АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Самара 4 мая 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: Николаева И.В.,
Иванчикова Д.А.,
при секретаре Бадрутдиновой Л.Т. рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Гусева Ю.Я. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 18380 прапорщика запаса Гусева Юрия Яковлевича об оспаривании действий командира войсковой части 21350 и руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области» (далее по тексту – ФКУ «УФО МО РФ по Оренбургской области»), связанных с отказом в выплате заявителю денежных средств для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей.
Заслушав доклад судьи Иванчикова Д.А., судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Гусев проходил военную службу в войсковой части 18380 в должности старшего воздушного радиста самолета «Ан – 12» в воинском звании прапорщик.
В феврале 2010 года он обратился с рапортом к командиру эскадрильи для получении компенсации взамен стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год.
11 августа 2010 года в связи с организационно-штатными мероприятиями он был уволен с военной службы в запас, при этом ему не была произведена указанная выплата, так как была приостановлена законодателем на неопределенный срок, но в декабре 2010 года была возобновлена.
Считая, что он не утратил права на получение указанной выплаты, Гусев обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил обязать руководителя ФКУ « УФО МО РФ по Оренбургской области» произвести ему выплату денежных средств для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год.
Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 24 февраля 2012 года отказал Гусеву в удовлетворении его требований в связи с пропуском срока на обращение с заявлением в суд.
Не согласившись с данным решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
Давая анализ положениям Федерального закона «О статусе военнослужащих», приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 2005 года № 257 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей", Гусев указывает, что командирам воинских частей предписано осуществлять в установленном порядке выплаты военнослужащим по контракту денежных средств один раз в год для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в определенном порядке на территории Российской Федерации.
На момент увольнения с военной службы 11 августа 2010 года в связи с организационно-штатными мероприятиями указанная выплата ему произведена не была, поскольку была приостановлена, а о том, что она была возобновлена ему стало известно осенью 2011 года от его бывших сослуживцев.
Гусев также обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что им были предприняты своевременные попытки найти свою воинскую часть, которая была расформирована, для получения оспариваемой компенсации.
Гусев считает, что поскольку он обратился в суд с заявлением 7 февраля 2012 года, а также с учетом того, что законное право на обжалование действий командира войсковой части 21350 он получил в связи с отказом им в выплате лишь 26 декабря 2011 года, то он до настоящего времени не утратил права на получение указанных денежных средств.
Кроме того, по мнению Гусева, судом неверно установлено начало течения срока на обращение с заявлением в суд, то есть дата исключения его из списков личного состава воинской части – 11 августа 2010 года. Какого-либо заявления со стороны должностных лиц, чьи действия оспорены, об отказе в удовлетворении его требований по причине им пропуска срока на обращение в суд не поступало, в связи с чем суд не вправе был применять решение об отказе в удовлетворении его требований по данному основанию по своей инициативе.
Также в жалобе указывается, что суд первой инстанции не выяснил, на каком основании производились подобные выплаты другим военнослужащим за 2010 год; документы, подтверждающие отсутствие задолженности перед ним, не истребовались.
В заключение жалобы Гусев указывает, что представитель войсковой части 21350 в суд не явился, письменного отзыва на его заявление не представил, сведения о надлежащем уведомлении последнего о дате и месте судебного разбирательства на момент рассмотрения дела отсутствовали.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе заявителя, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. от 25.12.2009 г.) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с «Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции», утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 911 (в редакции от 26 апреля 2008 года), и приказом Министра обороны РФ от 23 июня 2005 года № 257 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, производятся выплаты денежных средств один раз в год для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Данные выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Для получения выплаты военнослужащие представляют до 1 мая соответствующего года рапорт о получении выплаты, справку с места работы супруга (супруги) о не предоставлении путёвки, копию свидетельства о рождении ребёнка.
Вместе с тем в соответствии п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 313-ФЗ «О приостановлении действий отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» действие абзаца 5 пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» было приостановлено до 1 января 2011 года, что исключало возможность командира войсковой части 18380 обеспечить заявителя до исключения его из списков личного состава части причитающимися ему названными денежными средствами за 2010 год.
Производство вышеуказанных выплат было возобновлено в связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2010 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 4.1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», введенному Федеральным законом от 22 июля 2010 № 159-ФЗ, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка.
В постановлении от 23 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; поскольку федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостанавливать действие финансовоемких норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, только если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Анализируя вышеуказанные нормы законов, судебная коллегия приходит к выводу, что приостановление действия абзаца 5 пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающей выплату денежных средств для оплаты стоимости путёвки на детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, и возобновление ее производства уже после исключения заявителя из списков личного состава части не может само по себе лишить его права на получение указанных денежных средств.
Как усматривается из материалов гражданского дела, а именно из копий свидетельств о рождении, у Гусева имеется двое несовершеннолетних детей – Гусева В.Ю., 1996 года рождения и Гусев А.Ю., 2001 года рождения.
Рапорт вышестоящему командованию о выплате ему указанной компенсационной выплаты он подал в феврале 2010 года, то есть в установленные сроки, в связи с чем он мог рассчитывать на то, что указанные денежные средства будут ему выплачены в дальнейшем.
Таким образом, приведенные выше условия для того, чтобы в последующем претендовать на ее получение Гусевым были выполнены.
В дальнейшем, узнав в январе 2011 года от бывших сослуживцев о возобновлении производства данной выплаты, Гусев, как это усматривается из материалов гражданского дела, предпринял ряд действий, направленных на получение оспариваемой выплаты, в том числе путем обращения в военную прокуратуру Оренбургского гарнизона и ряду воинских должностных лиц.
В ходе проведенной военной прокуратурой Оренбургского гарнизона проверки было установлено, что в декабре 2010 года войсковая часть 18380 была расформирована, а правопреемником определена войсковая часть 21350, дислоцированная в городе Твери.
Это же следует из имеющегося в деле сообщения командира войсковой части 21350-2 от 7 сентября 2011 года о том, что после проведенных организационных мероприятий правопреемником войсковой части 18380 стала войсковая часть 21350 (гор. Тверь). Структурному подразделению с дислокацией в городе Оренбурге присвоено условное наименование «войсковая часть 21350-2»
После обращения Гусева к указанному выше воинскому должностному лицу, 5 сентября 2011 года он сообщил заявителю о том, что оспариваемая им компенсация данной воинской частью ему выплачена быть не может, поскольку она производится ФБУ «УФО МО РФ по Оренбургской области».
19 декабря 2011 года Врио командира войсковой части 21350 сообщил Гусеву о том, что и указанная выше воинская часть якобы не является правопреемником войсковой части 18380, в связи с чем командование не правомочно принимать решения, связанные с выплатой ему данной компенсационной выплаты, в связи с чем рекомендовал обратиться с соответствующим заявлением в суд.
Из этого следует, что воинские должностные лица, к которым обращался Гусев, не отказывали ему в производстве оспариваемой выплаты, а лишь сообщали ему о проведенных организационных мероприятиях и невозможности принятия решения по данному вопросу именно ими.
Исходя из вышеизложенного судебная коллегия приходит к заключению о том, что вывод суда первой инстанции о том, что о нарушении своих прав Гусеву стало известно в августе 2010 года, то есть при исключении из списков личного состава воинской части, не основан на материалах гражданского дела.
Более того, в момент исключения Гусева из списков личного состава воинской части эта выплата была приостановлена, то есть и не могла производиться, поэтому связи между этими двумя моментами нет.
Касаясь существа заявленных Гусевым требований, суд апелляционной инстанции констатирует следующее.
Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения заявления Гусева как судом первой, так и судом апелляционной инстанции, привлеченные к участию в деле руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Оренбургской области» и командир войсковой части 21350 в судебное заседание не явились, письменных возражений на заявление Гусева не подали. Тем самым свою позицию относительно возникшего спора до судов не довели.
Между тем в силу части 2 статьи 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Материалами же гражданского дела факт нарушения прав Гусева, связанный с невыплатой ему денежных средств для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей, доказан, а должностными лицами, чьи действия оспорил Гусев, не опровергнут.
Поэтому судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального законодательства и принятию по делу нового решения об удовлетворении требований заявителя.
При этом реализация соответствующего права заявителя, по мнению судебной коллегии, должна быть возложена на командира войсковой части 21350 как правопреемника командира войсковой части 18380, поскольку данное право возникло именно в период прохождения заявителем военной службы в данной воинской части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, п. 2 ст. 328, 329 и п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2011 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 18380 прапорщика запаса Гусева Юрия Яковлевича об оспаривании действий командира войсковой части 21350 и руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области», связанных с отказом в выплате денежных средств для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального законодательства отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Гусева Ю.Я. об оспаривании действий командира войсковой части 21350 и руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области», связанных с отказом в выплате денежных средств для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год, удовлетворить.
Обязать командира войсковой части 21350 издать приказ о выплате Гусеву Ю.Я. денежных средств для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год в установленном порядке и размерах, а руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области» произвести заявителю данную выплату.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского окружного военного суда
Д.А. Иванчиков