Решение по делу № 2-739/2024 от 24.06.2024

Дело № 2-739/2024

11RS0020-01-2024-001339-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2024 года с. Айкино

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Моисеевой М.А.,

при помощнике судьи Гончаренко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» к Кайгородовой Н. В. о взыскании государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта,

установил:

ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» обратилось в суд с исковым заявлением к Кайгородовой Н.В. о взыскании государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта в размере 198 000 рублей.

22 августа 2024 года в судебном заседании объявлен перерыв до 23 августа 2024 года в связи с наличием ходатайства истца о желании участвовать при рассмотрении дела.

После перерыва представитель истца в судебное заседание не явился. В телефонном сообщении юристконсульт истца сообщила о невозможности своей явки, в связи с нахождением в отпуске.

Вместе с тем, исходя из организационной формы истца, являющегося юридическим лицом, следовательно, директор обладает правом на представление интересов без оформления доверенности, нахождение юриста организации в отпуске суд не признает уважительной причиной.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 16 августа 2023 года Кайгородова Н.В. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» с заявлением о заключении социального контракта и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства.

18 августа 2023 года между Кайгородовой Н.В. и ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» заключен социальный контракт <Номер>, предметом которого является сотрудничество по реализации программы социальной адаптации, в целях адаптации заявителя и членов его семьи и включение в процесс самообеспечения в рамках Программы.

Решением ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» от 21 августа 2023 года Кайгородовой Н.В. назначена адресная государственная социальная помощь на срок с 01 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года и выплате 200 000 рублей.

По условиям социального контракта (пункт 2.3) в период действия контакта заявитель обязан, в том числе, приобрести в период действия контракта необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, сельскохозяйственную продукцию, вести личное подсобное хозяйство в период действия контракта и не менее чем 12 месяцев со дня окончания его срока, ежемесячно предоставлять в Центр отчет о выполнении мероприятий и документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации (не позднее 20-го числа месяца, следующего за выполнением мероприятий), предпринять активные действия по выполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, уведомить Центр о прекращении ведения личного подсобного хозяйства в течение 3 рабочих дней в период действия социального контракта и 12 месяцев после его окончания, возвратить пособие в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения ведения личного подсобного хозяйства, в случае использования пособия не по целевому назначению и (или) прекращения деятельности по собственной инициативе в период действия контракта.

Пунктом 2.2 Социального контракта предусмотрено право Центра расторгнуть досрочно с заявителем контракт в случаях: невыполнения заявителем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой; не предоставление заявителем отчета о выполнении мероприятий с приложением документов либо его предоставление с нарушением сроков.

В соответствии с Программой социальной адаптации, Кайгородова Н.В. обязана: в сентябре 2023 года провести оздоровительные и профилактические мероприятия по вакцинации прививок на 2023 год, пройти диспансеризацию; в октябре приобрести лопату, грабли, шланг поливочный, садовую тачку, теплицу, триммер, культиватор); в ноябре приобрести опрыскиватель, емкость для скопления воды, парник, сотовый поликарбонат, минеральные удобрения, встать на учет в качестве плательщика налога, вести личное подсобное хозяйство, обеспечить семью продукцией ЛПХ и (или) реализовать продукцию; в декабре приобрести мотоблок и навесное оборудование к нему, вести ЛПХ, вести личное подсобное хозяйство, обеспечить семью продукцией ЛПХ и (или) реализовать продукцию; в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе 2024 года предоставить документы о действии в качестве плательщика налога, вести личное подсобное хозяйство, обеспечить семью продукцией ЛПХ и (или) реализовать продукцию.

О целевом расходовании полученных денежных средств Кайгородовой Н.В. предоставлены отчеты: 21 ноября 2023 года за октябрь о приобретении инвентаря на сумму 59232 рубля; 15 декабря 2023 года за ноябрь о приобретении инвентаря на сумму 19024 рубля, постановке на учет в качестве налогоплательщика, выполнении ЛПХ и обеспечении семьи продукцией ЛПХ и (или) реализовать продукцию.

Согласно заключению специалиста Центра, за декабрь 2023 года Кайгородова Н.В. ничего не приобрела, отчетные документы не предоставила.

Решением ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» от 25 января 2024 года прекращен социальный контракт <Номер>, в связи с не предоставлением отчета о выполнении мероприятия программы адаптации за декабрь 2023 года.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Согласно частям 1-3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки малоимущим семьям, является одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнению ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статей 1109 данного кодекса.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Таким образом, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества (увеличение стоимости собственного имущества приобретателя); приобретение или сбережение произведено за счет другого лиц (за чужой счет); отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца и отсутствие правовых оснований для такого обогащения, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения (сбережения) такого имущества либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При этом добросовестность гражданина (получателя денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

По смыслу приведенной нормы для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений.

С учетом исковых требований ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» и регулирующих спорные отношения норм материального права юридически значимым обстоятельством является установление обстоятельства того, имела ли место со стороны ответчика недобросовестность в получении социальной помощи. Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании пособия презюмируется, то бремя доказывания данного факта лежит на истце.

Вместе с тем, истцом не представлено доказательств неправомерного получения ответчиком денежных средств и их использования не по целевому назначению, то есть не в целях, указанных в программе социальной адаптации. Также материалами дела не подтверждается наличие у ответчика умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда другому лицу.

Вопреки доводу истца, сам по себе факт обращения в суд с иском не может, бесспорно, свидетельствовать о недобросовестном поведении ответчика.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» к Кайгородовой Н. В. о взыскании государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Моисеева

Дело № 2-739/2024

11RS0020-01-2024-001339-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2024 года с. Айкино

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Моисеевой М.А.,

при помощнике судьи Гончаренко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» к Кайгородовой Н. В. о взыскании государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта,

установил:

ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» обратилось в суд с исковым заявлением к Кайгородовой Н.В. о взыскании государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта в размере 198 000 рублей.

22 августа 2024 года в судебном заседании объявлен перерыв до 23 августа 2024 года в связи с наличием ходатайства истца о желании участвовать при рассмотрении дела.

После перерыва представитель истца в судебное заседание не явился. В телефонном сообщении юристконсульт истца сообщила о невозможности своей явки, в связи с нахождением в отпуске.

Вместе с тем, исходя из организационной формы истца, являющегося юридическим лицом, следовательно, директор обладает правом на представление интересов без оформления доверенности, нахождение юриста организации в отпуске суд не признает уважительной причиной.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 16 августа 2023 года Кайгородова Н.В. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» с заявлением о заключении социального контракта и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства.

18 августа 2023 года между Кайгородовой Н.В. и ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» заключен социальный контракт <Номер>, предметом которого является сотрудничество по реализации программы социальной адаптации, в целях адаптации заявителя и членов его семьи и включение в процесс самообеспечения в рамках Программы.

Решением ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» от 21 августа 2023 года Кайгородовой Н.В. назначена адресная государственная социальная помощь на срок с 01 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года и выплате 200 000 рублей.

По условиям социального контракта (пункт 2.3) в период действия контакта заявитель обязан, в том числе, приобрести в период действия контракта необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, сельскохозяйственную продукцию, вести личное подсобное хозяйство в период действия контракта и не менее чем 12 месяцев со дня окончания его срока, ежемесячно предоставлять в Центр отчет о выполнении мероприятий и документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации (не позднее 20-го числа месяца, следующего за выполнением мероприятий), предпринять активные действия по выполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, уведомить Центр о прекращении ведения личного подсобного хозяйства в течение 3 рабочих дней в период действия социального контракта и 12 месяцев после его окончания, возвратить пособие в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения ведения личного подсобного хозяйства, в случае использования пособия не по целевому назначению и (или) прекращения деятельности по собственной инициативе в период действия контракта.

Пунктом 2.2 Социального контракта предусмотрено право Центра расторгнуть досрочно с заявителем контракт в случаях: невыполнения заявителем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой; не предоставление заявителем отчета о выполнении мероприятий с приложением документов либо его предоставление с нарушением сроков.

В соответствии с Программой социальной адаптации, Кайгородова Н.В. обязана: в сентябре 2023 года провести оздоровительные и профилактические мероприятия по вакцинации прививок на 2023 год, пройти диспансеризацию; в октябре приобрести лопату, грабли, шланг поливочный, садовую тачку, теплицу, триммер, культиватор); в ноябре приобрести опрыскиватель, емкость для скопления воды, парник, сотовый поликарбонат, минеральные удобрения, встать на учет в качестве плательщика налога, вести личное подсобное хозяйство, обеспечить семью продукцией ЛПХ и (или) реализовать продукцию; в декабре приобрести мотоблок и навесное оборудование к нему, вести ЛПХ, вести личное подсобное хозяйство, обеспечить семью продукцией ЛПХ и (или) реализовать продукцию; в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе 2024 года предоставить документы о действии в качестве плательщика налога, вести личное подсобное хозяйство, обеспечить семью продукцией ЛПХ и (или) реализовать продукцию.

О целевом расходовании полученных денежных средств Кайгородовой Н.В. предоставлены отчеты: 21 ноября 2023 года за октябрь о приобретении инвентаря на сумму 59232 рубля; 15 декабря 2023 года за ноябрь о приобретении инвентаря на сумму 19024 рубля, постановке на учет в качестве налогоплательщика, выполнении ЛПХ и обеспечении семьи продукцией ЛПХ и (или) реализовать продукцию.

Согласно заключению специалиста Центра, за декабрь 2023 года Кайгородова Н.В. ничего не приобрела, отчетные документы не предоставила.

Решением ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» от 25 января 2024 года прекращен социальный контракт <Номер>, в связи с не предоставлением отчета о выполнении мероприятия программы адаптации за декабрь 2023 года.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Согласно частям 1-3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки малоимущим семьям, является одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнению ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статей 1109 данного кодекса.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Таким образом, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества (увеличение стоимости собственного имущества приобретателя); приобретение или сбережение произведено за счет другого лиц (за чужой счет); отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца и отсутствие правовых оснований для такого обогащения, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения (сбережения) такого имущества либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При этом добросовестность гражданина (получателя денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

По смыслу приведенной нормы для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений.

С учетом исковых требований ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» и регулирующих спорные отношения норм материального права юридически значимым обстоятельством является установление обстоятельства того, имела ли место со стороны ответчика недобросовестность в получении социальной помощи. Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании пособия презюмируется, то бремя доказывания данного факта лежит на истце.

Вместе с тем, истцом не представлено доказательств неправомерного получения ответчиком денежных средств и их использования не по целевому назначению, то есть не в целях, указанных в программе социальной адаптации. Также материалами дела не подтверждается наличие у ответчика умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда другому лицу.

Вопреки доводу истца, сам по себе факт обращения в суд с иском не может, бесспорно, свидетельствовать о недобросовестном поведении ответчика.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Вымского района» к Кайгородовой Н. В. о взыскании государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Моисеева

2-739/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГБУ Республики Коми "Комплексный центр социальной защиты населения Усть-вымского района"
Ответчики
Кайгородова Нина Вячеславовна
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Моисеева Мария Александровна
Дело на сайте суда
uwsud.komi.sudrf.ru
24.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2024Судебное заседание
22.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее