Решение по делу № 33-15104/2023 от 04.12.2023

Судья ФИО2

Дело

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2023 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Ю.М.

судей Тихоновой Ю.Б., Потехиной О.Б.

при ведении протокола помощником судьи Симоновой К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.

гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4», администрации <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта

по апелляционной жалобе представителя администрации <адрес>ФИО5

на решение Енисейского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:

«Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4», администрации <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, удовлетворить.

Возложить обязанность на МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4» в срок до <дата> оборудовать помещения здания и территорию образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, возложив обязанность по финансированию вышеуказанных мероприятий на администрацию <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4», администрации <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в образовательном учреждении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией. <дата> в адрес МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4» внесено представление об устранении указанных нарушений, однако на дату проверки меры по устранению законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объекта не приняты, система оповещения и управления эвакуацией в учреждении отсутствует. На основании изложенного, с учетом уточненного искового заявления, истец просит обязать МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4» в срок до <дата> оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией помещения здания и территорию МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4»; возложить обязанность по финансированию вышеуказанных мероприятий на администрацию <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации <адрес>ФИО5 просит решение изменить в части указания срока исполнения возложенной на ответчиков обязанности. Ссылается на неисполнимость указанного решения, поскольку возлагая на ответчиков обязанность по установке системы оповещения и управления эвакуацией, суд не установил приблизительные объёмы работ и затрат, которые необходимо произвести для исполнения решения суда, а также не выяснил, являются ли установленные сроки реальными. Полагает, что с учетом необходимости планирования расходования бюджетных средств, времени необходимого для разработки сметной документации, проведения конкурсной процедуры, с целью обеспечения соблюдения баланса и интересов сторон, срок подлежит увеличению до <дата>.

В письменных возражениях помощник межрайонного прокурора ФИО6 просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав пояснения прокурора ФИО7, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), действующие с 17 августа 2019 года (далее - Требования).

В соответствии с пп» «д» п. п.24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники (п. 31 Требований).

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона от <дата> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, образовательную деятельность МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4» осуществляет по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной Енисейским межрайонными прокурором проверки по исполнению МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4» законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений были выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией.

По данному факту Енисейской межрайонной прокуратурой внесено представление от <дата> об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией.

Письмом от <дата> директор образовательного учреждения сообщил о том, что школой ведется планомерная работа по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности. В школе установлена автоматическая система экстренного оповещения людей при угрозе возникновения пожара, однако имеющаяся система не дает возможности голосового управления эвакуацией. При формировании бюджетной заявки на 2023 г. администрацией школы предоставлен локально-сметный расчет на установку нужной автоматической системы оповещения и управления эвакуацией, также подано ходатайство руководителю МКУ «Управление образования» с просьбой рассмотреть возможность выделения образовательному учреждению дополнительных денежных ассигнований, необходимых на установку системы оповещения и управления эвакуацией.

В ходе проверки, проведенной в порядке контроля в период с <дата> по <дата> Енисейской межрайонной прокуратурой, установлено, что меры по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в образовательной организациях не приняты, система оповещения и управления эвакуацией в учреждении отсутствует.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, исходил из отсутствия доказательств того, что МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4» устранены установленные в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией, учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации, пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных Енисейским межрайонным прокурором требований и возложил на МБОУ «Средняя школа имени кавалера трех орденов воинской славы ФИО4» обязанность оборудовать помещения здания и территорию образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя на выполнение соответствующих требований федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования, суд первой инстанции возложил обязанность на администрацию <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» профинансировать расходы по оборудованию помещения здания и территории образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.

Решение суда в указанной части лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем, не является предметом апелляционного рассмотрения.

Определяя срок исполнения возложенных на ответчиков обязательств, суд первой инстанции установил указанный срок- до <дата>, признав его разумным и обоснованным.

Учитывая существо допущенных ответчиками нарушений прав неопределенного круга лиц, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также работников образовательного учреждения, длительность срока неисполнения выявленных нарушений, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судебная коллегия полагает, что определенный судом первой инстанции срок для финансирования мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений в виде оборудования помещения здания и территории образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, является разумным и достаточным, оснований для его увеличения, с учетом социальной значимости проведения установленных судом мероприятий, по доводам жалобы не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в установленные сроки судебная коллегия полагает неубедительными, доказательств того, что в указанный в решении суда срок невозможно осуществить необходимые меры, направленные на исполнение возложенных законом на ответчиков обязательств, не представлено. Доводы о зависимости ответчиков от субсидирования бюджета муниципального уровня не освобождают ответчиков от исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасных условий образовательной деятельности.

Отсутствие финансовой возможности, на которое ссылается в апелляционной жалобе администрация <адрес>, не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на выполнение образовательным учреждением необходимых мероприятий в целях обеспечения безопасного пребывания в образовательном учреждении и исполнений требований действующего законодательства в указанной части. Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер по обеспечению безопасного пребывания в образовательном учреждении, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета городского округа.

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Енисейского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации <адрес>ФИО5 – без удовлетворения.

Председательствующий:    ФИО8

Судьи:     ФИО10

ФИО9

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.

33-15104/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Енисейский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация города Енисейска
МБОУ Средняя школа №2 г.Енисейска
МКУ Управление образования Енисейского района
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Потехина Оксана Борисовна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
13.12.2023Судебное заседание
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее