составило 0,49± 0,12 мг/дм? при величине допустимого уровня - не более 0,3 мг/дм3, что выше нормируемого значения, что не соответствует требованиям раздела III таблице 3.13 (556) СанПиН 1.2.3685-21, раздела IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; жесткость общая 9,9±1,5 градуса жесткости при величине допустимого
уровня - не более 7 градуса жесткости, что выше нормируемого значения, что не соответствует требованиям раздела III (таблица 3.3) СанПиН 1.2.3685- 21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», раздела IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21; хлориды 877±122 мг/дм3 при величине допустимого уровня - не более 350 мг/дм3, что выше нормируемого значения, что не соответствует требованиям раздела III (таблица 3.13) СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», раздела IV п. 75 СанПиН 2.1.3684-21.
Указанные факты подтверждаются актом проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 2169 от 14 февраля 2024 года. Таким образом, выявлены нарушения санитарного законодательства, выражающиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, что может способствовать возникновению и распространению массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) на территории администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Просит обязать ответчика устранить указанные нарушения, в срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, в направленном в суд ходатайстве просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, в адрес последнего направлена судебная повестка заказным письмом с уведомлением, конверт вернулся с отметкой «истек срок хранения».
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Применительно к ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, неявку лица, участвующего в деле, за получением заказного письма суда следует считать отказом от получения судебного извещения о явке в судебные заседания.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации корреспонденции или нежелание являться за почтовой корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само физическое лицо.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд находит необходимым также отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным выше, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п. 63).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом изложенного, суд, решая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившегося представителя ответчика, приходит к выводу о признании его неявки без неуважительной причины, в связи с чем, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд не находит препятствий для рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
На основании решения № 141 от 19.01.2024 о проведении плановой выездной проверки, в срок с 01.02.2024 по 29.02.2024 в отношении администрации Березовского сельсовета Абанского района проведена проверка соблюдений требований санитарного законодательства.
По итогам проверки установлены нарушения, что подтверждается актом выездной плановой проверки от 14.02.2024 № 2169, ответчику выдано предписание № 2170 от 14.02.2024, согласно которых, выявлены следующие нарушения:
- п. 77 главы IV. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» выразившееся в отсутствии возможности отбора проб питьевой воды для проведения лабораторных исследований в месте водозабора (из скважин) по адресам: <адрес>;
- главы IV п.75, п. 81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.1, 3.3, таблице 3.13 № п/п 556 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившееся в несоответствии гигиеническим нормам отобранной пробы воды из резервуара чистой воды (без разводящей сети) по адресу: <адрес>, по органолептическому показателю: мутность; по санитарно-химическому показателю: железо, жесткость общая (протокол исследований (испытаний), измерений № 192-201 от 06.02.2024);
- главы IV п.75, п. 81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.1, таблице 3.13 № п/п 556 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившееся в несоответствии гигиеническим нормам отобранной пробы воды из резервуара чистой воды по адресу: <адрес>, по органолептическому показателю: мутность; по санитарно-химическому показателю: железо (протокол исследований (испытаний), измерений № 193-201 от 06.02.2024);
- главы IV п.75, п. 81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.1, 3.3, таблице 3.13 № п/п 556 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившееся в несоответствии гигиеническим нормам отобранной пробы воды из резервуара чистой воды (без разводящей сети) по адресу: <адрес>, по органолептическому показателю: мутность; по санитарно-химическому показателю: железо, жесткость общая, хлориды (протокол исследований (испытаний), измерений № 194-201 от 06.02.2024).
На основании предписания № 2170 от 14.02.2024, в отношении администрации Березовского сельсовета Абанского района 14.02.2024 составлен протокол об административном правонарушении № 2172 по ст. 6.5 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении №3119 от 27.02.2024, администрация Березовского сельсовета Абанского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000,00 рублей.
Неустранение указанных нарушений нарушает интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Администрация Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края является юридическим лицом.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что факт нарушения санитарного законодательства имеет место.
Доказательств устранения нарушений санитарного законодательства, выявленных в ходе планойвой проверки 14.02.2024, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края, ИНН №, ОГРН №, устранить в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу следующие нарушения:
- нарушение п. 77 главы IV Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: обеспечить возможность отбора проб воды для проведения лабораторных исследований в месте водозабора (из скважин) по адресам: <адрес>;
- нарушение п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21, раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.3, таблицы 3.13 (556) СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: довести качество питьевой воды из источника централизованного водоснабжения из резервуара чистой воды по адресу: <адрес> по санитарно-химическим показателям: мутность, железо, жесткость общая до гигиенических нормативов;
- нарушение п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21, раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.13 (556) СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: довести качество питьевой воды из источника централизованного водоснабжения из резервуара чистой воды по адресу: <адрес> по санитарно-химическим показателям: мутность, железо до гигиенических нормативов;
- нарушение п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21, раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.3, таблицы 3.13 (556) СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: довести качество питьевой воды из источника централизованного водоснабжения из резервуара чистой воды по адресу: <адрес> по санитарно-химическим показателям: мутность, железо, жесткость общая, хлориды до гигиенических нормативов.
Разъяснить ответчику право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья