Дело № 2-968/2023
УИД № 49RS0008-01-2023-001147-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Усть-Омчуг 20 июля 2023 года
Хасынский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Шуваевой В.И.,
при секретаре Мещеряковой М.М.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Тенькинского района Сулина М.В.,
представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрации Тенькинского муниципального округа, Управления имущественных и земельных отношений администрации Тенькинского муниципального округа – главного специалиста правового отдела управления по правовому, организационному и информационному обеспечению Администрации Тенькинского муниципального округа Крушина С.Ю., действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Омчуг гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тенькинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Тенькинский эксплуатационный центр» о возложении обязанности совершить определенные действия по устранению нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Тенькинского района обратился в суд с вышеуказанным иском к МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства при размещении, содержании и эксплуатации детских игровых площадок прокуратурой Тенькинского района выявлены нарушения в сфере защиты прав несовершеннолетних в части использования игрового оборудования детских игровых площадок.
Так, постановлением Администрации Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-па (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена муниципальная программа «Благоустройство территории Тенькинского городского округа». Согласно разделу 2 муниципальной программы ее целями и задачами являются, в том числе, благоустройство детских площадок поселений Тенькинского городского округа.
Нормативные требования к безопасности игрового оборудования на детских площадках определены в государственных стандартах, в том числе, «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 года № 182-ст.
Указанным нормативным актом установлены общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования, в частности, запрещено пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (п. 4.3)
На эксплуатанта возложены обязанности по обеспечению комплекса мероприятий по безопасности эксплуатации оборудования (п. 7.1), установлению на детских игровых площадках информационных табличек или досок, содержащих правила и возрастные требования при использовании оборудования, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования (п. 7.5); осуществлению регулярного обслуживания оборудования (п. 7.8), немедленному устранению неисправностей оборудования (т. 7.7).
Пунктом 4.3.9 ГОСТ Р 52169-2012 Национальный стандарт Российской Федерации «Оборудования и покрытия детских игровых площадок» предусмотрено, что выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены. Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками, шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается (пп. 4.3.7, 4.3.8).
Согласно п. 3.5.11 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», зарегистрированного в Минюсте РФ 15 октября 2003 года № 5176, территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
Приказом Минстроя России № 897/пр, Минспорта России
№ 1128 от 12 декабря 2019 года «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» регламентировано минимальное расстояние от границ детских площадок до гостевых стоянок и участков постоянного и временного хранения автотранспортных средств, до площадок мусоросборников, до отстойно-разворотных площадок на конечных остановках маршрутов городского пассажирского транспорта; рекомендовано изолировать детские площадки от указанных объектов с помощью зеленых насаждений (п. 7.7), от транзитного пешеходного движения (п. 7.6); рекомендовано оборудовать детские площадки стендами, содержащими информацию о правилах поведения на площадке, правилах и режиме использования оборудования.
На основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-па, договора безвозмездного пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения № земельный участок площадью 650 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, передан на безвозмездной основе МКУ «ТЭЦ» под детскую игровую площадку.
Осмотром игровой площадки, расположенной во дворе дома № по
<адрес> в пос. Усть-Омчуг, установлено, что в нарушение вышеприведенных требований на площадке отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности, отсутствует ударопоглощающее покрытие, выступающие концы болтовых соединений на элементах площадки не защищены, представляют опасность для несовершеннолетних; на качели одна доска сломана (лежит рядом с качелей), лакокрасочное покрытие с игровых форм частично отсутствует.
Полагает, что безопасность детских площадок затрагивает права неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, ссылаясь на ст. 2 Конституции РФ, положения Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор просит обязать МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в части использования игрового оборудования детской игровой площадки по адресу: <адрес>: установить на территории детской площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие; открытые болтовые соединения привести в соответствие с ГОСТ Р 51269-2012 путем их защиты; восстановить на качели деревянную доску; восстановить на игровых формах лакокрасочное покрытие.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Тенькинский муниципальный округ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ соединены в одно производство гражданские дела № по иску прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Тенькинский эксплуатационный центр» о возложении обязанности совершить определенные действия по устранению нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних.
Соединенному делу присвоен №.
Из исковых требований прокурора по указанным гражданским делам усматривается следующее.
По гражданскому делу № осмотром игровых площадок установлено, что на игровых площадках, расположенных возле дома <адрес>, между дома <адрес> и домом <адрес>, возле дома <адрес> отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведения о возрастных группах, также отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности; на детской площадке возле дома <адрес> отсутствует ударопоглощающее покрытие.
Ссылаясь на аналогичные нормы закона, прокурор просил обязать МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в части использования игрового оборудования – детских игровых площадок, расположенных по адресам: <адрес>:
- установить на всей территории детских площадок таблички с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности;
- на площадке возле дома <адрес> в пос. Усть-Омчуг установить ударопоглощающее покрытие.
По гражданскому делу № осмотром игровой площадки, расположенной во дворе дома <адрес> в пос. Усть-Омчуг, установлено, что в нарушение вышеприведенных требований на площадке отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности, отсутствует ударопоглощающее покрытие, отсутствует один игровой элемент, частично отсутствует лакокрасочное покрытие на игровых формах.
Ссылаясь на аналогичные нормы закона, прокурор просил обязать МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в части использования игрового оборудования – детской игровой площадки, расположенной по адресу: <адрес>: установить на территории детской площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие; восстановить один недостающий игровой элемент; восстановить на игровых формах лакокрасочное покрытие.
По гражданскому делу № осмотром игровой площадки, расположенной во дворе домов № по <адрес> в пос. Усть-Омчуг, установлено, что в нарушение вышеприведенных требований на площадке отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, также отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности, ударопоглощающее покрытие отсутствует.
Ссылаясь на аналогичные нормы закона, прокурор просил обязать МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в части использования игрового оборудования – детской игровой площадки, расположенной по адресу: <адрес>: установить на территории детской игровой площадки таблички с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие.
По гражданскому делу № осмотром игровой площадки, расположенной во дворе дома <адрес> в пос. Усть-Омчуг, установлено, что в нарушение вышеприведенных требований на площадке отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности; отсутствует ударопоглощающее покрытие.
Ссылаясь на аналогичные нормы закона, прокурор просил обязать МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в части использования игрового оборудования – детской игровой площадки, расположенной по адресу: <адрес>: установить на территории детской игровой площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие; открытые болтовые соединения привести в соответствие с ГОСТ Р 51269-2012 путем их защиты; восстановить на качели деревянную доску; восстановить на игровых формах лакокрасочное покрытие.
По гражданскому делу № осмотром игровой площадки, расположенной во дворе дома <адрес> в пос. Омчак, установлено, что в нарушение вышеприведенных требований на площадке отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности; отсутствует ударопоглощающее покрытие; игровая форма в виде карусели сломана; лакокрасочное покрытие на игровых формах частично отсутствует; опора под основной горкой деформирована (имеется угроза обрушения).
Ссылаясь на аналогичные нормы закона, прокурор просил обязать МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в части использования игрового оборудования – детской игровой площадки, расположенной по адресу: <адрес>: установить на территории детской игровой площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие; открытые болтовые соединения привести в соответствие с ГОСТ Р 51269-2012 путем их защиты; восстановить на качели деревянную доску; восстановить на игровых формах лакокрасочное покрытие.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ принято увеличение исковых требований, в котором прокурор просил обязать МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства
в сфере защиты прав несовершеннолетних в части использования игрового оборудования – детских игровых площадок:
- по адресу: <адрес> – установить на территории детской площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие, восстановить один недостающий элемент; восстановить на игровых формах лакокрасочное покрытие;
- по адресу: <адрес> – установить на территории детской площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие;
- по адресу: <адрес> – установить на территории детской площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие, открытые болтовые соединения привести в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 путем их защиты; восстановить на диван-качели несущую перекладину; привести в безопасное состояние диван-качели путем демонтажа металлических прутьев; восстановить на игровых формах лакокрасочное покрытие;
- по адресу: <адрес> – установить на территории детской площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие;
- по адресу: <адрес> – установить болтовые соединения на основной скатной горке, восстановить два недостающих пролета на цепной лестнице;
- по адресу: <адрес> – установить на территории детской площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие;
- по адресу: <адрес> – установить на территории детской площадки табличку с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, номерами телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае их неисправности; установить ударопоглощающее покрытие, восстановить игровую форму в виде карусели; восстановить на игровых формах лакокрасочное покрытие; восстановить опору под основной горкой.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора на заявленных исковых требованиях настаивал, обосновав их доводами искового заявления. Полагал, что факт отсутствия в настоящее время детской площадки по адресу <адрес> не исключает возможности удовлетворения заявленных требований, просил в этой части исковые требования удовлетворить и не приводить решение к исполнению.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
На основании ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, полагал, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать в полном объеме.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч. 1 ст. 14.1 указанного Федерального закона в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 29.05.2023, с изм. от 30.05.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закрепляются правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В силу положений п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственник осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст. 294, 296).
Статьей 216 ГК РФ определено, что вещными правами наряду с правом собственности являются, в частности, право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294) и право оперативного управления имуществом (ст. 296).
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 1.3 статьи 26 Устава муниципального образования «Тенькинский муниципальный округ» Магаданской области, принятого решением Собрания представителей Тенькинского городского округа
от 19 декабря 2022 года № 63 (далее – Устав), администрация Тенькинского муниципального округа Магаданской области входит в структуру органов местного самоуправления Тенькинского муниципального округа (далее - администрация).
Согласно п. 1 ст. 48 Устава администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления Тенькинского муниципального округа федеральными законами и законами Магаданской области.
В структуру администрации входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, которые могут обладать правами юридических лиц. Органы администрации осуществляют свою деятельность на основании Положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации, утверждаемых главой муниципального образования (ст. 49 Устава).
От имени Тенькинского муниципального округа права по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления Тенькинского муниципального округа в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе данным Уставом и иными муниципальными правовыми актами (п. 1 ст. 56 Устава).
Согласно Положению об Управлении имущественных и земельных отношений администрации Тенькинского муниципального округа Магаданской области, утвержденному решение Собрания представителей Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Управление является структурным подразделением администрации Тенькинского муниципального округа Магаданской области, которое представляет интересы собственника муниципального имущества – муниципального образования «Тенькинский муниципальный округ Магаданской области», владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Тенькинский муниципальный округ Магаданской области» и данным Положением (п. 1.1 Положения).
Управление является юридическим лицом, действует в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения (п. 1.3 Положения), является главным распорядителем бюджетных средств, закрепленных за ним Решением о бюджете муниципального образования «Тенькинский муниципальный округ Магаданской области» (п. 1.12 Положения).
Анализ приведенных положений позволяет прийти к выводу о том, что на территории муниципального образования «Тенькинский муниципальный округ Магаданской области» функции по управлению муниципальным имуществом осуществляет Управление имущественных и земельных отношений администрации Тенькинского муниципального округа Магаданской области, которое, в силу п. 3.5 Положения, наделено полномочием передавать это имущество в оперативное управление муниципальных учреждений.
Из Устава МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» следует, что Учреждение является самостоятельным юридическим лицом (п. 1.6).
Предметом деятельности Учреждения является, в том числе, проведение работ по содержанию, ремонту объектов внешнего благоустройства муниципальных территорий Тенькинского городского округа (п. 2.2).
Одной из основных целей деятельности Учреждения является обеспечение благоустройства муниципальных территорий Тенькинского городского округа (п. 2.3). Для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет, в том числе, проведение капитальных и текущих ремонтов административных зданий и мест благоустройства (п. 2.4.7). Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 3.1).
Согласно письму главы администрации Тенькинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованному прокурору Тенькинского района, детские игровые площадки и земельные участки переданы МБУ «ТЭЦ». Из приложенного к письму списка детских игровых площадок, расположенных на территории пос. Усть-Омчуг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что среди них указаны, в том числе, детские площадки, расположенные по адресам: <адрес> – <адрес>,
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ № из оперативного управления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области изъято муниципальное имущество балансовой стоимостью 3 949 907,33 руб. и закреплено за МБУ «ТЭЦ» на праве оперативного управления.
Распоряжением Управления имущественных и земельных отношений администрации Тенькинского муниципального округа Магаданской области № от ДД.ММ.ГГГГ из оперативного управления администрации Тенькинского муниципального округа Магаданской области изъято муниципальное имущество балансовой стоимостью 42 462 939,44 руб. и закреплено за МБУ «ТЭЦ» на праве оперативного управления.
На основании договора безвозмездного пользования землей № от
ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения №, земельные участки, в том числе: площадью 650 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1060 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2 558 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1 720 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1100 кв.м. в кадастровом квартале №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 650 кв.м. в кадастровом квартале №, расположенный по адресу: <адрес> пос. Усть-Омчуг, площадью 478 кв.м. в кадастровом квартале №, расположенный по адресу: <адрес>, переданы на безвозмездной основе МКУ «ТЭЦ» под детские игровые площадки.
Согласно дополнительному соглашению к договору безвозмездного пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ срок его действия установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, как установлено в ходе судебного заседания, имущество, все детские площадки, расположенные в пос. Усть-Омчуг, в том числе по адресам: <адрес> – <адрес>, а также детские площадки, расположенные в пос. Омчак, в том числе по <адрес>, переданы ответчику на праве оперативного управления.
При этом статьи 296, 298 ГК РФ, определяющие права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусматривают сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. С учетом изложенного собственник, передав во владение имущество на указанном ограниченном вещном праве, не только предоставляет учреждениям и казенным предприятиям возможность владеть и пользоваться имуществом, но и возлагает на них бремя его содержания.
Постановлением Администрации Тенькинского городского округа
от ДД.ММ.ГГГГ №-па утверждена муниципальная программа «Благоустройство территории Тенькинского городского округа» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно разделу 2 муниципальной программы ее целями и задачами являются, в том числе, благоустройство детских площадок поселений Тенькинского городского округа.
Устанавливаемые площадки должны соответствовать требованиям стандартов и правил.
В частности, «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 года № 182-ст. (далее – ГОСТ Р 52301-2013), устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
В соответствии с п. 3.5 ГОСТ Р 52301-2013 эксплуатантом детских игровых площадок признается общество, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования.
Оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей (п. 4.2) Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (п. 4.3).
Эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасности эксплуатации оборудования на основании учета конструкции оборудования, требований эксплуатационных и иных документов, представленных изготовителем, установки, обслуживания и ремонта оборудования, климатических условий и условий эксплуатации оборудования (п. 7.1).
Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при использовании оборудованием, номер телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования (п. 7.5).
Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качестве функционирования оборудования и покрытия детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживаю оборудования включают обслуживание ударопоглощающих покрытий, восстановлений ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня (п. 7.8).
Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняются (п. 7.7).
Помимо этого, общие требования к безопасности конструкций и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок установлены ГОСТ Р 52169-2012 Национальный стандарт Российской Федерации «Оборудования и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 года № 1148-ст (далее – ГОСТ Р 52169-2012).
В соответствии с п. 3.2 ГОСТ Р 52169-2012 ударопоглощающее покрытие детской игровой площадки – это покрытие детской игровой площадки с амортизационными свойствами, размерами не менее зоны приземления ребенка, используемое совместно с оборудованием.
Зона падения детской игровой площадки – пространство внутри, на или вокруг оборудования, в которое попадает ребенок при падении с элемента конструкции, размещенного над поверхностью детской игровой площадки (п. 3.3 ГОСТ Р 52169-2012).
Высота свободного падения – расстояние по вертикали от опорной поверхности оборудования, с которой может упасть ребенок, до зоны приземления (п. 3.6 ГОСТ Р 52169-2012).
Для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия (п. 4.3.22.2 ГОСТ Р 52169-2012).
Как следует из рисунка к пункту 4.3.22.3 ГОСТ Р 52169-2012, ударопоглощающее покрытие зоны приземления детской игровой площадки устраивается при высоте ее платформы, превышающей 600 мм.
Пунктом 4.3.26.8 ГОСТ Р 52169-2012 установлено, что ударопоглощающее покрытие должно быть по всей зоне приземления для оборудования с высотой свободного падения свыше 600 мм.
Из приведенных норм следует, что на эксплуатанте детских игровых площадок лежит обязанность устраивания ударопоглощающего покрытия по всей зоне приземления оборудования с высотой свободного падения по зоне приземления оборудования с высотой свободного падения свыше 600 мм.
Пунктом 4.3.9 ГОСТ Р 52169-2012 предусмотрено, что выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены.
Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками, шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается (пп. 4.3.7, 4.3.8).
Методическими рекомендациями по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденными Приказом Минстроя России № 897/пр, Минспорта России № 1128 от 12 декабря 2019 года, рекомендовано оборудовать детские площадки стендами, содержащими информацию о правилах поведения на площадке, правилах и режиме использования оборудования.
Проанализировав документы, свидетельствующие о передаче ответчику спорных объектов в оперативное управление, в совокупности с вышеприведенными нормативными актами, устанавливающими требования к монтажу, обеспечению безопасности эксплуатации, обслуживанию спорных объектов, суд приходит к выводу о том, что обязанность по совершению указанных действий несет именно МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр».
Вместе с тем согласно представленному истцом акту совместной проверки спорных объектов от ДД.ММ.ГГГГ и приложенным к нему фототаблицам выявлены нарушения вышеприведённых требований эксплуатации детских игровых площадок:
- на детской игровой площадке, расположенной в пос. Усть-Омчуг во дворе дома <адрес> отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности; отсутствует ударопоглощающее покрытие; отсутствует один игровой элемент, частично отсутствует лакокрасочное покрытие на игровых формах;
- на детской игровой площадке, расположенной в пос. Усть-Омчуг во дворе дома <адрес>, отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности, отсутствует ударопоглощающее покрытие, выступающие концы болтовых соединений на элементах площадки не защищены, представляют опасность для несовершеннолетних; на диван-качели отпилена несущая перекладина, лакокрасочное покрытие с игровых форм частично отсутствует; на диван-качели основание для крепления досок частично отпилено (имеются выступающие металлические элементы);
- на детской игровой площадке, расположенной в пос. Усть-Омчуг во дворе дома <адрес> отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности, отсутствует ударопоглощающее покрытие;
- на детской игровой площадке, расположенной возле дома <адрес> информационная таблица установлена, отсутствуют болтовые соединения основной скатной горки, на цепной лестнице отсутствуют два пролета (металлических поручня);
- на детской игровой площадке между домом № по <адрес> и домом № по <адрес> информационная таблица установлена;
- на детской игровой площадке возле дома <адрес> отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведения о возрастных группах, также отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности; отсутствует ударопоглощающее покрытие.
- на детской игровой площадке, расположенной в пос. Омчак во дворе дома <адрес>, отсутствуют таблицы с правилами пользования оборудованием, сведениями о возрастных группах, отсутствуют номера телефонов службы спасения, скорой помощи и номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности; отсутствует ударопоглощающее покрытие; игровая форма в виде карусели сломана; лакокрасочное покрытие на игровых формах частично отсутствует; опора под основной горкой деформирована (имеется угроза обрушения).
Таким образом, с учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования в указанной части являются обоснованными.
При этом требования прокурора в части установки ударопоглощающего покрытия подлежат частичному удовлетворению, с учетом вышеприведенных положений ГОСТ Р 52169-2012, в соответствии с которыми ударопоглощающее покрытие должно быть по всей зоне приземления для оборудования с высотой свободного падения свыше 600 мм.
Помимо этого, актом совместного осмотра спорных объектов установлено, что игровая площадка во дворах домов № по <адрес> в пос. Усть-Омчуг снесена, ведутся работы по установке новой детской площадки.
Обстоятельством, подлежащим доказыванию в рамках рассмотрения настоящего иска, является, в том числе, факт допущенного ответчиком нарушения по содержанию указанного объекта. С учетом того, что на момент рассмотрения дела судом спорный объект отсутствует, суд полагает, что исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат. Вопреки доводам представителя истца действия ответчика по ликвидации спорного объекта не могут расцениваться как устранение им выявленных нарушений, а сведений о том, что работы по установке новой детской площадки ведутся именно ответчиком, в судебное заседание не представлено.
Судом установлено, что срок действия договора № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного соглашения №) о передаче ответчику в безвозмездное пользование земельных участков, на которых расположены спорные объекты, истек ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая данное обстоятельство, суд отмечает следующее.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны
в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4).
Как установлено ч. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ, договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательства сторон по договору, признается действующим до определения в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с п. 4.1 договора № от ДД.ММ.ГГГГ при надлежащем исполнении обязанностей землепользователь имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок в случае направления землевладельцу соответствующего уведомления не менее, чем за 30 дней до окончания срока его действия. В соответствии с п. 4.2 договора землепользователь обязан передать участок землевладельцу по акту приема-передачи в состоянии и качестве не хуже первоначального.
В судебном заседании представитель третьих лиц пояснил, что договор № от ДД.ММ.ГГГГ сторонами не продлевался, в то же время земельные участки землевладельцу по акту приема-передачи не передавались.
Таким образом, в силу ч. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ договор безвозмездного пользования землей от № от ДД.ММ.ГГГГ признается действующим до определения в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Помимо этого, согласно п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В соответствии с п. 26 Перечня к числу таких объектов отнесены и детские площадки.
С учетом изложенного факт истечения срока действия договора № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче ответчику земельных участков в безвозмездное пользование не освобождает его от обязанности по содержанию спорных объектов.
Вышеприведенным пунктом 2.4.7 Устава МБУ «Тенькинский эксплуатационный центр» прямо предусмотрена обязанность ответчика проведения, в том числе, капитального ремонта мест благоустройства.
В свою очередь, соответствии с пп. 3 п. 1.5 раздела I муниципальной программы «Благоустройство территории Тенькинского городского округа», утвержденной постановлением Администрации Тенькинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-па (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), благоустройство в дворовых территориях включает в себя, в том числе, детские игровые площадки.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая временные затраты, необходимые на устранение выявленных нарушений, а также особенности климатический условий на территории Магаданской области, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения – до 1 июля 2024 года.
С учетом положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная в соответствии с п. 3. ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования «Тенькинский муниципальный округ Магаданской области».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 4906001674) ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░:
░░ ░░░░░░: <░░░░░>:
- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 600 ░░.;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ 51269-2012 ░░░░░ ░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
░░ ░░░░░░: <░░░░░>:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░: <░░░░░>:
- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 600 ░░.;
░░ ░░░░░░: <░░░░░>:
- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 600 ░░.;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
░░ ░░░░░░: <░░░░░>:
- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 600 ░░.;
░░ ░░░░░░: <░░░░░>:
- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 600 ░░.;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 25 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░